Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Тема урока: «Говорящие буквы» Станковая композиция 2 класс. Цели и задачи: Развивающие: Развитие творческого воображения и фантазии. Развить интерес к написанной букве, как к определенному изобразительному элементу. Чувство соответствия шрифта и содержания слова. Воспитывающие: Воспитание художественного вкуса к шрифтовым композициям. Обучающие: Познакомить учащихся с историей развития алфавита, многообразием и видами шрифта. Обучить учащихся не только писать, но и рисовать буквы. Передавать характер буквы через форму, фактуру и цвет. Материалы для учителя: Слова для отгадывания: «Злодей», «Драчун», «Лентяйка», «Добряк», «Весельчак». Шрифтовые гарнитуры для слов: «Забор», «Пожар», «Карнавал», «Новый год», «Телеграф», «Конструктор», «Люди», «Мультфильм», «Китай», «Злой колдун». (ИГРЫ) Плакат с вариантами одной буквы. 2 листа бумаги для игры. Образцы письменности Древнего Египта и Руси. Образцы композиций: «Фруктовый стиль», «Животный стиль», «Архитектурный стиль» ПРИЗЫ. Маркеры. Материалы для ученика: Бумага, гуашь, фломастеры. ПЛАН УРОКА. Вступление. История развития письменности и буквы. Многообразие шрифтов и его видов (образец). Игра. Команды придумывают наибольшее количество вариантов букв: «В» и «С» Шрифт – носитель образа и характера. Игра «Отгадай образ». «Говорящие буквы». Игра в составление слов: «Пожар»…(выбор соответствующих шрифтов) Задание на практическую работу. Показ образцов. Практическая работа. ХОД УРОКА. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о буквах. Все вы знаете, что слова могут нам дать много знаний. Мы узнаем много интересного, когда говорим или читаем. Однако не только слова, но и сами буквы, нам могут о многом рассказать. Итак, тема нашего урока «Говорящие буквы». О чем нам могут поведать буквы? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы поговорим с вами об истории развитии букв, узнаем, как развивался алфавит. Сегодня у нас 2 команды: команда мальчиков и девочек. И 2 капитана: Саша и Аяна. Внимательно слушайте, отвечайте на вопросы, зарабатывайте очки для своей команды. Когда же возникла письменность? Какой народ первым придумал алфавит? Сегодня мы ответим на эти вопросы. Письменность корнями уходит в глубокую древность. Уже в каменном веке древние охотники и рыболовы использовали рисуночное письмо. Так, например, если рыболов уходил в море на 3 дня, то он рисовал на камнях 3 солнца. Но это еще не было письменностью, а было только ее началом. Позднее, в связи с развитием речи и мышления, у людей возникла нужда в настоящей письменности. Так возникли разные виды письма. Самыми древними были письмена Древнего Египта и Шумера. Именно там возникла первая письменность. В начале это были простые рисунки или зарубки на палочках. Рисуночное письмо еще называется «пиктографией». Рисунки изображали конкретные предметы – дерево, дом, человека или животное. Со временем рисунки стали упрощаться. Так возникли иероглифы в Древнем Египте. Слово «иероглиф» означает «священные письмена». Первые письмена были похожи на загадки - ребусы. (Показать образец). Потому что знаки в иероглифах обозначали целое слово, а иногда и целое предложение. Потом эти сложные правила упростились. Некоторые знаки стали обозначать слоги. Египетская письменность развивалась в течение 4 тысяч лет. Основным материалом для письма был папирус. Его делали из разрезанных стеблей растения. Под тяжестью выделялся клейкий сок, который склеивал стебли в одно целое. На полученных листах писали камышовыми тростинками черными и красными чернилами. На папирусе можно было рисовать довольно сложные фигуры и линии. А вот в Шумере писали на глиняных табличках. Потому что пригодных растений было мало, а глина была в изобилии. На сырой глине узоры выдавливались камышовой палочкой. Сложные линии было трудно вычерчивать, поэтому знаки состояли из прямых линий. В месте надавливания отпечаток был шире, получался своеобразный клинышек. Поэтому такую письменность назвали «клинописью». Готовый документ сушили на солнце или обжигали. От шумеров клинопись переняли и другие народы. Клинопись тоже развилась в сложное слоговое письмо. Итак, давайте ответим на вопросы - « Где впервые появилась письменность?», «Что означает слово «иероглиф», «На чем писали египтяне и шумеры?». ( Дети отвечают на вопросы, за правильный ответ дается одно очко). Египетскую письменность и шумерскую клинопись ученые долго не могли прочесть. Их расшифровали только в 19 веке. Но та письменность, которой пользуемся мы, произошла не от древних иероглифов. А от алфавита финикийцев. Самый первый алфавит создал древний морской народ – финикийцы. Они были успешными купцами и мореплавателями. Как и все хорошие торговцы, финикийцы вели записи деловых сделок. Поэтому, около 3000 лет назад, финикийцы составили свой первый алфавит. Он состоял только из согласных букв. Алфавит финикийцев был гораздо проще, чем у египтян и не требовал много усилий для запоминания букв. От финикийцев его заимствовали греки, которые добавили в алфавит гласные буквы. Греческий алфавит стал основой латинского, от которого произошли письменности большинства народов. Вопросы командам - «Кто придумал первый алфавит?», «В чем его было отличие от остальных?» Славянский алфавит, тот который используем мы, связан с именами двух братьев греков – Кирилла и Мефодия. Кирилл с помощью Мефодия составил славянскую азбуку – кириллицу. Ее основу составил греческий алфавит. Другой славянской азбукой была глаголица. Кто создал ее до сих пор остается тайной. Писали на Руси, на бересте, (коре березы) а также на пергаменте (коже животных). Книги из пергамента были очень дорогие и стоили целое состояние. Обложки книг украшались серебром, позолотой и драгоценными камнями. Заглавные буквы богато разрисовывались узорами. (Показ наглядного материала). Вопросы командам - « Кто составил славянскую азбуку?», » Виды славянской азбуки?», « На чем писали славяне?». ( Ответы детей ). Сегодня у нас есть один алфавит, на котором мы говорим и пишем. Но существует большое количество написания букв алфавита. Их называют « шрифты». Шрифтов очень много, и с каждым годом их становится еще больше. Есть особые художники-шрифтовики, которые придумывают новые шрифты. Лучшие шрифты демонстрируются на международных выставках, награждаются золотыми и серебряными медалями. В этой файловой папке собранна лишь маленькая часть шрифтов. В каждом из них, одна и та же буква не похожа друг на друга. Посмотрите сами на эти образцы буквы «А». Каждая буква не похожа, нет абсолютно одинаковой буквы. У каждой свое написание, свой образ, свой характер. Одни веселые, радостные, легкие и воздушные, другие строгие, тяжелые, мрачные. Одни похожи на рябь на воде ( шрифт «Океан»), другие как будто, сделанные из досок, или похожи на металлическую ограду (шрифт «Ограда», «Деревянный»). Третьи, будто сделанные из детского конструктора, или сложенные из домино. Каждая буква имеет свой образ, свое лицо. Вы с этим согласны? А теперь, каждой команде дается задание: « Придумать и нарисовать на листе бумаги как можно больше образов одной буквы». Условия игры: капитаны вытягивают буквы, которые будут рисовать. ( «В» и «С»). Ни один образ буквы не должен повторяться. Победит та команда, у кого образов букв будут больше. Все вместе придумываем образы букв, рисуем карандашом, готовые буквы обводим маркером. Наши гости будут членами жюри. Они подсчитают и решат, какая команда победила. На работу дается 5 минут. Победитель получает 5 очков. Существуют разные виды шрифтов: чертежные и рисованные. Чертежные шрифты более строгие. Их строят при помощи линейки, циркуля, по особой сетке. С ними вы познакомитесь в старших классах, на уроках черчения. Рисованные шрифты, рисуются не так строго. Сегодня мы будем, в основном, работать с рисованными шрифтами. Как мы убедились, каждая буква имеет свой образ и характер. И даже если мы не знаем человека, то по тому, как написано его имя (каким шрифтом), мы можем судить о его характере. Представим себе, что один волшебник заколдовал людей, превратив их в слова. И чтобы им помочь, нам нужно определить их характер. Вот висят эти слова, а вот их характеристики. Капитаны команд, по очереди помогают этим людям. ( Правильный ответ оценивается в одно очко). И, наконец, последний конкурс. Каждой команде я раздам шрифты и список слов. Нужно, в течение 2 минут, подобрать к каждому слову свой шрифт. Один член из команды объясняет этот выбор. (Правильный выбор оценивается в 5 очков). А теперь, мы подведем итоги наших конкурсов. Капитаны собирают и сдают заработанные очки жюри. И пока жюри считают, мы сделаем вывод нашему уроку. Каждая буква имеет свое лицо, характер, образ и может о многом нам рассказать. Итак, победила команда… Мы их награждаем сладким призом, но и другая команда очень старалась. Они получают поощерительный приз. А теперь, мы переходим к практической работе. Сейчас вы станете художниками-шрифтовиками. И сами будете придумывать свои буквы-рисунки. Ваши буквы должны соответствовать темам: «Фруктовая или овощная», «В мире животных и насекомых», «Архитектурная». Вот здесь вы видите образцы этих тем. Каждая буква имеет свой образ, т.е. похожа на какой-нибудь предмет или насекомое. И в то же время, читается как буква. Готовую букву мы раскрашиваем гуашью и обводим черным маркером. Антураж, т.е. остальные детали, можно только обвести. Ну а теперь, приступим к работе. | |
Просмотров: 1506 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|