Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

урок"Хлудов"
Урок ИЗО в 6 классе
Тема: Знакомство с творчеством Н.Г.Хлудова
Цель: развитие кругозора учащихся; воспитание казахстанского патриотизма;
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап
2. Знакомство с Хлудовым



Н.Г. ХЛУДОВ (25.11.1850г.- 23.04.1935г)

Николай Гаврилович Хлудов родился 25 ноября 1850 г. в Орловской губернии. Начальное художественное образование получил в Одесской рисовальной школе и частных художественных мастерских Петербурга.

В Казахстан приехал в 1877 г. Работал чертежником, а позже межевиком Семиреченского областного правления, участвовал в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И.В.Игнатьева и ботаника А.Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри (1886) и профессора И.В.Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887); являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.

Участие в экспедициях, государственная служба, разъезды по межеванию земель дали художнику возможность точно подметить и передать в обыденных сценах дух и своеобразие казахского народа. Хлудов пишет пейзажи, портреты, делает зарисовки бытовых сцен, которые послужили ему основой для создания многочисленных живописных работ, посвященных жизни казахского народа.

Художнику удалось собрать и отобразить на своих полотнах колоссальный материал, касающийся обычаев, образа жизни казахов, что было под силу только человеку, обладавшему огромным трудолюбием, целеустремленностью и жаждой познания.

Работы Н.Г.Хлудова хранятся в музея Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алматы. Самая значительная часть его наследия (211 полотен) хранится в фондах Центрального Государственного музея Казахстана.

