Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Программа "Основы дизайна"
г. Караганда "школа искусств №2"
Преподаватель изобразительного искусства Ку Ю. П.
2013-2014 уч.год

Введение
Художественная школа призвана в тесном контакте с общеобразовательной школой ,способствовать воспитанию гармонически развитой личности. Именно дополнительное образование призвано приобщить детей к различным видам изобразительного искусства, а также дать учащимся профессиональные начальные знания и навыки.
Предмет «Основы дизайна» должен занимать важное место среди предметов художественно-эстетического цикла. Это требование времени, обусловленное развитием технического прогресса и компьютеризацией общества. Этим этот интегрированный курс отличается от других предметов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры. Выйдя из недр ДПИ, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и многого-многого другого. Все это активно внедряется в современное казахстанское искусство.
Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи и изделию. Проектирование каждого объекта предполагает учет многих сторон, например технологии упаковки объекта, как и где хранится, как используется, какова окружающая световая и цветовая среда.
Весь курс делится на беседы и практические занятия на компьютере и планшете. Практическая работа рассчитана на 2 часа в неделю. Как правило, беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ. Эскизы практических работ (композиция, цветовая гамма, шрифт) разрабатываются на компьютере. Сама практическая работа выполняется на планшете, с использованием акварельных и гуашевых красок, черной туши, аппликации из цветного картона и бумаги. Время на беседы, практические задания учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовленности учеников. Следует только иметь в виду, что на практические занятия должно отводиться подавляющее количество учебных часов.
Данный интегрированный курс предусматривает обучение на более высоком технологическом уровне. Предусматривает развитие образного мышления, знания основных графических компьютерных программ. Вся программа «Основы дизайна» построена на принципах последовательного усложнения, систематичности, неразрывной связи рисунка, композиции и компьютерных программ.
По итогам четверти проводится выставления – просмотр работ учащихся.

«ОСНОВЫ ДИЗАЙНА» – интегрироранный курс по предмету «композиция». 10-11 класс.(2 ч. в неделю).

Преподаватель ИЗО Ку Ю. П.

Среди предметов художественно-эстетического цикла важное место занимает дизайн. Современный уровень развития производства немыслим без художественного проектирования, которое придает изделию эстетический вид. Это могут быть пластические решения станков и производственного оборудования, мебели, выставки дизайна среды, где вещи стилистически и функционально соединены между собой пластикой, линией, цветом (графический дизайн, оформление витрин, детских игровых площадок, интерьеров). Произведения дизайна близки по своей сущности декоративному оформительскому искусству, прикладной графике. Но и между ними есть различия. Дизайнеры практически только задают направление для дальнейшей производственной деятельности. Труд художника, как бы растворяется среди труда других исполнителей. Но дизайн не существует изолировано от других видов художественного творчества. Это ясно видно в процессе создания художественного образа в дизайне, начиная с первых, поисковых эскизов и макетов, будущих вещей и заканчивая опытными образцами.
Слово «дизайн» в переводе с английского означает «проект», «замысел», «чертеж». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам гармонии. Смысл дизайна заключается в комплексном подходе к каждой вещи. Это требует от художника умений рисовать, чертить, абстрактно мыслить, владеть искусством шрифта.
В наше время все активнее происходит компьютеризация общества. Умение владеть компьютером и знать компьютерные программы становится нормой жизни. Современный художник-дизайнер, кроме перечисленных умений, должен хорошо знать компьютер и владеть компьютерными программами (Corel Draw, Adobe Photoshop, 3 d max, Arhi Cad, Home desing). Незнание этого, делает художника неконкурентноспособным на рынке труда. Использование компьютерных программ позволяет художнику-дизайнеру более оперативно вести творческую работу, экономя при этом много сил и времени. Умея работать в той или иной программе, художник может решать самые сложные дизайнерские задачи, которые перед ним ставит современное искусство. При этом, выходя на более высокий уровень подачи, полиграфического материала. Но таких специалистов пока очень мало. Таким образом, налицо объективно сложившиеся противоречие между всемирной потребностью общества в специалистах умеющих работать в данных программах и владеющих изобразительной грамотой, и реальным состоянием решения этого вопроса, как в теории, так и в практике.
Поиск педагогически эффективных условий разрешения данного противоречий обозначил проблему нашего исследования и выбор темы: создание интегрированного курса «Основы дизайна».
Цель нашей работы заключается в разработке теоретических основ содержания и методике проведения данного курса.
Предмет исследования – процесс формирования профессиональных умений и навыков у учащихся.
Гипотеза: в процессе прохождения интегрированного курса у учащихся повысится графическая грамотность, творческое воображение, художественно-конструкторские способности. Повысится мотивация обучения как по предмету ИЗО, так и по предмету ОКГ. Более полно сформируются умения и навыки в художественном конструировании (используя компьютерные программы). Использование компьютерных технологий, повысит полиграфический уровень подачи художественного материала. Знание компьютерных программ позволит выпускникам школы решать сложные оформительские задачи. Они узнают современные графические программы:
Corel Draw, Adobe Photoshop, 3 d max, Arhi Cad, Home desing. Учащиеся смогут полнее использовать весь потенциал заложенный в них для решения графических задач и творческого самовыражения.
Привить навыки и умения работы в этих программах, что даст более гармоничное развитие учащихся.
Ведущая идея исследованея состоит в том, что формирование профессиональных умений и навыков выпускников школы искусств ( а среди них немало будующих художников-дизайнеров ) должно осуществляться в условиях целостного интегрированного курса (ИЗО + ОКГ) с использованием компьютерных программ.

Учебно-воспитательные задачи:

• Способствовать эстетическому воспитанию, формированию художественного вкуса.
• Дать учащимся представление о дизайне, как о художественно-творческой, конструкторской деятельности человека. Профориентация выпускников.
• Ознакомить с историей развития дизайна, его направления и виды.

• Дать понятия об основных методах художественного проектирования ( план, выполненный в масштабе, разверстка стен, перспектива помещений, торговые знаки и логотипы, рекламный плакат).
• Повысить графическую грамотность учащихся, развить абстрактное и образное мышление. Раскрыть творческий потенциал личности.
• Сформировать ЗУН учащихся в художественном конструировании с использованием компьютерных программ (составление эскизов, использование шрифтовых композиций, поиск цветовых решений, разработка интерьеров и игровых площадок).
• Изучить основы работы с вышеперечисленными компьютерными программами.
• Формировать начальные навыки прикладного использования компьютерных программ в ИЗО и дизайне.
Сформировать интегрированное видение эффективного использования той или иной компьютерной программы для достижения максимальных эффектов в решении дизайнерских задач.

Программа предусматривает доступность заданий и постепенное усложнение учебного материала. Вначале учащиеся знакомятся со шрифтами, его видами и гарнитурами. Учатся использовать эмоциональные и образные характеристики шрифтовых гарнитур в книжной графике. В следующих заданиях учащиеся, используя только шрифтовые гарнитуры, учатся абстрактно мыслить, создавая образные композиции. Шрифт становится не только носителем информации, но и конструктивным элементом в создании образа. Придумываются фирменные надписи, логотипы. Эскизы разрабатываются на компьютере средствами программы MS Word. Наряду с практическими заданиями, учащиеся получают теоретическую информацию, о дизайне, его истории и направлениях. В следующих заданиях учащиеся учатся соединять лаконичный рисунок с подходящей по образу шрифтовой гарнитурой. Использование компьютерных технологий, позволяет расширить художественные методы и приемы при создании плаката. Эскизы, (композиция плаката, цветовая гамма, шрифтовые гарнитуры) или сам плакат, разрабатываются на компьютере с использованием программ: MS Word, Corel Draw, Adobe Photoshop.
В 10 классе предусмотрено выполнение курсовой работы. Ученики проектируют оформление интерьера кафе, магазина, класса, беря за основу реальное помещение.
План, перспективу интерьера, его цветовое решение разрабатывают на компьютере используя программы: Arhi Cad, Home desing, Floor Plan.
В 11 классе, учащиеся учатся не только организовывать внутреннее пространство помещений, но и гармонировать его с внешней средой. Задания предусматривают оформление витрин магазинов, детских игровых площадок. Эти задания позволяют учащимся реализовать свой творческий потенциал, свое личное отношение к творческому проекту. На стадии разработок эскизов используются программы: Arhi Cad, Corel Draw, Floor Plan.
Дипломная работа позволяет учащимся самим осуществить дизайнерский проект. Начиная его от разработки эскизов, и заканчивая проект его реальным воплощением (это может быть оформление класса, реквиации, роспись стен и т.д.).
При работе над эскизами дипломных работ, используются компьютерные программы изученные раньше.
Для активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их интереса к дизайну следует как можно чаще организовывать экскурсии в конструкторские бюро, проектные мастерские, на выставки по компьютерной графике и дизайну. А также организовывать встречи с художниками-дизайнерами, искусствоведами, конструкторами. Некоторые учебные работы важно выполнять коллективно. Коллективное выполнение проектов, макетов, моделей всегда рождает повышенный интерес, творческий настрой, желание успешно завершить работу.
Данная программа актуальна и современна. Программа получила положительную рецензию от члена союза художников Казахстана Пацюра А. А. В течении ряда лет программа прошла успешную апробацию, как экспериментальная в 10-11 классах. Отмечена положительная мотивация учащихся, как по предмету ИЗО, так и по предмету ОКГ. Творческие работы учащихся по дизайну отмечались грамотами на областных выставках. Многие выпускники, прошедшие данный интегрированный курс, продолжили свое обучение в институтах Казахстана, России, Испании (аспирантура).

