Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Казахские национальные узоры и орнаменты Технологическая карта открытого урока по предмету прикладная композиция февраля 2015 г. Журавлева И.Б. преподаватель изобразительного отделения (стаж до 3 лет) Уровень образования учащихся: 2 класс. Всего часов: 45 минут Цели урока: • Сформировать знания учащихся о видах казахского орнамента, познакомить с их разнообразием. • Развить творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи. • Воспитать любовь к народным традициям, народному творчеству. Задачи урока: • Закрепить умения и знания, учащихся по рисованию орнаментальных композиций. • Развить художественный вкус, творческие способности, зрительную память, наблюдательность учащихся. • Сплотить коллектив, формировать правильные взаимоотношения учащихся на основе совместной творческой деятельности. • Расширить кругозор учащихся. • Применить на практике технику кистевого письма. Тип урока: Урок комплексного использования знаний. Вид урока: Урок-практикум, творческая мастерская. Методическая цель проведения урока: Участие в конкурсе «Педагогический дебют». Принципы: • Принцип увлеченности. • Принцип целостности эмоционального освоения. • Принцип единства формы и содержания. • Принцип последовательности и доступности. Технологии обучения: Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, объяснительно-иллюстративные технологии, ИКТ. Компетенции: • Социокультурные: -приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства; -понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли т. е. значение в жизни человека и общества; -приобретение навыков основ конструирования. • Учебно-познавательные: -технология – при выполнении эскизов; - музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся. • Компетентности личностного самосовершенствования: -владеть способностью к устойчивой адекватной самооценке; -иметь позитивную мотивацию к самообразованию. . Методы обучения: 1. Наглядный метод. 2. Практический метод (основан на практической деятельности учащихся). 3. Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока. 4. Преобразовательный метод – усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков. 5. Метод проектной деятельности. Оборудование для учащихся: • Заготовки для выполнения задания. • Ластик. • Простой карандаш. • Краски. • Кисточки. • Стакан с водой. • Стирательная резинка. Оборудование для учителя • Образцы. • Раздаточный материал для заданий. • Компьютер. Психологические условия проведения урока: • Доброжелательное отношение педагога к детям. • Демократический стиль общения педагога с детьми. • Положительное эмоциональное состояние, как ученика так и учителя. • Творческое рабочее самочувствие на уроке и перед уроком. Формы работы: • Коллективная. • Индивидуальная. Дидактическая структура урока: 1. Организационный этап. 2. Актуализация прежних (опорных) знаний. 3. Применение – формирование умений и навыков. Материалы интернет-сайтов: 1. http://videouroki.net. 2. http://urok-izo.narod.ru/ 3. https://sites.google.com/a/labore.ru/ 4. http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/. Использованная литература: 1. «Учитель изобразительного искусства и его работа». Орловский Г.И. Москва «Просвещение» 1987г. 2. «Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Г.Ф. Суворова Москва «Просвещение» 1990г. 3. «Материалы в изобразительном искусстве». Н.В. Одноралов. Москва «Просвещение» 1983г. 4. «Демократизация содержания образования в сфере художественно-эстетического развития учащихся». К. М. Азимбаева, Л.А. Арсабиева, И. А. Бутакова. Усть-Каменогорск «Медиа-Альянс» 2007г. Предполагаемые результаты: 1. Выполнение творческого задания учащимися и создание коллективной композиции», а именно, натюрморт, с предметами обихода казахского народа украшенный узорами и орнаментами; 2. Развитие умения пользоваться ранее приобретенными знаниями на уроке (разгадывание кроссворда); 3. Развитие образного творческого мышления, возможность применить свои знания в области дизайна предметов составляющих натюрморт. План урока (45 мин.) 1. Организационный момент. Целеполагание. 5 мин. 2. Объяснение темы урока. Изучение нового материала 8 мин. 3. Закрепление изученного. Практическая часть. Физминутка. 20 мин. 4. Кроссворд. 8 мин. 5. Итог урока. Рефлексия. 4 мин. Ход урока: Қолданбалы өнер – уақыттың, тарихтың, әлеуметтiк ортаның бейнесi. Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды. Маргарита Шаяхыновна Омирбекова 1. Организационный момент. Целеполагание. Приветствие, эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Учитель: - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет не обычный урок. Что же такого в нем особенного? Сейчас мы отправимся в путешествие во времени, чтобы изучить тему нашего урока нам нужно будет погрузиться в прошлое. И мы это сможем сделать прямо на уроке прикладной композиции. Посмотрите на стенд. Перед вами предметы декоративного искусства. Можете ли вы определить, в какой стране мы могли бы с вами встретить, увидеть эти орнаменты? Учащиеся: - В Казахстане. Учитель: - Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся они к народному промыслу казахского народа. Ребята, можете ли вы предположить, как будет звучать тема нашего урока? Учащиеся: - Искусство казахского народа, орнаменты, узоры (звучат разные ответы). Учитель: - Совершенно верно. Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания об орнаментах казахского народа. Тема нашего урока «Казахские национальные узоры и орнаменты». Учитель: - А как вы думаете, что мы узнаем в ходе нашего урока? Учащиеся: - Какие бывают орнаменты, как они называются, чем отличаются и т.д. Учитель: - Правильно, мы узнаем о казахских орнаментах, когда они появились, какие бывают виды, выполним элементы орнаментов по мотивам казахских узоров в творческой мастерской. 2. Объяснение темы урока. Изучение нового материала. Учитель: Чтобы лучше узнать об узорах казахского народа мы с вами посмотрим презентацию. (Показ презентации «Орнаменты казахского народа», учитель обращает внимание на особенности построения орнаментов. Перед каждым из учащихся лежит таблица с основными орнаментами казахского народа и их названиями (Приложение № 1). В ходе показа слайдов идет беседа о том, чем отличаются одни узоры от других, где они могут применяться. Просмотр сопровождается музыкой. Учитель: - Изготовление орнаментов – это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались в зависимости от времени и быта казахского народа. В настоящее время искусство создания орнаментов превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа. Еще в древние времена кочевники изображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства, и все они украшались орнаментами. Назовите, какие предметы украшались орнаментами? Учащиеся: - Одежда, мебель, посуда, ковры и т.д. Учитель: - Сегодня на уроке мы рассмотрим различные виды казахских орнаментов. Основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог» (муйiз), в котором преобладают роговидные дуговидные линии. В настоящее время учеными обнаружено около 230 разновидностей орнаментов. Мы познакомились с некоторыми из них. Назовите, какие виды орнаментов вы знаете? Учащиеся: - Зооморфные, растительные, геометрические, космогонические. Учитель: - Почему они называются именно так? Учащиеся: - Элементы берутся от животных, растений, космоса, геометрических фигур и стилизуются, т. е. видоизменяются. Учитель подсказывает в ходе опроса. Учитель: - Что важно для выполнения этих орнаментов. Для выполнения важно соблюдения закона симметрии, т. е. обе его стороны должны быть равными. Не забываем что особую красоту орнаменту придают краски. В казахском прикладном искусстве используют традиционные цвета, которые применяются мастерами в течении многих веков: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Каждый цвет имеет свою символику: Синий – цвет неба; Белый – символ истины; Желтый – цвет мудрости, нравственности, печали; Зеленый – молодости, весны и т.д. 3. Закрепление изученного. Практическая часть. Физминутка. Учитель: - Сейчас мы приступим к выполнению практического задания. Не забываем что у того кто сидит правильно работа получается красивее и аккуратнее. И на эту тему мы знаем стишок: - Хочешь стать фотомоделью Ровно спину ты держи (вместе) И хорошую осанку Ты ребятам покажи! Ваша задача: - Берем выполненные заранее заготовки посуды (учащиеся нарисовали ранее элементы натюрморта и выполнили заливку акварельными красками). Выполняем карандашом наметку узоров на основе образцов (образцы орнаментов лежат на столе Приложение №2). После выполнения разметки начинаем прорисовку орнаментов при помощи кисточки и акварельных красок. Цвет фона и орнамента не должны сливаться. Цвета учащиеся выбирают самостоятельно. Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность. Демонстрация учителем приема рисования. Самостоятельное выполнение учащимися. Учитель: - Музыка связана со многими видами искусства, в том числе и с изобразительным искусством. Вы являетесь учащимися Школы искусств, и мы с вами знаем, как неразрывно связаны между собой различные направления творчества. Может быть, звучание домбры поможет вам пробудить вашу фантазию и изобретательность в ваших работах. Учащиеся приступили к выполнению задания. Учитель: - Ребята, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук. Руки подняли и закачали – это деревья в лесу, Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу. В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят. Как они сели – руки сложили назад. После выполнения физминутки учащиеся возвращаются к заданию. Когда узоры выполнены они сохнут, в это время учащиеся разгадывают кроссворд. Учитель: - А сейчас для закрепления материала мы с вами решим кроссворд. 