Интерес к обычаям, внимание к драгоценному опыту народа, потребность в преемственной связи поколений всегда были присущи казахской культуре. Но всё же ушедший ХХ век, принесший немало как новаций и обретений, так и утрат в жизнь и сознание казахов заставил нас ещё бережней и выше ценить то, что сохранило в себе неповторимое обаяние традиционной жизни казахской степи, мудрость её уклада, своеобразие нравов и красоту обитателей. Потому так своевременна и актуальна инициированная Президентом страны государственная программа «Культурное наследие».
Именно с ее позиций к числу событий, которое заново открывает для современников одно из ярких достояний нашей культуры, можно отнести издание Центральным Государственным музеем Республики Казахстан каталога произведений Николая Гавриловича Хлудова. Роскошная как по внешним, так и по содержательным параметрам книга открывает серию каталогов фондовых и экспозиционных коллекций этого, одного из крупнейших в стране музеев. Благодаря благородной и в то же время органичной для музея идее систематической каталогизации и последующего издания каталогов собственных коллекций, достоянием и любителей, и исследователей станут богатейшие сокровища материальной и художественной культуры Казахстана, хранящиеся в Центральном Государственном музее.
Замечательный русский художник Николай Хлудов был в свое время одним из учителей первого казахского профессионального художника Абылхана Кастеева, чье столетие, проходящее под эгидой ЮНЕСКО, широко отмечено культурной общественностью республики. Начав серию с издания каталога произведений Хлудова, авторы и составители отдают дань своего и нашего общего признания вклада мастера в искусство республики. Каталог включает качественные цветные и монохромные репродукции со 117-ти живописных полотен, 39-ти карандашных зарисовок, 55-ти акварелей, трех альбомов с этюдами и зарисовками из фондов самого музея. Кроме того, в каталог вошли 35 живописных работ художника из Государственного музея искусств им. А.Кастеева. Таким образом, нам предоставлен практически полный свод художественного наследия Н.Г.Хлудова.
Вступительная статья к каталогу написана руководителем проекта – директором ЦГМК, известным ученым историком и этнологом Нурсаном Алимбаем, в которой он анализирует многие интересные стороны творческой биографии и живописного наследия Хлудова, уделяет серьезное внимание этнографическим сюжетам в его творчестве, определяя их как «смыслообразующий» фактор для творчества художника в целом.
Надо сказать, что живописные полотна русского художника Николая Хлудова, с тщательным вниманием запечатлевшие традиционный мир казахского кочевья, до сих пор дарят живую пищу взволнованной памяти сердца современника. В его произведениях мы можем видеть доение кобылиц и пастушка в степи, ночную барымту и заготовку жареного талкана, похищение невесты и, конечно, многообразие неповторимых по своей красоте пейзажей Заилийского Алатау. Воссоздав в художественных образах разные стороны жизни степи, его полотна во всей совокупности правоты очевидца, наивности восприятия чужестранца и игры художнического воображения по праву входят в бесценную сокровищницу национального культурного наследия.
Творческое наследие Н.Г.Хлудова можно понимать как самобытное связующее звено между русским ориентализмом 18–19 веков, отразившим с разной степенью знания, интереса и художественных достоинств, природу Казахстана и обычаи, нравы, занятия его обитателей, и казахской профессиональной живописью 20 века. В нем есть черты, так или иначе присущие рисовальщику-этнографу, сопровождавшему разведывательные и географические экспедиции, есть любопытство и изумление человека, приехавшего издалека, перед новым и необычным для него укладом и особенностями жизни казахов, есть интерес к экзотической стороне и приукрашенное фантазией художника ощущение красочного быта Востока.
Источником непреходящего творческого вдохновения стал Казахстан для русского художника Николая Гавриловича Хлудова. Получив педагогическое образование в Одесской рисовальной школе и частных мастерских Н.А.Гоголинского в Санкт-Петербурге, он прибывает в 1879 году в город Верный и навсегда связывает с этим краем свою жизнь и творчество. Хлудова буквально заворожила буйная прелесть природы Южного Казахстана, ослепительная яркость солнца, синева небес, зелень трав и белизна снегов на вершинах гор.
Деятельность Хлудова как рисовальщика, педагога, в какой-то степени как художника-этнографа многообразна и плодотворна. Он участвует в экспедиции геолога И.В.Игнатьева и ботаника А.Н.Краснова, изучавшей горную группу Хан-Тенгри в 1866 году; в экспедиции И.В.Мушкетова, в задачу которой входило исследование последствий верненского землетрясения 1887 года; составляет вместе с Г.Глушковым этнографический альбом (казахи, уйгуры, дунгане, узбеки); преподает рисование и черчение в Верненском высшем реальном училище, учительской семинарии, женской гимназии и сельскохозяйственном техникуме.
С 1910 года художник уходит в отставку и всецело посвящает себя живописи. Заметный вклад в становление профессионального изобразительного искусства в Казахстане Хлудов вносит организацией в 1920-м году частной художественной студии, где получили первые специальные знания и навыки многие живописцы, ставшие затем гордостью казахского и киргизского искусства, в том числе А.Кастеев, С.Чуйков, А.Бортников, В.Уфимцев и многие другие. Школа просуществовала чуть больше десяти лет, но её роль, как пусть маленькой, но живой и яркой творческой искры в живописи Казахстана ХХ века, трудно переоценить.
Сохранились сведения об участии Хлудова на петербургской выставке «Внепартийное общество художников» в 1913 году. Это был период самых ярких, разнообразных и интересных поисков в области новых форм в русской живописи. Супрематизм, кубизм, лучизм, абстракционизм всех возможных вариантов находил все больше и больше последователей. Но все это кипение проходило абсолютно мимо внимания Хлудова. Начав однажды работать в русле реалистического стиля, художник остался ему преданным на всю жизнь. В преданности Хлудова реализму и вследствие этого – «объективному воспроизведению реальных моделей в их этнически наиболее характерных чертах», как отмечает Нурсан Алимбай во вступительной статье к каталогу, и заключается историко-этнографическая ценность работ художника.
Нельзя не вспомнить, что, при всей преданности реализму, он творил в тот период развития искусства, когда еще новым и живым открытием воспринимались таитянские откровения Поля Гогена. Вполне возможно, что эти веяния оказали на Хлудова свое влияние, позволили ему представить себя в какой-то степени русским Гогеном, а казахскую реальность неким экзотическим восточным раем, населенным наивными детьми природы.
Художественная сторона произведений Хлудова со временем проявляется ярче. Мы начинаем понимать, что своеобразный мир произведений Хлудова – это причудливое сочетание увиденной им реальной красоты живой природы, умения оценить её великолепие и присущих автору особенностей восприятия, творческого почерка. Основная ценность его творчества коренится в мире чувств и отношении к изображаемому. Эмоциональное, живое и непосредственное отношение к произведениям Н.Хлудова отразилось в небольшом, но ярком эссе известного писателя Юрия Домбровского, автора прекрасных книг, действие которых происходит в Алма-Ате 1930-х годов («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»). Домбровский работал в 1930-е годы в Центральном Музее Алма-Аты и знал работы Хлудова не понаслышке.
Вот что он пишет о Хлудове: «...он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычный край... каждое его полотно ликует и смеется от радости», «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают огромные литографии на стене, чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками».
Характерно, но именно он сумел подметить в творчестве Хлудова не только присущий ему этнографизм, не только ту сухость письма, которой зачастую попрекали художника, но и, вероятно, одно из главных, ценных качеств его искусства – эмоциональную сторону. А ведь притяжение хлудовских работ и заключается в их трогательной, по-детски умилительной внимательности к каждому конкретному красному цветку, зеленой былинке, розовому румянцу на смуглых щеках и, конечно, к цветущему всем изобилием ярких красок великолепию местной природы. Работы Хлудова – это невероятно причудливая смесь реализма, возможно, в какой-то степени натурализма, профессиональной наивности, стилистического примитивизма и эмоционально непосредственной радости сопереживания.
Полный каталог произведений Н.Г.Хлудова, изданный ЦГМК, стал не просто настоящим подарком ценителям казахского искусства, исследователям и зрителям, но и выполнил благороднейшую миссию, восполнив дань памяти этому замечательному художнику, отдавшему всю свою жизнь и творчество Казахстану и его культуре. Нельзя не отметить эту замечательную работу, выполненную руководителем данного проекта директором Центрального Государственного музея Республики Казахстан Нурсаном Алимбаем и научно-исследовательской группой в составе Б.Какабаева, Г.Бакировой, Б.Хинаят, С.Кулбашевой, а также всеми, кто оказал содействие в издании каталога, уже сейчас ставшего одним из редких раритетных изданий по изобразительному искусству Казахстана ХХ века.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Natalia1963 (2015-01-12) E
Просмотров: 1383 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru