Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
У Лукоморья Технологическая карта открытого урока по предмету живопись и рисунок __ ноября 2016 г. Журавлева И.Б. Сорокина Ю.В. преподаватели изобразительного отделения Уровень образования учащихся: 1,2 класс. Всего часов: 45 минут. Тип урока: Урок-практикум. Вид урока: Ролево-игровой. Форма урока: Межпредметный интегрированный урок. Цель урока: Проверить способности учащихся применять знания и умения рисунка и живописи в процессе создания коллективного панно. Задачи урока: Образовательные: - закрепить знания по предметам живопись и рисунок; - сформировать умение решать поставленную задачу, делать выводы и обобщения. Развивающие: - развить образное и логическое мышление, речь, память; - развить практические умения по живописи и рисунку; - развить умение применять свои знания на практике. Воспитательные: - воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать участникам как своей команды, так и команды соперника; - повысить мотивацию учащихся в подготовке к международному конкурсу «А.С. Пушкин глазами детей». Методическая цель проведения урока: закрепление старых и освоение новых педагогических технологий и методов проведения уроков изобразительного искусства, поиск возможности максимально развивать и заинтересовать учащихся на своих уроках, декада изобразительного отделения. Принципы: • Принцип увлеченности; • Принцип целостности эмоционального освоения; • Принцип единства формы и содержания; • Принцип последовательности и доступности. Технологии обучения: • Игровые; • Здоровьесберегающие; • Личностно-ориентированный подход; • Объяснительно-иллюстративные; • ИКТ; • Метапредметная (технология деятельностного метода, технология проблемного диалога). Методы обучения: • Наглядный метод; • Практический метод; • Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока; • Преобразовательный метод – усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков; • Метод проектной деятельности. Оформление (наглядный материал к уроку): • Портрет А.С. Пушкина; • Заготовка основы для панно «У Лукоморья» (коллективная творческая работа учащихся); • Имитация интерьера русского терема. Оборудование для учащихся: • Заготовки для выполнения задания (выполненные на предидущем уроке герои Лукоморья); • Образцы (листья дуба); • Чистая бумага формата А4 (для листьев); • Цветные карандаши; • Акварель; • Кисточки; • Баночка для воды; • Палитра; • Ножницы; • Блестки на клеевой основе. Оборудование для учителя • Образцы (листья дуба); • Компьютер; • Стенд с изображением дуба, к которому прикрепляются листья и герои Лукоморья; • Музыкальное сопровождение; • Значки для рефлексии. Музыкальный материал: • Отрывок из оперы «Руслан и Людмила»; • Русская народная музыка; • Детская песня «Сказка приходи»; • П.И. Чайковский «Танец Феи Драже»; • Музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Формы работы: • Коллективная; • Индивидуальная; • Групповая. Дидактическая структура урока: • Организационный этап (постановка проблемного вопроса); • Актуализация прежних (опорных) знаний; • Применение – формирование умений и навыков; • Рефлексия. Материалы интернет-сайтов: • http://videouroki.net.; • http://urok-izo.narod.ru/; • https://sites.google.com/a/labore.ru/; • http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/.; Использованная литература: 1. Азимбаева К.М., Арсабиева Л.А., Бутакова И.А. «Демократизация содержания образования в сфере художественно-эстетического развития учащихся». Усть-Каменогорск «Медиа-Альянс»2007г. 2. Одноралов Н.В. «Материалы в изобразительном искусстве». Москва «Просвещение» 1983г. 3. Орловский Г.И. «Учитель изобразительного искусства и его работа». Москва «Просвещение» 1987г. 4. Суворова Г.