4. Кроссворд: Вопросы к кроссворду: 1. Учреждение, занимающееся собиранием и хранением, изучением экспозиций художественных произведений (муражай). 2. Переносное жилище из войлока у народов Центральной и Средней Азии (юрта). 3. Вид орнамента, где используется элементы различных животных (зооморфный). 4. Название растительного орнамента (жапырақ). 5. Один из разновидностей зооморфного орнамента (табан). 6. Название растительного орнамента (дерево). 7. Гончарное искусство, т.е. изготовление изделий из глины с последующим обжигом в специальных печах (керамика). 8. Самый главный элемент всех зооморфных орнаментов (мүйiз). 9. Узор расположенный в определенном порядке для украшения чего – либо (Орнамент). В ходе решения кроссворда учащиеся обводят черным фломастером или маркером посуду и начинают вырезать. Учитель: Теперь, когда вы закончили работу, давайте вместе составим натюрморт из расписанной вами посудой. (На заранее приготовленный фон при помощи канцелярских иголок прикрепляются элементы натюрморта в нужном порядке, примером служит образец на стенде). Ах, какая красота! Что за прелесть! Вот такой я именно себе ее и представляла, даже лучше получилась она у вас. Вы превзошли все мои ожидания. 5. Итог урока. Рефлексия. Учитель: - Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа не только в праздники, но и в повседневной жизни. Ою өрнек сәндігі Көздің жауын алады. Болмаса зат өрнексіз, Ешбір мәнсіз қалады. Красота узора и орнамента Радует наш глаз. А вещи без узора или орнамента Остаются не заметной. -А сейчас, давайте оценим свои работы. Самооценка работ учащимися по следующим вопросам. Учитель задает вопрос, учащиеся отвечают. 1. Чем вам нравятся ваши работы? 2. Почему эти изделия похожи на казахские народные предметы? 3. Что вам удалось в работе? 4. С какими трудностями столкнулись? Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Поработали как настоящие дизайнеры. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Спасибо вам за урок! Рефлексия. Учитель: - Предлагаю тем, кому понравился этот урок поднять улыбающийся смайлик. На этом наш урок завершен. Всем спасибо за сотрудничество. И пусть этот урок не заканчивается звонком. Пусть он останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство. Приложение №1 Зооморфный орнамент Орнамент "Иткуйрык" — собачий хвост. Орнамент по форме напоминает задранный собачий хвост. Им украшают изделия из кости и дерева (двери юрт, или части деревянных кроватей), а также изделия из войлока. "Муйiз" — рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие — применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. "Сыныкмуйiз" — сломанный рог. Орнамент представляет собой изломанный прямоугольник, четыре раза загибающийся внутрь. "Торткулак" — крестовина. Четыре крестовины орнамента состоят из зооморфных, "растительных" линий, середина имеет подобие креста. Элементы орнамента могут завершаться круговыми линиями, четырехугольными элементами. Растительный орнамент "Ушкулак" или "жапырак" - трехлистник. Стены бани города Тараз, построенной в Х-XI веках, украшены орнаментом "трехлистник". "Гул"— цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов. "Коза " — коробочка хлопка. Этот орнамент был изобретен в Южном Казахстане, где испокон веков выращивают хлопок. Орнамент "коза" наносится на посуду, им украшают головные уборы и другие изделия. Геометрический орнамент "Ботакоз" — верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. "Косдонгелек" — двойное кольцо. Орнамент напоминает рунические письмена или тамгу, наносимую на животных. Им украшали изделия из войлока: тексметы, сырмаки. "Тумарша" — амулет. Орнамент треугольной формы, похожий на амулет. Амулеты треугольной формы, предохраняющие от злого сглаза, прикрепляли не только на одежду человека, но и на юрты и животных. Космогонический орнамент "Кун"— солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении "Кемпiркосак" — радуга. Орнамент состоит из полосок разных цветов. У казахов цвета имеют символическое значение. Например, синий цвет — символ неба. Белый — цвет истины, радости; желтый — цвет мудрости, разума, печали; зеленый — цвет весны и молодости. Приложение №2 | |
Просмотров: 907 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|