Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Заметки о композиции
Заметки о композиции
Композиция в переводе с латинского означает «составление», то есть соединение всех элементов изображения в гармоническое целое. Чтобы достичь этого, нужно учитывать многое. Надо сочетать между собой фигуры действующих лицах так, чтобы отчетливо раскрывалось главное – идея произведения и чтобы каждый образ обладал при этом наибольшей выразительностью. Необходимо четко представить себе, как будут располагаться предметы в пространстве, как они будут освещены, как зазвучать во взаимных сочетаниях и противопоставлениях различные цвета и их оттенки. В пейзаже надо выбрать точку зрения, в портрете – позу, поворот головы, жест . Имеют значение также и формат, и величина произведения. Композиция играет существенную роль в процессе художественного познания жизни, воплощения содержания в зрительных образах, организуя, соподчиняя и приводя к определенному единству элементы художественной формы. Композиция как самое сильное средство выражения идеи включает в себя все остальные компоненты формы: цвет, ритм, рисунок, движение. Недаром мы говорим: композиция движения, композиция линейных ритмов, цветовая композиция и. т. д. Композиционное мастерство - это умение организовать жизненный материал по законам искусства, по законам художественной правды во имя выражения правды жизни.
Композиция определяет положение фигур и предметов в пространстве, для чего в реалистическом искусстве используется линейная перспектива. В избразительном процессе знание конструктивных законамерностей построения предметов должно находиться в неразрывной связи со знанием законов перспективы, с помощью которой достигается согласованность пространственных отношений изображаемых явлений.
В каждом композиционном построении все части его живут своей внутренней жизнью. Те или иные формы могут иметь устремленность вверх или вниз, влево или вправо, к центру или в сторону. Внутреннюю жизнь форм и линий заменит далеко не каждый, но она вполне доступна наблюдательному глазу. Когда большинство форм и линий в композиции устремлено в одном направлении, все построение в целом приобретает характер неспокойности, стремительности. Такую композицию можно характеризовать как динамичную, Противоположная устремленность форм как бы взаимно уничтожает впечетление движения, от чего композиция становится уровновешенной и спокойной. Такую композицию можно назвать статичной. Примером статичного композиционного построения может служить картина Леонардо да Винчи «Тайная вечерия». Не смотря на то, что большинство форм и линий в ней имеет ясно выраженное стемление к центру, произведение производит впечетление совершенного равновесия и величавого спокойствия, так как движение этих линий взаймно уравномешенно.
В изобразительном искусстве как один из приемов композиционного решения широкое распространениеполучила симметрия. Она свойственна в большей мере произведениям декоративно – прикладного искусства, архитектуре, где она является непременным качеством, Симметрия широко распрастраннена как один из приемов построения в орнаменте. В живописи, скульптуре, графике полная симметрия встречается реже, ее функции выполняет равновесие. В картине должно быть все уравновешено, даже втом числе, когда передается сильное движение.
В живописи, графике и скульптуре имеют большое значение так же ритмичность композиции, определенная законамерность сочетания форм и цветов, ритм способствует достижением гормоничности, ясности, выразительности образа, четкости его восприятия, особенно в монументальных многофигурных композициях, где требуются большая стройность и согласованность.
Ритм и выразительность пропорций определяются глазомером, способностью «на глаз» восприниматьи оценивать не только размеры, но и красоту,пропорциональность, будь человеческая фигура и здание. Поле зрения играет при этом роль «меры», а наше создаение, «суждение глаза» определяет красоту или ее отсутствие. Здесь следует иметь в виду и ритм пропорций. Уравновешенное, гармоничное соотношение пропорций тесно связано с понятием красоты, совершенства. Древние греки говарили, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры. Композиция картины всегда включает в себе ритм фигур, цветовых пятен, плоскостей и линий. Картины, отличающиеся более ясным ритмом, имеют более выразительное «музыкальное» звучание.
Таким образом, общим правилом композиции можно считать цельность изображения, соразмерность частей, продиктованных смыслом и содержанием произведения. При работе над композицией очень важно учитывать распределение светотени в картине. Светотень дает возможность художнику сделать картину более глубокой, пространственной или, наборот, плоскостнорельефной, а то и вообще плоскостной.
И последнее: в рамках картины порой удивительно меняются. Полотно вдруг как бы концентрируется, оно производит более законченное впечатление. Возможно, это происходить потому, что рама придает завершенность обрамленному полотну.
ПДО. ДХШ г. Семей.
Тойғазин Бақытжан Асқарғазыұлы
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Baxa4159 (2014-10-20) | Автор: Тойғазин Бақытжан Асқарғазыұлы E
Просмотров: 800 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru