Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

урок изобразительного искусства 4 класс
ЖАНР «ХУА-НЯО» (ЦВЕТЫ – ПТИЦЫ)
В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ
Урок изобразительного искусства
4 класс
Селиванова Г.В.,
учитель ИЗО первой категории
Тема «Жанр «хуа-няо» (цветы – птицы) в декоративно-прикладном искусстве Китая. Благожелательная символика растительных мотивов»
Задачи:
1. На основе китайского жанра «хуа-няо» (цветы-птицы) научить учащихся различным методам и приемам изображения растительных мотивов.
2. Способствовать развитию у школьников познавательных процессов и познавательных умений (ключевые компетенции), рефлексивных навыков, творческих способностей.
3. Воспитание толерантности, уважения к искусству других народов. Способствовать созданию атмосферы успеха и условий для раскрытия творческих возможностей каждого ученика.

Методическая тема урока. Использование информационных технологий на уроке изобразительного искусства.
Оборудование: ресурсы мультимедийного кабинета, фрагменты народной китайской музыки, фотографии, репродукции картин (пейзаж), образцы растительных орнаментов, гуашь, «бамбуковые»- основа для рисования, гуашь, кисти.
Ход занятия
1.Организационное начало урока.
2. Вводное слово учителя
ООН 2010 год объявлен годом слияния мировых культур. Все народы, населяющие планету Земля – наши соседи. Мы учимся друг у друга мудрости, обмениваемся опытом в разных жизненных сферах, изучаем традиции и культуру различных стран. Средствами изобразительного искусства мы познаем разноречивый мир культур других народов, воспитывая в себе великое чувство добрососедства.
3.Задание: посмотреть, определить, с искусством какой страны мы будем знакомиться на уроке.
4.Просмотр слайдов.
6.Беседа по впечатлениям
-Смогли ли вы, посмотрев слайды и прослушав музыку, определить, о какой стране идет речь?
-По каким признакам культурных традиций, архитектуры, искусства можно определить, что состоялось знакомство с Китаем?
5. Сообщение темы урока.
6.Подготовка к восприятию темы
а) Работа с картой. Определение границ Китая. Наш восточный сосед, страна, которую весь мир знает по изобилию товаров. Несмотря на обилие разной информации, Китай для нас был и остается страной – загадкой, полной удивительных тайн.
б) Выявление знаний учащихся об особенностях взаимоотношений Казахстана и Китая. Независимость, повышение народного благосостояния, тесная взаимосвязь развития искусства, науки, экономики, приоритет в образовании/
4.Просмотр слайдов (на фоне рассказов учащихся – опережающие задания) «Символика растительных мотивов в декоративно-прикладном искусстве Китая»
Задание перед просмотром: исходя из темы урока, просмотренных слайдов и сопровождающего их рассказа, определить задачи урока.
Текст, сопровождающий просмотр слайдов
В своих картинах китайские художники стремились создать чувство романтики, поэзии и музыки. Любовь и природа - вечны, и художники старались зафиксировать это в своем искусстве. Они позволяли тому, что касается их сердец перетекать в пальцы. Я надеюсь, что вы вместе со мной сможете почувствовать и сохранить эту любовь к красоте природы, и продолжать наслаждаться светом и радостью того мира, что для нас пока неизвестен.
Китайские традиции. В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”, живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр.
Цветы и птицы - традиционная тема китайской живописи, но это не просто предмет любования, а предметы, наделенные человеческими качествами.
В китайском саду не бывает пустых мест, так как они считаются некрасивыми. Цветы китайцы высаживали в горшочках на клумбах и просто на земле беспорядочно вдоль водоемов. Если у китайца не было возможности завести свой настоящий сад, он создавал пейзаж на тарелке, из которого и развилось удивительное искусство выращивания карликовых деревьев в горшочках – бонсаи.
2. Символика растительных мотивов.
Каждое растение или цветок в Китае имеют свой символ. Например, цветущая ветка сливы является символом надежды и вечного обновления. Цветок пиона олицетворяет мужское начало. Пионы бывают – белые как лебеди, пурпурные, как солнечный заход, темно- и светло- розовые, ярко - и темно- малиновые с лепестками гладкими и завитыми, душистые и непахучие.
Цветок хризантемы представляет женское начало в цветочном царстве. Этот удивительный красивый осенний цветок является символом покоя и долголетия. Еще одним символом долголетия в Китае считается вечнозеленая сосна, а в сочетании с бамбуком и сливой она обозначает вечную дружбу. Изображение цветов и плодов персика должно было служить напоминанием о бессмертии.
Одним из самых излюбленных объектов в китайской живописи является - бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.
Красивые птицы, спокойные, уютные пейзажи, и удивительно нежные рисунки цветов и музыкальные натюрморты – тема китайских картин.

5. Физминутка
6. Коллективное и индивидуальное целеполагание (по Блуму):
• знать
• уметь
• применять определение практической направленности работы;
7. Подготовка к выполнению творческой работы «Китайские растительные узоры на «бамбуковом» настенном панно»
а) постановка конкретных задач по образцу работы;
в) определение алгоритма действий; проектирование технологической карты:
• подготовить «бамбуковое» панно;
• выбрать понравившуюся композицию;
• расположить панно правильно выбранной композиции;
• приготовить клей ПВА на палитре для смешивания с гуашью;
• работать густой краской;
• оформить работу.
г) инструктаж по работе с раздаточным материалом (карточки – консультанты);
д) рекомендации по технике выполнения работы (выбрав растительный мотив, учащиеся выполняют композиции без предварительной прорисовки карандашом, Для закрепления рисунка гуашь смешивается с клеем ПВА. ТБ при работе с клеем).
8. Самостоятельная творческая работа учащихся (индивидуальный подход по дозе помощи).
9. Оформление работы по выбору учащихся:
• петлей и кисточками;
• рамкой;
• по собственному замыслу.
10. Оформление выставки «бамбуковых» панно.
11. Обсуждение. Самооценка (критерии по образцу). Взаимооценка.
• Есть ли сходство в изображении казахских и китайских растительных мотивов?
• Какая работа на вас произвела самое яркое впечатление? Почему?
• Понятно ли тебе, что такое слияние мировых культур (это изучение и уважение культур разных народов)
• Будешь ли ты самостоятельно изучать культуры других народов
12. Подведение итогов урока на основе рефлексивного компонента (по методике Блума):
• Знать Какие полезные знания ты приобрел сегодня на уроке?
• Уметь Чему научились на уроке? Красивые ли работы получились у вас? А почему? Над чем необходимо поработать (обозначение личных проблем)?
• Применять (где можно использовать: оформить уголок на стене, использовать как подарок)
• Выполнили ли вы сегодня личные задачи, поставленные в начале урока?
Домашнее задание: Выполни сувенир – веер и укрась его в китайском стиле

ГУ «Первомайская школа – детский сад им. Д.М. Карбышева»

ЖАНР «ХУА-НЯО» (ЦВЕТЫ – ПТИЦЫ)
В ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ
Урок изобразительного искусства
4 класс

Селиванова Г.В.,
учитель ИЗО, черчения
и трудового обучения
первой категории

2010г.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: leif (2014-01-27) E
Просмотров: 1807 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru