Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Ильина Алена Сергеевна ГККП «Дом детского творчества» город Макинск Руководитель кружка изобразительной деятельности «Волшебная кисть» Программа работы Изобразительного кружка «Волшебная кисть» Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи 3. Тематический план 4. Календарно тематический план 5. Содержание календарно - тематического планирования 6. Заключение 7. Ожидаемые результаты 8. Литература Пояснительная записка В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории. Развивающая среда на занятиях, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач: - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности;формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности; - сотрудничество с детьми. Цель: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Основные задачи: 1. Развитие творчества школьников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники. Осуществлять эстетическое развитие школьников средствами изобразительного искусства. 2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. 4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности. 5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать художественные способности детей. 6. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, посредством нетрадиционных способов. 7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов. 8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями. 9. Дать возможность понять его преимущества, особенности, почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения. Тематический план изобразительного кружка « Волшебная кисть» № тема Всего часов Теория Практика Дата Примечание 1. История возникновения ИЗО. Виды техник 3 1 2 2. Жанры изобразительного искусства 3 1 2 3. Секреты акварели 12 1 11 4. Гуашь и ее возможности 9 1 8 5. Акрил. 9 1 8 6. Масло. Правило работы 9 1 8 7. Пастель. 9 1 8 8. Освоение цветовой гаммы 9 1 8 9. Техника акватуши 9 1 8 10. Печатание растений 18 1 17 11. Линогравюра 9 1 8 12. Батик. Техника роспись по тканям 12 1 11 13. Пальцевая живопись 15 1 14 14. Раздувание капли 9 1 8 15. Фотокопия 12 1 11 16. Техника рисование по мокрому фону 12 1 11 17. Техника теснения 12 1 11 18 Рисование металлическими крышками от бутылок 9 1 8 19. Рисование мыльными пузырями 9 1 8 20. Дымковская игрушка. 9 1 8 21. Рисование пластилином. 9 1 8 22. Кляксография. 9 1 8 23. Метод старения 9 1 8 24. Метод тычка 9 1 8 25. Кубизм 12 1 11 26. Рисование шоколадом 15 1 14 27. Гроттаж. 12 1 11 28. Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+силуетное рисование 9 1 8 29. Рисование с натуры 9 1 8 30. Натюрморт. 30 1 31. Ниткопись. 9 1 8 32 Гжель. 12 1 11 33. Городецкая роспись 12 1 11 34. Пейзаж 30 1 29 35. Композиция 21 1 20 36. Понятия: «локальный цвет», «колорит», «гармония цвета». 18 1 17 37. Рисунок 12 1 11 38. Знакомство с великими художниками мира 9 1 8 39. Знакомство с галереями мира 9 1 8 40 Макетирование 9 1 8 41. Творчество со спичек 12 1 11 42. Фейс – арт. 9 1 8 43. Боди арт 12 1 11 44. Вглядываясь в человека. 9 1 8 45. Конструкция головы человека и её пропорции. 9 1 8 46. Изображение головы человека в пространстве. 9 1 8 47 Уголь. 9 1 8 48. Образные возможности освещения в портрете 9 1 8 49. Живописный портрет. 12 1 11 50. Изображение пространства. 12 1 11 60. Полиграфический дизайн 18 1 17 66. Приемы и средства композиции. 15 1 14 71. Силуэт. 9 1 8 72 Мультипликация 12 1 11 73 Шарж 9 1 8 74. Карикатура 9 1 8 75. Искусство карандашного рисунка 12 1 11 76. ИТОГО: 648 75 573 Календарно - тематический план изобразительного кружка « Волшебная кисть» № тема Всего часов Теория Практика Дата Примечание 1. История возникновения ИЗО. Виды техник 3ч 2. Жанры изобразительного искусства 3ч 3. Секреты акварели 12ч 3.1 Секреты акварели 3.2 Выполнение работы акварелью 3.3 « Жираф» рисуем акварелью 3.4 Закрепление пройденного материала 4. Гуашь и ее возможности 9ч 4.1 Гуашь и ее возможности 4.2 Выполнение работы гуашью 4.3 Закрепление пройденного материала 5. Акрил. 9ч 5.1 Техника рисования акрилом 5.2 Выполнение работы акрилом 5.3 Закрепление пройденного материала 6. Масло. Правило работы 9ч 6.1 Масло. Правило работы 6.2 Выполнение работы маслом 6.3 Закрепление пройденного материала 7. Пастель. 9ч 7.1 Пастель 7.2 Выполнение работы пастелью 7.3 Закрепление пройденного материала 8. Освоение цветовой гаммы 9ч 8.1 Цветовая гамма 8.2 Цветик-семицветика 8.3 Закрепление пройденного материала 9. Техника акватуши 9ч 9.1 Техника акватушь. 9.2 Выполнение эскиза «Грибная поляна» 9.3 Завершение работы в технике акватушь 10. Печатание растений 18ч 10.1 Техника «Печатание растений» 10.2 «Красивый букет» в технике печатание растений 10.3 «Домик» в технике печатание растений 10.4 «Жители леса» в технике печатание растений 10.5 «Питомец»в технике печатание растений 10.6 Закрепление пройденного материала 11. Линогравюра 9ч 11.1 Техника линогравюра. 11.2 «Синий вечер» в технике линогравюра 11.3 «Облака» в технике линогравюра 12. Батик. Техника роспись по тканям 12ч 12.1 Батик. Техника роспись по тканям 12.2 «Алые розы» в технике роспись по ткани 12.3 «Осеннее вдохновение» 12.4 Закрепление пройденного материала 13. Пальцевая живопись 15ч 13.1 Пальцевая живопись. 13.2 «Вылечим зайчонка» 13.3 Волшебная тарелочка. Цветы и ягоды. 13.4 «Сладость топтыгина» 13.5 Закрепление пройденного материала 14. Раздувание капли 9ч 14.1 Техника раздувание капли 14.2 Узоры на окнах в технике раздувание капли. 14.3 Закрепление пройденного материала 15. Фотокопия 12ч 15.1 Техника Фотокопия 15.2 «Звездное небо» в технике фотокопия 15.3 Закрепление пройденного материала 15.4 Рисование по мокрому фону 16. Техника рисование по мокрому фону 12ч 16.1 «Облака» в технике рисования по мокрому фону 16.2 «Лютики» в технике рисования по мокрому фону 16.3 «Волшебный мир»в технике рисования по мокрому 16.4 Закрепление пройденного материала 17. Техника теснения 12ч 17.1 Техника теснения 17.2 Открытка в технике теснения 17.3 «Моя игрушка» в технике теснения 17.4 Закрепление пройденного материала 18 Рисование металлическими крышками от бутылок 9ч 18.1 Рисование металлическими крышками от бутылок 18.2 «Цветочная поляна» 18.3 Закрепление пройденного материала 19. Рисование мыльными пузырями 9ч 19.1 Рисование мыльными пузырями 19.2 «Одуванчики» 19.3 Закрепление пройденного материала 20. Дымковская игрушка. 9ч 20.1 Дымковская игрушка 20.2 Роспись лошадки или барашка. 20.3 Закрепление пройденного материала 21. Рисование пластилином. 9ч 21.1 Техника рисования пластилином 21.2 Выполнение работы Букет из цветущих веточек в кувшине. 21.3 Закрепление пройденного материала 22. Кляксография. 9ч 22.1 Техника Кляксография. 22.2 Заколдованные деревья в технике кляксография 22.3 Закрепление пройденного материала 23. Метод старения 9ч 23.1 Техника старения 23.2 «Ледоход»в технике старения 23.3 Закрепление пройденного материала 24. Метод тычка 9ч 24.1 Техника Метод тычка 24.2 «Ёжик» 24.3 Закрепление пройденного материала 25. Кубизм 12ч 25.1 Техника Кубизм 25.2 «Новые игрушки» в технике кубизм 25.3 «Самолетеики» в технике кубизм 25.4 Закрепление пройденного материала 26.1 Рисование шоколадом 26.2 Выполнение работы «Птички» 26.3 Выполнение работы «Животные» 26.4 Выполнение работы «Мой мир» 26.5 Закрепление пройденного материала 27. Гроттаж. 12ч 27.1 Гроттаж. 27.2 Выполнение работы «Ночной город» 27.3 Выполнение работы «Родина» 27.4 Закрепление нового материала 28. Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+силуетное рисование 9ч 28.1 Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+силуетное рисование 28.2 «Наша улица» 28.3 Закрепление пройденного материала 29. Рисование с натуры 9ч 29.1 Рисование с натуры 29.2 Выполнение работы Весенней веточки с натуры 29.3 Закрепление пройденного материала 30. Натюрморт. 30ч 30.1 Техника натюрморт 30.2 Освещение свет и тень в натюрморте 30.3 Натюрморт в графике. 30.4 Оттиск с аппликации. Натюрморт 30.5 Выразительные возможности натюрморта. 30.6 Рисование натюрморта из кувшина , цветов и фруктов 30.7 Рисование натюрморта из чайника, овощей и фруктов 30.8 «Ёлочные украшения» натюрморт 30.9 Выполнение работы весенний букет 30.10 Закрепление пройденного материала 31. Ниткопись. 9ч 31.1 Ниткопись 31.2 Выполнение работы «Зимние узоры». 31.3 Закрепление пройденного материала 32 Гжель. 12ч 32.1 Техника гжель. 32.2 Роспись тарелки 32.3 Роспись чашки 32.4 Закрепление пройденного материала 33. Городецкая роспись 12ч 33.1 Городецкая роспись 33.2 Выполнение росписи кувшина 33.3 Выполнение росписи авторского сосуда 33.4 Закрепление пройденного материала 34. Пейзаж 30ч 34.1 Пейзаж. 34.2 Способы изображения деревьев 34.3 Пишем небо 34.4 Передача разнообразия оттенков 34.5 Осеннее небо и листопад 34.6 Приемы изображения воды 34.7 Городской пейзаж 34.8 Лесной пейзаж 34.9 Фантастический замок 34.10 Закрепление пройденного материала 35. Композиция 21ч 35.1 Композиция 35.2 «Снеговик», рисование акварелью 35.3 «На катке», рисование пастелью 35.4 «Обитатели водной стихии», рисование восковыми мелками 35.5 «Кенгуру» (в движении), рисование акрилом 35.6 «Обитатели саванны» (свободная техника) 35.7 Закрепление пройденного материала 36. Понятия: «локальный цвет», «колорит», «гармония цвета». 18ч 36.1 Понятия: «локальный цвет», «колорит», «гармония цвета». 36.2 Реальность и фантазия в творчестве художника. 36.3 Освещенность, свет в картине. 36.4 Закрепление пройденного материала 37. Рисунок 12ч 37.1 Рисунок – основа изобразительной деятельности. 37.2 Линия и её выразительные возможности. 37.3 Пятно как средство выражения. 37.4 Закрепление пройденного материала 38. Знакомство с великими художниками мира 9ч 38.1 Знакомство с великими художниками мира 38.2 Выполнение работы «Лесной пейзаж» 38.3 Закрепление пройденного материала 39. Знакомство с галереями мира 9ч 39.1 Знакомство с галереями мира 39.2 Эскизы стен одной из галерей 39.3 Закрепление пройденного материала 40 Макетирование 9ч 40.1 Макетирование 40.2 Выполнение несложного макета дома 40.3 Закрепление пройденного материала 41. Творчество со спичек 12ч 41.1 Изделия из спичек 41.2 Колодец из спичек 41.3 Домик из спичек 41.4 Закрепление пройденного материала 42. Фейс – арт. 9ч 42.1 Знакомство с фейс - артом 42.2 «Геометрия красок» 42.3 Закрепление пройденного материала 43. Боди арт 12ч 43.1 Знакомство с боди - артом 43.2 Бодипейнтинг Менди 43.3 Нейл - арт 44. Вглядываясь в человека. 9ч 44.1 Портрет. Изучение пропорций лица человека. 44.2 «Портрет» 44.3 Закрепление пройденного материала 45. Конструкция головы человека и её пропорции. 9ч 45.1 Этюд с использованием мимических законов для показа настроения, изображаемого лица. 45.2 Выполнение работы «Портрет унылого капитана» 45.3 Закрепление пройденного материала 46. Изображение головы человека в пространстве. 9ч 46.1 Изображение головы человека в пространстве. 46.2 Графическое изображение человека с различным ракурсом. 46.3 Закрепление пройденного материала 47 Уголь. 9ч 47.1 Уголь. Техника написания портрета углем 47.2 Изображение головы человека углем 47.3 Закрепление пройденного материала 48. Образные возможности освещения в портрете 9ч 48.1 Образные возможности освещения в портрете 48.2 Выполнение работы «Портрет» 48.3 Закрепление пройденного материала 49. Живописный портрет. 12ч 49.1 Живописный портрет. 49.2 «Живописный портрет» 49.3 Закрепить навыки по изображению мимики различного ракурса. 49.4 Закрепление пройденного материала 50. Изображение пространства. 12ч 50.1 Изображение пространства. 