Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

"Макраме" узелок на память
Цель и задачи урока:
Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей при помощи занятий макраме.
Задачи:
Образовательные:
- Научить технике плетения и основным приёмам макраме в соответствии с программой;
- Познакомить с историей возникновения узелкового плетения (макраме);
- Учить создавать изделия по образцу или по собственному замыслу.
Воспитательные:
- содействовать формированию трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности, умению доводить начатое дело до конца;
- формировать интерес к декоративно – прикладному творчеству;
- воспитывать взаимоуважение, чувство коллективизма, желание помочь.
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память);
- формировать умение реализовывать в повседневной жизни знания и умения, полученные на занятиях.

Макраме - его история и основные узлы.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. И дело не только в том, что у нас на уроке присутствуют гости. Но и в том, что сегодня мы вспомним и поближе познакомимся с художественной техникой «макраме». Вспомним ее историю, корни, основные узлы плетения. Узнаем, что обозначает это странное слово - «макраме».
На доске вы видите вопросы, на которые вы ответите( слушайте, записывайте).
В течение веков люди создали немало видов рукоделия. С некоторыми из них мы уже с вами познакомились. Это «квиллинг», «витраж», «изонить», художественная обработка кожи(образцы). И сегодня мы познакомимся и вспомним еще один вид декоративного искусства - «макраме» - узелковое плетение.
Его популярности и широкому распространению способствует то, что этот вид народного творчества не требует каких-то специальных инструментов. Ведь основным «орудием производства» являются умелые руки и разного рода веревки. Техника «макраме» позволяет каждому человеку творчески выразить себя, и даже зная только основные узлы, можно создавать разнообразные изделия. Творческое начало проявляется в орнаменте узлов, в декоре макраме другими материалами: бусинами, деревом, пуговицами…
1. Итак, что такое «макраме»?
Макраме - это один из видов ДПИ. Основой макраме является узелковое плетение.

2. С чего начинается история «макраме»?
Эта история уходит в глубину веков. Завязывание узлов на веревке относится к числу древнейших изобретений человека. Можно предполагать, что древний человек придумал узлы и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узел задолго до того, как изобрел плуг, колесо, топор, лук и стрелы. Существование человека нельзя представить без веревки, сделанной из лианы или волокон растений. Ею они сшивали свои одежды из шкур животных, ею плели сети для рыб. Интересно, что под Выборгом (город около С. Петербурга) археологи нашли рыболовную сеть, которая была сплетена почти 7 тыс. лет назад. Умение вязать на веревке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение.
3. Какие страны претендуют на то, чтобы называться родиной “макраме»?
Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но, в последнее время, археологические находки в других странах говорят о том, что узелковое плетение было также широко известно в Египте, Древней Греции, Ассирии, Перу. Так , например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.
Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение служило самым различным целям.
Так, на Востоке существовала узелковая грамота; в культуре племени инков была система узелковой письменности - «кипу«. Они передавали шнурки с узелками разного вида, и таким образом, делали сообщения. Китайцы пользовались узлами как памяткой. По сей день сохранился обычай и поговорка: чтобы не забыть - завязать узелок на память.
С узлами немало связано символов и легенд. Из мифов Древней Греции вы знаете о Геракле. Одним из его первых подвигов стала победа над огромным немейским львом. Геракл победил льва, а его шкуру он завязал на шее узлом, который стали называть геркулесовым. Греческие воины верили, что этот узел отводит беды и заживляет раны
(перевязывали себе раны).
Этот же узел встречается на египетских фресках и в украшениях фараона.
И еще один узел вошел в историю и стал легендарным. Это гордеев узел, в наше время он называется «турецким». А легенда такова:
В одной стране умер царь, не оставив наследника. И все кланы стали враждовать между собой, претендуя на трон. И тогда оракул - главный жрец, предрек, что царем страны станет чужеземец, который первый въедет в город на повозке. Им стал сын фригийского бедняка Гордея Мидас. И именно эту повозку с хитроумным узлом, которую никто не мог развязать, Мидас поставил в храме Зевса. По пророчеству оракула, тот человек, который бы смог развязать этот узел, стал бы правителем Азии. Прошло 400 лет, и Александр Македонский завоевав этот город, пришел в храм и попытался развязать гордеев узел.
Но не смог. И тогда, по одним источникам, он выхватил меч и одним ударом перерубил узел. И отсюда пошло выражение: «Разрубить гордеев узел». Т. е. одним необычным решением решить трудную задачу.
Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов стали моряки. В силу своей профессии они должны были уметь завязывать разнообразные узлы. Одним из древних узлов считается морской узел ( рис. 9). Сейчас известно не менее 4 тыс. морских узлов. В свободное от вахты время, плетение и придумывание узлов стало для моряков увлечением. Большинство морских узлов используются и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости. Надо сказать, что узелковое плетение раньше было исключительно мужским занятием. И только со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в красивую вещь.

Теперь давайте немного прервемся, чтобы ответить на первые вопросы: Итак,…1-4 вопрос

За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, о нем забывали. Но неизменно оно возрождалось, обогащаясь новыми приемами, узлами, материалами.
А). Первый расцвет макраме относится к 9 веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.
Б). В 13 веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени.
В). В 15 веке, после крестовых походов, плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии. Им украшали занавеси, одежду, ширмы.
Были открыты и первые школы макраме. В Турине, Валентина Кавандоли обучала плетению детей. Она ввела много нового в технику макраме.
Г). «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии в 18 веке. Именно в то время, также как и сейчас, макраме широко использовалось в оформлении интерьеров и в дизайне одежды.
4. Как переводится и что означает слово «макраме»?
В разные времена искусство плетения называлось по разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома.
И только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть «макраме». Ученые считают, что это слово произошло от турецкого слова «макрама» - нарядная шаль с бахромой.
В наше время «макраме» тоже очень популярно. Многие люди, не зависимо от возраста, увлеченно создают красивые и нужные вещи. Они не только не только самовыражают себя в творчестве, но и дарят окружающим людям радость и красоту.

Ответим на остальные вопросы: 5-6 вопрос

Вопросы:
1. Что такое «макраме»? Что является его основой?
2. Какие страны претендуют называться родиной «макраме».
3. Какие узлы стали легендарными или широко известными?
а) б).
в).
4. Какая профессия придумало большинство узлов?

5. В какой стране и в каком веке был «золотой век» макраме?
6. Перевод слова «макраме»?

Практическая часть урока:
1. Навешивание нити
2. Двойной плоский узел - нити основы и рабочие нити
Плетение ремешка
Плетение косички
3. Плетение «Сова».

Источник: http://книги и журналы по макраме
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Ку (2013-12-30) | Автор: ку юрий E
Просмотров: 1083 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-10-18, 9:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru