Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
ЖАНР «ХУА-НЯО» (ЦВЕТЫ – ПТИЦЫ) В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ Урок изобразительного искусства 4 класс Селиванова Г.В., учитель ИЗО первой категории Тема «Жанр «хуа-няо» (цветы – птицы) в декоративно-прикладном искусстве Китая. Благожелательная символика растительных мотивов» Задачи: 1. На основе китайского жанра «хуа-няо» (цветы-птицы) научить учащихся различным методам и приемам изображения растительных мотивов. 2. Способствовать развитию у школьников познавательных процессов и познавательных умений (ключевые компетенции), рефлексивных навыков, творческих способностей. 3. Воспитание толерантности, уважения к искусству других народов. Способствовать созданию атмосферы успеха и условий для раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Методическая тема урока. Использование информационных технологий на уроке изобразительного искусства. Оборудование: ресурсы мультимедийного кабинета, фрагменты народной китайской музыки, фотографии, репродукции картин (пейзаж), образцы растительных орнаментов, гуашь, «бамбуковые»- основа для рисования, гуашь, кисти. Ход занятия 1.Организационное начало урока. 2. Вводное слово учителя ООН 2010 год объявлен годом слияния мировых культур. Все народы, населяющие планету Земля – наши соседи. Мы учимся друг у друга мудрости, обмениваемся опытом в разных жизненных сферах, изучаем традиции и культуру различных стран. Средствами изобразительного искусства мы познаем разноречивый мир культур других народов, воспитывая в себе великое чувство добрососедства. 3.Задание: посмотреть, определить, с искусством какой страны мы будем знакомиться на уроке. 4.Просмотр слайдов. 6.Беседа по впечатлениям -Смогли ли вы, посмотрев слайды и прослушав музыку, определить, о какой стране идет речь? -По каким признакам культурных традиций, архитектуры, искусства можно определить, что состоялось знакомство с Китаем? 5. Сообщение темы урока. 6.Подготовка к восприятию темы а) Работа с картой. Определение границ Китая. Наш восточный сосед, страна, которую весь мир знает по изобилию товаров. Несмотря на обилие разной информации, Китай для нас был и остается страной – загадкой, полной удивительных тайн. б) Выявление знаний учащихся об особенностях взаимоотношений Казахстана и Китая. Независимость, повышение народного благосостояния, тесная взаимосвязь развития искусства, науки, экономики, приоритет в образовании/ 4.Просмотр слайдов (на фоне рассказов учащихся – опережающие задания) «Символика растительных мотивов в декоративно-прикладном искусстве Китая» Задание перед просмотром: исходя из темы урока, просмотренных слайдов и сопровождающего их рассказа, определить задачи урока. Текст, сопровождающий просмотр слайдов В своих картинах китайские художники стремились создать чувство романтики, поэзии и музыки. Любовь и природа - вечны, и художники старались зафиксировать это в своем искусстве. Они позволяли тому, что касается их сердец перетекать в пальцы. Я надеюсь, что вы вместе со мной сможете почувствовать и сохранить эту любовь к красоте природы, и продолжать наслаждаться светом и радостью того мира, что для нас пока неизвестен. Китайские традиции. В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр. Цветы и птицы - традиционная тема китайской живописи, но это не просто предмет любования, а предметы, наделенные человеческими качествами. В китайском саду не бывает пустых мест, так как они считаются некрасивыми. Цветы китайцы высаживали в горшочках на клумбах и просто на земле беспорядочно вдоль водоемов. Если у китайца не было возможности завести свой настоящий сад, он создавал пейзаж на тарелке, из которого и развилось удивительное искусство выращивания карликовых деревьев в горшочках – бонсаи. 2. Символика растительных мотивов. Каждое растение или цветок в Китае имеют свой символ. Например, цветущая ветка сливы является символом надежды и вечного обновления. Цветок пиона олицетворяет мужское начало. Пионы бывают – белые как лебеди, пурпурные, как солнечный заход, темно- и светло- розовые, ярко - и темно- малиновые с лепестками гладкими и завитыми, душистые и непахучие. Цветок хризантемы представляет женское начало в цветочном царстве. Этот удивительный красивый осенний цветок является символом покоя и долголетия. Еще одним символом долголетия в Китае считается вечнозеленая сосна, а в сочетании с бамбуком и сливой она обозначает вечную дружбу. Изображение цветов и плодов персика должно было служить напоминанием о бессмертии. Одним из самых излюбленных объектов в китайской живописи является - бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер. Красивые птицы, спокойные, уютные пейзажи, и удивительно нежные рисунки цветов и музыкальные натюрморты – тема китайских картин. 5. Физминутка 6. Коллективное и индивидуальное целеполагание (по Блуму): • знать • уметь • применять определение практической направленности работы; 7. Подготовка к выполнению творческой работы «Китайские растительные узоры на «бамбуковом» настенном панно» а) постановка конкретных задач по образцу работы; в) определение алгоритма действий; проектирование технологической карты: • подготовить «бамбуковое» панно; • выбрать понравившуюся композицию; • расположить панно правильно выбранной композиции; • приготовить клей ПВА на палитре для смешивания с гуашью; • работать густой краской; • оформить работу. г) инструктаж по работе с раздаточным материалом (карточки – консультанты); д) рекомендации по технике выполнения работы (выбрав растительный мотив, учащиеся выполняют композиции без предварительной прорисовки карандашом, Для закрепления рисунка гуашь смешивается с клеем ПВА. ТБ при работе с клеем). 8. Самостоятельная творческая работа учащихся (индивидуальный подход по дозе помощи). 9. Оформление работы по выбору учащихся: • петлей и кисточками; • рамкой; • по собственному замыслу. 10. Оформление выставки «бамбуковых» панно. 11. Обсуждение. Самооценка (критерии по образцу). Взаимооценка. • Есть ли сходство в изображении казахских и китайских растительных мотивов? • Какая работа на вас произвела самое яркое впечатление? Почему? • Понятно ли тебе, что такое слияние мировых культур (это изучение и уважение культур разных народов) • Будешь ли ты самостоятельно изучать культуры других народов 12. Подведение итогов урока на основе рефлексивного компонента (по методике Блума): • Знать Какие полезные знания ты приобрел сегодня на уроке? • Уметь Чему научились на уроке? Красивые ли работы получились у вас? А почему? Над чем необходимо поработать (обозначение личных проблем)? • Применять (где можно использовать: оформить уголок на стене, использовать как подарок) • Выполнили ли вы сегодня личные задачи, поставленные в начале урока? Домашнее задание: Выполни сувенир – веер и укрась его в китайском стиле ГУ «Первомайская школа – детский сад им. Д.М. Карбышева» ЖАНР «ХУА-НЯО» (ЦВЕТЫ – ПТИЦЫ) В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ Урок изобразительного искусства 4 класс Селиванова Г.В., учитель ИЗО, черчения и трудового обучения первой категории 2010г. | |
Просмотров: 1807 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|