50.2 Линейная перспектива 50.3 Воздушная перспектива 50.4 Закрепление пройденного материала 60. Полиграфический дизайн 18ч 60.1 Многообразие видов. 60.2 Соединение текста и изображения. 60.3 Шрифтовая композиция текста 60.4 Буквица 60.5 Закрепление пройденного материала 66. Приемы и средства композиции. 15ч 66.1 Приемы и средства композиции. 66.2 Выполнение работы «Весна» 66.3 Закрепление пройденного материала 71. Силуэт. 9ч 71.1 Силуэт. Восприятие формы 71.2 Выполнение силуэта человека 71.3 Закрепление пройденного материала 72 Мультипликация 12ч 72.1 Мультипликационные образы. Цветовые эфекты 72.2 Комиксы 72.3 Анимация. Язык телодвижения 73 Шарж 9ч 73.1 Шарж 73.2 Выполнение шаржа 73.4 Закрепление пройденного материала 74. Карикатура 9ч 74.1 Карикатура 74.2 Выполнение карикатуры 74.3 Закрепление пройденного материала 75. Искусство карандашного рисунка 12ч 75.1 Искусство карандашного рисунка 75.2 Приемы работы карандашом. Смотреть и видеть 75.3 Размер и композиция. Схема. Тени. Текстура 75.4 Память и воображение 76. ИТОГО: 648 часов Для успешной реализации программы используются следующие методы: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства); Данные методы конкретизируются по трем группам; практические, словесные, наглядные. Формы организации деятельности: • Индивидуальные • Групповые • коллективные Формы подведения итогов реализации программы: • подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; • проведение экскурсий по детским творческим выставкам; • защита творческих проектов; • участие в выставках, конкурсах детского творчества. Ожидаемые результаты и способы их проверки: В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства. - основы цветоведения ; - основные и дополнительные цвета; - цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета) - понятие симметрии; - контрасты форм; - свойства красок и графических материалов; - азы воздушной перспективы (дальше, ближе); - виды декоративно-прикладного искусства; - начальные эпохи развития изобразительного искусства; - мастеров изобразительного искусства, их главные произведения и основные факты их биографии. - известнейшие музеи и памятники искусства Древнего мира. -основные жанры живописи -основы перспективы Должны уметь: - смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; - правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; -владеть основами перспективы и основами цветоведения; - уметь правильно расположить предмет на листе; - грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; - работать самостоятельно и в коллективе; - умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; - выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; - соблюдать последовательность в работе (от общего к частному); - работать с натуры; - работать в определённой гамме; - доводить работу от эскиза до композиции; - использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет) - умение работать в группе; Способы проверки -кроссворд; -беседы; -просмотр и анализ творческих работ; -мини-выставки; -тематические выставки; -представление и презентация творческих работ; -контрольные задания. Список используемой литературы 1. Авторская программа Маженова Т.К. 2012год 2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 3. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г. 5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. 6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999. 7. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для школьников.. - М.: Просвещение, 2003. 8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994. 9. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995. 10. Михайлова З.А. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2003. 11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991. | |
Просмотров: 888 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|