Наиболее эффективные этапы работы при изучении темы «Линейная перспектива интерьера» (6 класс) Из опыта работы учителя изобразительного искусства Кабовой В.М. СОШ № 85 г. Караганды «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимым для элементарного образования. Чистяков П.П. Главной целью обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе является развитие индивидуальных способностей, формирование художественно – творческих способностей и художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Важными задачами преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе является воспитание всесторонне развитой личности, обладающей эстетическим вкусом и сложным внутренним миром, формирование пространственного представления, а также творческого восприятия окружающей действительности. Творчество играет большую роль в жизни ребёнка. А уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей, где ребёнок передаёт свои впечатления, переживания, чувства и эмоции. Одной из интересных тем в 6 классе считаю тему «Линейная перспектива интерьера».Тема трудная для восприятия учащихся этого возраста, поэтому при календарном планировании отвожу этой теме три часа. Учащиеся должны понять, что в перспективе нет случайных линий, всё подчинено определённым правилам и законам, которые необходимо знать и уметь правильно применять. Поэтому при выполнении практической части детям предлагается работа с использованием чертёжных инструментов. Работу по освоению линейной перспективы интерьера строю в несколько этапов, каждый из которых решает свою задачу. На первом этапе рассказываю детям, почему каждый художник обязан знать правила и законы перспективы и уметь их использовать при рисовании. У каждого вида ИЗО есть свои особенности: в скульптуре – это объём, в живописи и графике мы имеем дело с плоскостью холста или бумаги. И задача художника - выполнить работу так, чтобы зритель почувствовал глубину картины. Но для этого художник должен знать виды и законы воздушной и линейной перспективы. Рассказываю ребятам, что пользоваться перспективой художники начали ещё в глубокой древности, её основные законы были теоретически обоснованы и применены в практике мастерами эпохи Возрождения. Так что же такое перспектива? (Даю учащимся теоретические сведения о перспективе с использованием учебника) Перспектива – это точная наука о передаче глубины и пространства на плоскости. Существует два вида перспективы – линейная и воздушная. Воздушная – это изменение цвета по мере удаления. Линейная перспектива – это построение с учётом правил и законов, чем ближе, тем крупнее; по мере удаления предметы уменьшаются… Линейная перспектива делится на фронтальную и угловую. Теперь перейдём к интерьеру. Интерьер – это внутренний вид помещения, комнаты, зала и т.д. Сюда же относятся мебель, декоративные украшения и многое другое, участвующее в оформлении. Интерьер особенно распространен в живописи и графике, а также в театральной живописи, его мы встречаем в таких произведениях жанровой живописи, как «Вдовушка»,«Сватовство майора» П.А.Федотова, «Опять двойка» Решетникова и т.д. В этих картинах интерьер является фоном, который решает сложные задачи и помогает раскрыть содержание. Композиции убедительны, потому что художники учли все особенности построения интерьера: 1. Первый план крупный, чёткий. 2.Линии, уходящие в глубину, сходятся в одной точке, которая находится на линии горизонта. 3.Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными между собой. Для рисования интерьера важно знать линию горизонта и точку схода, потому что отсюда возникает задача передачи в рисунке глубины пространства помещения. Для этого и пользуемся средствами линейной перспективы. Что такое линия горизонта? В природе, если она не закрыта домами, её хорошо видно. А где она находится в комнате? Линия горизонта –это воображаемая линия, и она всегда находится на уровне наших глаз, где бы мы ни находились. Интерьер разделяют на фронтальный и угловой. Фронтальный интерьер – это когда мы видим три стены : левую, центральную и правую, а также – пол и потолок. На первом занятии мы приступаем к построению фронтального вида интерьера. (рис.1) По центру формата при помощи линейки чертим прямоугольник, например, высотой 7см., длиной 10 – 11см. Можно обозначить углы буквами например: а, б, с, д. Определяем, где на нём будет находиться линия горизонта (ЛГ). И отмечаем на ней точку схода (ТС). К этой точке будут сходиться все линии построения, уходящие в глубину. И от неё мы начнём построение через каждый угол прямоугольника (а,б,с,д), получая стены, пол и потолок. Затем от точки ТС начинаем построение пола, Один конец линейки постоянно находится на точке ТС, другой двигается от центра к краям. Затем на плоскости пола проводим горизонтальные линии, образующие «шахматку».По мере удаления расстояние между горизонтальными линиями сокращается и появляется глубина комнаты. От точки ТС на левой стене мы строим окно, определяем его ширину и высоту при помощи двух вертикальных линий, параллельных друг другу. Переходим к построению двери. Обязательно обращаю внимание детей на двери и окна классной комнаты, их высоту, ширину и на то, как они сокращаются по мере удаления. От точки ТС проводим на правую стену луч, обозначающий верхнюю часть двери и определяем ширину. Из полученных точек опускаем на линию пола параллельные прямые. Иногда при работе, когда учащимися не учитываются правила построения и не используется точка ТС, могут возникнуть такие ошибки: На втором занятии мы повторяем и закрепляем фронтальное построение комнаты и переходим к построению и размещению мебели. (рис.2) Построение мебели всегда начинаем на линии пола. От точки ТС на полу мы строим основание шифоньера. Определяем его высоту и проводим вертикальные прямые, обозначающие стены. По мере удаления от нас он сокращается. По центру комнаты можно поставить стол. От точки ТС проводим два расходящихся луча, которые обозначают верхнюю часть крышки стола и проводим две горизонтальные линии, обозначающие его длину, и затем строим ножки стола. Далее следует самостоятельная работа учащихся, им предлагается изобразить интерьер комнаты по собственному желанию: ковёр, книжные полки или картины, а под ними на полу поставить диван, начиная его построение с основания на полу. На центральной стене за столом можно разместить большое окно с тюлем. Третье занятие по данной теме наиболее сложное и интересное – это угловая перспектива интерьера. (рис.3) Предметы расположены под определённым углом и линии, уходящие в глубину, сходятся в двух точках схода (ТС) на линии горизонта. Вертикальные линии сокращаются на расстоянии, но остаются вертикальными и параллельными друг другу. По центру формата чертим вертикальную линию высотой 7см. Она будет обозначать будущую линию угла комнаты (её можно обозначить - А,Б) Затем, чуть ниже центра вертикальной линии, проводим линию горизонта (ЛГ) 25 - 27см. и обозначаем её C и D. От этих двух точек будет идти построение угла комнаты. От точки С предлагаю провести через точки А и Б прямые; и от точки D проводим две прямые через точки А и Б .Мы получаем угол комнаты. В нём мы «построим» тумбочку или стол со стульями. Работаем с точками С и D, для чего строим основание стола на полу. От полученных точек вверх поднимаем параллельные прямые, определяем высоту стола и, используя точки Си D, строим верхнюю часть стола – крышку. Затем – самостоятельная работа учащихся (индивидуально, с сильными учащимися): построение стульев слева и справа от стола. Таким же образом, используя точки С и D можно построить на одной из стен окно, на другой - картины или кухонные полки. И последний этап работы – обобщение. Работая над темой, дети усваивают полученные знания и в дальнейшем используют их в своих тематических композициях, Домашнее задание - творческое; самостоятельно выбрав вид линейной перспективы (фронтальный или угловой) построить свою комнату или кухню, учитывая все правила построения. ЛИТЕРАТУРА 1. Айдарова З. Изобразительное искусство. Учебник для 6кл. Алматы «Атамура» 2002г. 2. Свиридова А. Изобразительное искусство 7кл. Поурочное планирование по программе Б. Неменского. Волгоград. 3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки М., Просвещение, 1981г. 4. Анисимов Н.Н. Черчение и рисование. Москва, стройиздат, 1983 Учитель изобразительного искусства СОШ №85 г. Караганды Кабова В.М.
|