Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Мартынова Наталия Ивановна учитель изобразительного искусства КГУ «СОШ №35» г. Семей Тема: Орнаментирование изделий. 6 класс Цель: познакомить со способами создания казахского национального орнамента. Тип урока: комбинированный. Задачи: Образовательная: познакомить со способами создания казахского национального орнамента (вырезание из листа, сложенного в один, два, три раза), закрепить знания о национальном орнаменте; Развивающая: развитие познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству казахского народа, развитие творческих способностей, фантазии, воображения; Воспитательная: воспитание интереса к истории своего народа, к ДПИ казахского народа, уважения к труду и наследию предков. Методы работы: наглядный метод, рассказ, практическая работа. Оборудование для учителя: иллюстрации казахской национальной посуды, сумок, плакаты-таблицы «Виды орнамента», «Способы вырезания орнамента из бумаги». Материалы: шаблоны сумки, акварельные краски, ножницы, бумага, кисточка, карандаш, ластик (резинка) и др. План урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Повторение . 4. Сообщение познавательных сведений. 5. Правила техники безопасности. 6. Практическая творческая деятельность. 7. Рефлексия. Итог урока. 8. Домашнее задание. Ход урока I Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с декоративно прикладным искусством казахского народа, познакомимся со способами создания казахского национального орнамента, украсим орнаментом эскиз сумки – чехла для посуды, закрепим свои знания об орнаменте. III. Повторение. Что такое декоративно-прикладное искусство? ДПИ – это область декоративного искусства, которая включает в себя создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью – посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д. Чем украшал предметы быта казахский народ? (орнаментом). Что такое орнамент? Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства. Виды орнамента (растительный, геометрический, космогонический, животный). Правила изображения орнамента Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. IV. Сообщение познавательных сведений. Существует несколько способов создания казахского национального орнамента 1. Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз 2. Вырезание орнамента из листа, сложенного в два раза 3. Вырезание орнамента из листа, сложенного в три раза Вспомните, какой орнамент животного происхождения считается самым распространённым? («Мүйіз») «Мүйіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "қошкармүйіз" - бараньи рога; "аркармүйіз" - рога архара; "бұғымүйіз" — рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз" — двойные рога и т. д. Народные мастера, используя орнамент «мүйіз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции. Для орнамента важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Поэтому, чтобы создать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. Посмотрите на таблицу. Здесь показаны способы вырезания орнамента из бумаги, сложенной в один, два и три раза. Сегодня вы попробуете создать свой орнамент на основе орнамента «мүйіз» и украсите им сумку – чехол для посуды (демонстрация). Такие сумки –(аяққап, кесеқап) использовали казахи – кочевники для перевозки посуды. Изготавливались они большей частью из войлока по размеру посуды. В настоящее время их можно увидеть в юртах чабанов или в музее. Украшаются они различными узорами, разноцветными нитками, монетками, бусинами. Для подвешивания к ним пришивают крепкие шнурки. V. Правила техники безопасности при работе с ножницами: 1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держите ножницы лезвием вверх. 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 7. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. VI. Практическая творческая деятельность. Этапы работы: 1.Вырезание орнамента: белую бумагу складываем вдвое вдоль горизонтальной линии, затем на свернутой бумаге рисуем карандашом орнамент «мүйіз» и вырезаем его. Получаем образец орнамента «мүйіз». (Используя этот метод, рисуя элементы орнамента «мүйіз», можно вырезать различные орнаменты, нарисованные соответственно фантазии и смекалке каждого ученика) Затем рисуем на углу сложенного в три раза листа бумаги половину полученного орнамента и вырезаем его ножницами. Орнамент вырезается не из того угла листа, который сложен, а с края. 2. На шаблон сумки накладываем вырезанный узор, обводим карандашом. 3. На эскиз наносим дополнения – по краю сумки, например можно добавить узор, имитирующий украшение шнуром и т.п. 4. Раскрашивание орнамента. Обратить внимание учащихся на символику цвета. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости; коричневый – плодородные земли и т. д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. VII. Рефлексия. Итог урока. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. теперь я могу… 6. я почувствовал, что… 7. я приобрел… 8. я научился… 9. у меня получилось … 10. я смог… 11. меня удивило… 12. мне захотелось… VIII. домашнее задание: подготовить сообщение на тему «обычаи и традиции казахского дастархана». | |
Просмотров: 1316 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|