ПРОГРАММА

Тема: Понятие “Дизайн”. Дизайн – что это такое? История возникновения дизайна. Применение дизайна в различных областях человеческой деятельности (дизайн интерьера промышленная графика, художественное проектирование). Значение рисунка и чертежа в дизайне. Декоративно-прикладное искусство и дизайн. Шрифт - необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта. Гарнитуры шрифта, его виды. Эмоциональное и образная характеристика шриф. гарнитур. Книжная графика.
Практическая работа.
Выполнение шрифтовых композиций с графической заставкой, (название книги обыграть изобразительными элементами, выбрать шрифтовую гарнитуру, соответствующую данной эпохи, характеру книги).
Примеры заданий:
а) “Задонщина” старославянский
б) “Житие Сергия...”
в) “Сокровища Агры” индийский или арабский.
г) “Русские сказки” древнерусский.
д) “Казы-Корпеш и Баян Сулу”
ж) “Телефон” рисованный
з) “Айвенго” готический

Эскизы и разработки шрифтовых композиций проработать на компьютере (композиция, шрифты, цвет, гамма). Средствами программы MS Word (при создании композиций использовать набор шрифтов, гарнитуру и кегль, использовать элементы надпись, вставка рисунка, границы и заливка). Время выполнения 6 занятий (12 ч.)

2. Тема Плакат (Промышл. граф.)
Понятие “плакат”. Его виды, (политический, экологический, экономический) особенности выполнения плаката, (выразительные, но лаконичные изобр. приёмы - монохромная цветовая гамма с ярко выраженными цв. акцентами, шрифты - носитель образа и эмоционального состояния плаката.)
Назначение плаката. Изучение компьютерных программ: MS Word, Adobe Photoshop, CorelDraw, для комплексного использования.
Практическая работа.
Создание плаката на экологическую тему (лаконичный, образный
рисунок дополняется характерным шрифтом). Разработка эскизов плаката,
выбор шрифта ведётся на компьютере несколькими способами.
Сначала изучаются основы работы в программах MS Word, CorelDraw,
Adobe Photoshop, Paint Brash а затем создаются несколько эскизов в
каждой из программ.
Время выполнения задания 8 занятий (16 час.)
3. Тема “Шрифтовая композиция” (“Времена года”, “Свободная тема”)
Понятие о композиции в промышленной графике. Основные категории композиции - органичность и целостность, пропорциональность и ритм, масштабность, симметрия и асимметрия, цвет и цветовые сочетания, контрастность форм. Выразительность шрифтовых гарнитур. Буква – как конструктивная, образная деталь композиции. Изучается понятие кривых и способы работы с кривыми в программе CorelDraw и Adobe Photoshop.
Практическая работа.
Выполнить шрифтовую композицию на тему “Времена года”, (учесть характер шрифтовых гарнитур, их эмоциональный настрой). Шрифтовую композицию решить в цвете, используя два-три цвета. Эскизы выполнить на компьютере в программе CorelDraw.
Время выполнения задания 8 занятий (16 час.)
4. Тема “Интерьер” (курсовая работа)
Особенности проектирования среды в интерьере. ( стилевое единство всех пр-ов. интерьера; зональность - деление интерьера на функциональные зоны; гармоничная цветовая гамма; образность интерьера - мебель, оформления, светильники и т. д. должны подчёркивать образ интерьера) Художник по интерьеру. Масштаб; план; перспектива.

Краткий обзор истории дизайна. (Стиль “модерн” - немецкий художник Петр Беренд, Абрамцевский кружок, “Баухауз”, Ле Корбюзье, В. Татлин и др.)
Практическая работа.
Проектирование оформления интерьера кафе (взять реальное помещение).
Придумать название кафе, в соответствие с ним спроектировать Образ
интерьера. Подобрать шрифтовую гарнитуру.
План, перспективу интерьера кафе разработать в цвете на компьютере,
используя программу “Arhy Cad, Home desing, Floor Plan”
Эскизы прорабатываются на компьютере в программах связанных с проектированием и
дизайном жилых помещений, возможностью создания эскизов интерьера
и различных расчётов. Создание собственных элементов интерьера.
Время выполнения задания 11 занятий (22 час.)
11 класс.
5. Тема “Витрина”. Её назначение. Особенности оформления витрины
магазина (экспонаты, подставки, шрифтовые композиции, подсветки и
т. д.) Стилевое оформление витрины в зависимости от названия
магазина, специфике выставляемых товаров. Умение связать витрину магазина с окружающей средой. Этапы художественного проектирования (художественно-конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект).
Практическая работа.
Используя реальные витрины магазина, спроектировать её оформления. Придумать название магазина, подобрав соответствующий шрифт. При работе над оформлением использовать масштаб. На стадии разработок и эскизов работать с компьютерными программами Arhy Cad, Home desing, Floor Plan, CorelDraw.
Время выполнения задания 8 занятий (16 час.)
6. Тема Разработка логотипов, фирменных названий злаков, эмблем.
Понятие “фирменный знак”. Особенности (характерный и образный
шрифт, лаконичные изобр. элементы, подчёркивающие образ названия
фирмы, её деятельность, монохромная цветовая гамма - один-два цвета). Шрифт – как необходимый элемент и выразительное средство художественного проекта.
Изучение элементов программы CorelDraw и Adobe Photoshop
позволяющих быстро и эффективно разрабатывать эмблемы и логотипы. История зарождения и развития дизайна в России. Вхутеин, и его роль в развитии российского дизайна.
Практическая работа.
Разработать фирменный знак или название фирмы используя шрифтовые гарнитуры создающие образ фирмы и её деятельность. Решить задание в графике (чёрно-белой) или в цвете (один-два цвета).
Разработки вести на компьютере, используя программу CorelDraw, Photoshop, создать несколько эскизов используя каждую программу. Попытаться самостоятельно сделать эскизы в других подходящих изученных программах. Время выполнения задания
6 занятий (12 час.)
Тема “Проектирование оформления детской площадки”
Особенности проектирования среды: игровых площадок, жилищ, учебных комнат, выставок.
Особенности проектирования игровых детских площадок, (стилевое
единство всех деталей материалов исполнения; - дерево, конструктивные
элементы, метал, и т.д.) применение конструктивных элементов (каркас,
состоящий из квадратных и треугольных конструктивных элементов или
каких-то других деталей) зональность игровой площадки (её
многофункциональность.). Ландшафтный дизайн.
Гармоничная цветовая гамма всех деталей игровой площадки.
Учитывать пейзаж в процессе проектирования.
Изучение программы Arhi Cad и 3d max.
Разъяснения разницы проектирование на компьютере и на бумаге.
Способы компьютерного проектирования. Использование текстур,
освещения, понятие трех мерности. Просмотр площадки в 2d и 3d.
Практическая работа.
Создать проект игровой площадки. Разработать конструктивные
элементы, создать образ площадки (деревянный замок или сказочный
городок; спортивно-игровое пространство из конструктивных элементов и т. д.)
Оформить игровые элементы (горки, качели, карусели и т. д.) декором.
Придумать название игровой площадки, подобрав соответствующий
шрифт.
Выполнить перспективу и план игровой площадки или макет.
Использовать в работе компьютерную программу Arhi Cad, 3d max.
Объёмная и проекционная прорисовка элементов. Поиск необходимый
текстуры и освещенности. Изменения вида площадки при изменении
освещённости.
Время выполнения задания
7. занятий (14 час.)
8. Дипломная работа.
Раскрыть учащимся возможности дипломной работы, обговорить объекты (роспись стены в классе, рекреации, эскизы в выполнение батиков на окна, на стену; комплексное оформление класса - создание проекта). Стиль и мода. Современные проблемы дизайна.
Практическая работа.
Определив объект для дипломной работы, разработать эскиз оформления.
При работе использовать компьютерные программы изученные раньше. Обсудить эффективность. Утвердив эскизы, перейти к практической работе над дипломным проектом.
Время выполнения задания 12 занятий (24 час.)

Рекомендуемая литература

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.,1982.
Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники. – М., 1972.
Графический дизайн США. – М., 1989.
Кликс Р. Р. Художественное проектирование экспозиции. – М., 1978
Минервин Г. Б., Мунипов В. М. О красоте машин и вещей. – М., 1981.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
Пузанов В. И., Петров Г. П. Тексты в художественном конструировании. – М., 1984.
Розенблюм Е. А. Художник в дизайне. – М., 1974.
Холмянский Л. М., Щипанов А. С. Дизайн. – М., 1985.
Цыганкова Э. У истоков дизайна. – М., 1977.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Ку (2013-12-14) | Автор: Ку Юрий Петрович E
Просмотров: 1841 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-10-18, 9:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru