Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Урок ДПИ в 7 классе. Тема урока: Батик.
Урок ДПИ в 7 классе. Тема урока: Батик. Разработка учителя ИЗО Цыбули С.Б. Школы искусств №2 г. Караганды клуб ЮНЕСКО
Цели и задачи урока:
Цель: Знакомство с новой техникой, художественными приёмами росписи, развитие навыков творческой работы в декоративно-прикладном виде искусства.
Обучающая: Дать определение батику как виду прикладной деятельности, изучить историю его возникновения и способы его изготовления, изучить технические средства и материалы, используемые в батике. Создание творческой композиции в технике батик.
Развивающая: Развитие восприимчивости, речи, наблюдательности.
Воспитывающая: Воспитание интереса к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.
Оборудование урока:
Интерактивное оборудование, слайды, оригинальные работы в технике батик, различные материалы для работы: анилиновые красители, кисти, резерв, трубочка для резерва, ткани для батика: х/б, креп-шифон, шёлк, соль.
Материалы для учащихся:
Ткань на подрамнике, краски для батика, кисти, резерв, трубочка.
План урока:
1.Батик как вид декоративно-прикладного искусства, история его возникновения.
2.4 техники изготовления батика:
•Горячий (с использованием разогретого воска)
•Холодный (с использованием резинового клея или «резерва» )
•Узелковый
•Сухая кисть
3.Материалы для батика (ткани, красители, подрамник, трубочка, резерв), их особенности.
4.Самостоятельная работа учащихся: разработка серии эскизов к батику.
5.Анализ работ учащихся.

Ход урока:
1. Учитель: Искусство украшения тканей зародилось ещё в глубокой древности и в истоках своего существования основывалось на самых разнообразных способах ручного воспроизведения узоров. Ручные способы с течением времени совершенствовались в технике, обогащались и постепенно заменялись механической печатью. Но, несмотря на современное развитие техники механизированной печати узоров на ткани, многие ручные способы и до наших дней не утратили своей художественной ценности. В настоящее время постепенно возрождаются старинные приёмы ручной росписи тканей, одним из видов которых является техника «батик», которая позволяет создавать многоцветные сложные композиции. (Учитель демонстрирует подборку слайдов по теме «Батик».
Учитель: В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батикъ, способъ окрашивания хлопчатобумажныхъ тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способъ в общем состоитъ в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воскомъ, затемъ после погружения ткани в красильный чанъ и восприятия ею краски, воск снимается». Батик - batik -– индонезийское слово. Часть слова - tik -– на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ба – хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» батике - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий батик издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе батик начали применять в декоративных тканях с начала XX века».

Итак, Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово. Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Обратимся к Востоку.
Китай. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли, и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке. Родина шёлка – Китай, провинция Шань - Тунг.
В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что окрашивание способом, известным в мировой культуре под названием батик, было завезено в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон . Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий.
В Казахстане батик получил распространение с середины прошлого века.
На сегодняшний день в Алматинском Арт Центре батика БАТИНИ работает около 30 художников - батикистов. Благодаря их деятельности, искусство батика в Казахстане развивается на высоком профессиональном уровне. Это подтверждено оценками разных экспертов, в том числе Гильдии батикистов Англии.

Изучая историю возникновения батика, установили: батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке.
2. Учитель демонстрирует слайды: Итак, проанализировав всю информацию, мы можем определить 5 техник изготовления батика:
1.Горячий (с использованием разогретого воска)
2.Холодный (с использованием резинового клея или «резерва» )
3.Узелковый
4.Сухая кисть
5.Свободная роспись
Сравнивая способы изготовления батика, выявляем следующие технические особенности:
Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани, дают невообразимые вариации рисунков, красители, которыми работает художник, в непроявленном виде (незакреплённые) имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски "непохожи сами на себя". Только опыт и интуиция помогут добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани ( паром или утюгом ) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можно испытать даже хлорным отбеливателем!), можно утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д
Батик "горячий" В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав, и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Интересны работы, выполненные на стыке техник, когда стираются привычные границы и рождается новое.

Узелковый. В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и прочее.
Свободная роспись. В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители. Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), используя как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
Сухая кисть. Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки), именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой живописи. Ткань - это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат работы. Ткань используется, чаще всего, водоотталкивающая, которая, казалось бы, не предназначена для батика.
3. Учитель: Сейчас мы познакомимся с материалами для батика и выявим их особенности. Учащиеся проводят эксперименты с тканями, резервом, и красками по выявлению их особенностей. (Используются разные по фактуре ткани и краски акриловые и краски из серии «Хобби», а так же соль для выявления определённых эффектов). Проанализировав результаты эксперимента, учащиеся приходят к следующим выводам:
Резерв для батика : Можно купить готовый - продаётся в художественных салонах. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски и клеи в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.

Ткань: Прежде чем приступать к работе с большой поверхностью, рекомендуется провести несколько экспериментов на небольших образцах тканей. Опытным путём мы установили, что тонкие хлопчатобумажные ткани (ситец, батист, маркизет ) лучше всего использовать для первых шагов по росписи.
Для горячего и узелкового батика больше подходит - белое простынное полотно, ситец, бязь. На натуральный шелк лучше переходить, при наличии определенных навыков росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.
Тонкий шелк - понже, креп-шифон - идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.
Более плотные ткани - дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет - тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как, например, шелк-бурет.

Краски: При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, краски могут растворяться водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани. Батик рекомендуется закреплять паром или фиксировать утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет экономить время.
Кисти: Для художественной росписи используют беличьи или колонковые кисти размером от "0".Кистями с размерами "8" до "12" удобно расписывать небольшие участки работы. Большие плоские кисти с размером от "14" до "18" для больших участков. Мокрая кисточка должна иметь тонкий кончик. Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны.
Рамы для росписи: Для натяжения ткани для росписи используют специальные рамы, позволяющие натягивать ткань до необходимой степени, закрепляя края ткани кнопками.
4. Учитель: Теперь я предлагаю вам выполнить эскизы для батика, тема свободная, не забываем, что батик требует определённой стилизации. Тема свободная. Для разработки предварительных эскизов вам даётся 25 минут.
5. Учитель анализирует эскизы учащихся. Учащиеся вносят определённые коррективы в работу. Подводя итог урока, учитель делает акцент на том, что любая работа требует сосредоточенности и усидчивости. Для того, чтобы творческая работа состоялась, необходимо собрать много информации по теме, проанализировать её, провести массу экспериментов с материалами и техниками, выявить для себя главное и, исходя из собственных представлений о прекрасном приступать к выполнению работы в материале…Учитель пожелал всем успехов в работе и дал домашнее задание – выполнить итоговый эскиз к творческой работе.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Lana67 (2014-01-18) | Автор: Цыбуля Светлана Борисовна E
Просмотров: 2904 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru