Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Тема: виды казахской национальной посуды. Цель: познакомить с видами национальной посуды. Тип урока: комбинированный. Форма урока: групповая, коллективная Задачи: 1)познакомить с видами казахской национальной посуды (кесе, торсык, тостаган, тегене, ожау); с их изготовлением, значением в жизни казахского народа; закрепить знания о национальном орнаменте; 2) развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству казахского народа, развитие творческих способностей, фантазии, воображения; умения работать совместно и коллективно; 3) воспитание интереса к истории своего народа, к ДПИ казахского народа, уважения к труду и наследию предков, чувства коллективизма, ответственности. Оборудование: иллюстрации казахской национальной посуды, виды орнамента, презентация по теме «Виды национальной посуды», изображение дастархана, плакат-таблица «виды орнамента», таблица поэтапного изображения торсыка , пиалы, ожау. Материалы: А4, гуашь, цветная бумага, ножницы, кисточки, клей. План урока 1. орг.момент. 2. сообщение темы и цели урока. 3. Повторение . 4. Беседа по теме. 5. Практическая творческая деятельность. 6. Украшение посудой панно «Дастархан». Оценивание. 7. Рефлексия. Итог урока. 8. Дом.задание. Ход урока 1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку. - здравствуйте, ребята и дорогие гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Желаю вам потрудиться на славу, получить максимум полезного и интересного. Удачи. 2. Сообщение темы и цели урока. Класс разделен на 5 групп. Каждая группа сидит в кругу в национальной одежде. - сегодня на уроке мы продолжим знакомство с декоративно прикладным искусством казахского народа, познакомимся с видами национальной посуды, закрепим свои знания об орнаменте. Работать будем в группах и выполним коллективную работу. 3. Повторение. – что такое декоративно-прикладное искусство? ДПИ – это область декоративного искусства, которая включает в себя создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью – посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д. - чем украшали предметы быта казахский народ? (орнаментом). - что такое орнамент? (узор) - Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. - виды орнамента? (растительный, геометрический, космогонический, животный). - правила изображения орнамента? - Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. - Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. 4. Беседа по теме. – как вы думаете, из чего изготавливали посуду казахский народ? Почему? - Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды использовали специальные чехлы, например для чашек – большей частью из войлока, реже – деревянные и плетенные. (Сообщения учащихся) Чугунный казан, как ОСНОВНОЙ ТИП УТВАРИ И ОЧАГА, ПОЯВИЛСЯ ЛИШЬ В 3-4 ВЕКАХ Казан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане. В народе его называют не просто казан, а «қара қазан» (здесь слово «қара» означает священный). Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Даже приговоренный к смертной казни человек (в давние времена), мог откупиться, заплатив семь (жеті) видов штрафа (айып). Первым из них был – қара қазан. Қара қазан – священная вещь, дающая начало всему. Немало важное место қара қазан занимал и в решении проблем между народами, на праздниках и торжествах. Қазан оставляли в наследство, сыну давали в надел имущества (енші), дочери в приданное (жасау). Народ верил, что в нем существует добрый дух старца Кыдыра. Свой қазан другим не отдавали – это считалось плохой приметой. При переезде қазан аккуратно упаковывали в чехол. Сосуды для хранения кумыса из конской кожи (торсык) могли быть двух видов. Первый имел круглый корпус, другой форму секиры. Торсык использовался не только для хранения, но и для приготовления кумыса. Торсық привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше . Самым большим кожаным сосудом для кумыса была саба, сшивавшаяся в основном из 2-3 цельных конских кож. Сшивают шкуры (примерная емкость 100 литров) нитками из верблюжьей шерсти. Дно саба делают широким, а верхную часть более узкой. К горловине пришивают шнурки для подвешивания. Раньше люди, приглашенные на торжества или поминки (ас) везли с собой қымыз в саба и скот на забой в знак уважения. Размер саба в прямом смысле зависел от социального положения семьи. Между богатыми людьми существовало соперничество в отношении саба. Подать кумыс из месса или суйретпе почетному гостю считалось неприличным, наливали только из саба. Выкроить и сшить саба – огромное искусство. Знаменитый мастер Сейткасым Жамбылулы в конце ХІХ века сшил плетеный саба изумительной красоты, в который залили кумыс и ни одна капля не вытекла из него. Мес Это бурдюк из цельной козлиной шкуры, используют для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Мес очень удобен в дороге. В национальном понимании мес – это воплощение изобилия, наполненности, завершенности. Тегене Вместительная посуда для кумыса с прямыми утолщенными краями и круглыми «ушками» для захвата. Выдалбливается из твердых пород дерева, ушки иногда делают из железа или меди. Украшается серебряными и костяными узорами. Узорчатая деревянная крышка придает посуде дополнительную изяшность. Тегене – тяжелая посуда, поэтому ею пользуются только в праздники и по особым случаям. В остальное время она смазывается, и хранится в месте, где нет прямых солнечных лучей. Табақ Плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления высушенный дуб или березу кипятят в воде, затем выстругивают табаки разных размеров. Большой табак предназначен для уважаемых людей. Украшается табак только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть. Ожау Черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными. Ожау – неотъемлемое дополнение к шара. Пиала и кесе использовали для чаепития. Разнообразна и красочна была посуда казахов, украшали резьбой, орнаментом, преимущественно растительным. Посуда была не только предметом домашнего обихода, но и образцом самобытного национального искусства казахов. 5. Практическая творческая деятельность. - чтобы накрыть наш дастархан, принять гостей, мы должны изготовить национальную посуду и украсить ее орнаментом. И наш кабинет превращается в мастерскую. В мастерской мы должны изготовить различные виды посуд. Работать будем в группах. Каждая группа должна изготовить один торсык, пиалу, ожау. В изготовлении вам помогут таблицы-схемы. В группах распределяем работу. Трое учащихся рисуют и выполняют работу в цвете. Затем вырезают посуду. Двое учащихся вырезают орнаменты для украшения посуды и приклеивают на готовое изделие. Практическая творческая деятельность под музыку 6. Украшение посудой панно «Дастархан». Оценивание. - как красив наш дастархан! Ыдысын көріп асын іш – Посмотрев на посуду, определи хозяйку. В этой казахской поговорке скрыт глубокий смысл, огромное воспитательное значение. В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно. Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя - дастархане. 7. Рефлексия и итог урока. Ребята по одному из группы высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. теперь я могу… 6. я почувствовал, что… 7. я приобрел… 8. я научился… 9. у меня получилось … 10. я смог… 11. меня удивило… 12. мне захотелось… Дети берутся за руки, выносят конфеты, баурсаки. Учитель: Пусть наш дастархан усиливает дух всех народов, смягчает сердце, удалит усталость, пробудит мысль, и широко распахнутся крылья нашей дружбы! 8. домашнее задание: подготовить сообщение на тему «обычаи и традиции казахского дастархана». | |
Просмотров: 8441 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|