Ф. «Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Москва «Просвещение» 1990г. Предполагаемые результаты: Предметные: Метапредметные: Личностные: - развитие образного творческого мышления, возможность применить свои знания в области живописи и рисунка; - выполнение поставленной творческой задачи: нарисовать лист, дорисовать героя и составить панно; - понимать и принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - понимать, что знания одного урока, могут применятся на другом; - уметь самостоятельно формулировать вопрос на основе собственных знаний и умений; - проявлять интерес к изучению и применению знаний в области рисунка и живописи; - проявлять уважительное отношение к участникам своей команды и команды соперника в процессе соревнования; План урока (45 мин.) 1. Организационный момент. Целепологание. (5 мин.) 2. Практическое задание «Оживи дуб». (10 мин.) 3. Проверка домашнего задания. Опрос теоретических знаний. (10 мин.) 4. Практическое задание «Панно Лукоморье» (15 мин.) 5. Подведение итога урока. (2 мин.) 6. Рефлексия (2 мин.) 7. Сюрпизный момент. (1 мин.) Методическое обоснование темы Знания по изобразительному искусству мы можем использовать не только на других уроках, но и в жизни. Все предметы тесно взаимосвязаны между собой. Данный урок предполагает связь как предметов изобразительного искусства: рисунка и живописи, так и русской литературы. Учащимся дается возможность применить знания, освоенные на предидущих уроках и закрепить их в различных учебных ситуациях. Выбор данной темы связан не только с тем что изобразительное отделение ежегодно принимает участие в международном конкурсе «Пушкин глазами детей» но и с тем, что знания, приобретенные на данном уроке могут пригодиться за пределами школы. Развиваясь на подобных уроках как художник и приобретая дополнительный багаж знаний учащиеся смогут применить их в различных ситуациях: на олимпиадах, в беседе, занимаясь с младшими братьями и сестрами. И пусть учащиеся не станут художниками и литераторами, но данная форма работы им поможет блеснуть в нужной ситуации своими умениями и знаниями. Ход урока 1. Организационный момент. Целепологание. (5 мин) Звучит детская песенка «Сказка приходи» Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычная ситуация, урок рисунка и живописи одновременно. А еще мы с вами отправимся в путещшествие… Стук в дверь Кот: Мур-р-р, мяу! Здравствуйте. Разрешите представиться: я – кот, а пришел к вам из сказки. Угадайте из какой? (ответы детей). Ни за что не угадаете. Даю подсказку. Люблю я песни и рассказывать сказки. (Кот Ученый). Больше всего я люблю сказки своего создателя, даже принес вам книжку. А вы знаете кто ее написал? (А.С.Пушкин). Молодцы, совершенно верно. Посмотрите мою книжку – в ней много картинок, как они правильно называются? (иллюстрации). А чем они отличаются от картин? (они в книжках). Молодцы котятки, замечательные ребятки. Эти картинки в книжках нарисовали художники-иллюстраторы. Вы знали это? А каких иллюстраторов вы знаете? Иван Билибин, Евгений Чарушин, Юрий Васнецов. Учитель: Молодцы ребята, а как выдумаете, чем мы займемся сегодня на уроке? (рисованием) Но мы будем не просто рисовать, а попробуем себя в роли иллюстраторов. Как вы думаете, чью сказку мы будем иллюстрировать? (Пушкина) А еще вам подсказка, из этого произведения к нам пришел Кот Ученый (у Лукоморья) Как вы думаете, почему мы иллюстрируем произведение именно Пушкина? (а мы уже начали рисовать его сказку, мы готовимся на конкурс) Учитель: Все верно, каждый год мы участвуем в Международном конкурсе «Пушкин глазами детей». Смотрите какое у нас замечательное панно. Что на нем нарисовано (дуб, дерево) Кот: Так, а что такое панно? Учитель: Интересно, вроде кот Ученый, а что такое панно не знает. Дети, давайте расскажем, что такое панно? (панно- это рисунок, который украшает стену). Кот: Какие вы умненькие ребята. Я знаю стихотворение Пушкина «У Лукоморья», и кажется мне, здесь чего -то не хватает. Учитель: Я согласна с Котом, ребята, чего здесь не хватает? (ответ учащихся) А можете мне сами сказать, какая сегодня тема нашего урока? (закончить панно). Кот: Не сказочный я был бы кот, Коль бы не позвал бы вас в поход. В сказке мы все побываем, На Лукоморье, поглядим. Сегодня волшебство случится, К нам сказка в гости постучится! Книга открывается, сказка начинается. 2. Практическое задание «Оживи дуб». (10 мин.) Учитель: Ну что ж, если мы хотим отправиться в творческое путешествие, то самое время начать. Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания и умения. Посмотрите на наш дуб, что же на нем не хватает, кроме сказочных героев? (листьев) Проверим ваши умение, ребята, давайте выполним творческую работу и оживим «Волшебный дуб». Кот: Что же нужно сделать что бы его оживить? (нарисовать листья) Учитель: А что бы было интересней, мы поделились на две команды. Называются они акварельки и карандашики. И это не просто так. Что бы выполнить все задания мы должны вооружиться знаниями по двум предметам рисунку и живописи. Мы с вами уже рисовали листья. Сейчас нам нужно нарисовать лист дуба. У каждого есть образец. Кот: Ребята, а чем он нарисован? (цветные карандаши). Да я просто мастер в рисунке. Я вам помогу. С чего начинается любая картина? (с разметки). Совершенно верно. Приступаем, следим чтобы лист был не маленький и занял весь наш листочек. Справились? А теперь рисуем конкур листика. На что он похож? (на каплю). Верно, рисуем большую каплю и превращаем ее в листочек (Показывает на доске). Не давим на карандаш. Кто закончил, отвечает, как называется то что мы сделали? (линейный рисунок). А теперь берем цветные карандаши и начинаем раскрашивать. Правильно я сказал? (нет). А что не правильно? (в рисунке мы штрихуем). Вот молодцы, вас не обманешь. Штрихуем аккуратно. Учитель: Даже в рисунке нам пригодятся знания по живописи. Как выдумаете, какого цвета могут быть наши листья? (оранжевый, желтый, зеленый). Все правильно. Можете выбрать себе цвет листочка, что бы у всех были разные. А какие это цвета? Теплые или холодные? (у меня теплый, у меня холодный). Кот: И не забудьте ярко обвести прожилки. А пока мы делаем листья, у нас звучит сказочная музыка. Учитель: Котик, а ты знаешь, что среди наших художников есть еще и музыканты. Кот: Какие талантливые ребята. Ну ка я вас проверю. Я ценитель музыки. Может вы узнаете произведение, которое сейчас звучит? Что можете о нем сказать? Учитель: Таня, расскажи, что это за произведение? (танец Феи Драже, Петр Ильич Чайковский), Соня, тебе есть что добавить? (характер произведения, что-то интересное). Ребята, а где вы слышали эту музыку раньше? Кот: А вы знаете, что Петр Ильич Чайковский прежде чем стать композитором учился на юриста, и сохранились даже письма, в которых дядя ругает его за то что он променял серьезную науку на музыку. Готовы ваши листья? (да)Теперь мы их вырезаем и оживляем наш дуб, составляя сказочную крону. Учитель: Не забываем, что мы работаем в командах, и победят те, кто быстрее закончит свою сторону. Крепим листочки на заготовленный скотч. (Кот помогает крепить листья тем, кто не достает). Ну видимо победила дружба. Хотя тут не обошлось без кота. Кот: Здорово, молодцы ребята! Листья как живые, дуб ожил и теперь мы можем мы можем продолжать наше путешествие! 3. Проверка домашнего задания. Опрос теоретических знаний. (10 мин.) Учитель: Теперь у нас задание еще сложнее, нам нужно составить вопросы для команды противника. Что бы проверить ваши знания в живописи и рисунке. Сейчас у вас будет время составить вопросы, они будут касаться наших прошлых уроков, посвященных этой теме. А в этот раз помогать мы вам не будем. Каждая команда должна составить по шесть вопросов. (дается 3 минуты на составление вопросов, звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?). А теперь мы устроим – блиц опрос! Команда акварельки задает вопрос своим противникам, а они отвечают, и наоборот. Победит та команда, в которой ответят на все вопросы. Вопросы: 1. Какие цвета использованы в фоне? (преобладают холодные) 2. Что нужно сделать первым делом, для создания рисунка? (наметка работы) 3. Как называется составление частей в единое целое? (композиция) 4. Если мы рисуем картину красками, то это? (живопись) 5. Что такое панно? (это рисунок украшающий стену) 6. Какими материалами мы пользовались для создания панно? (акварель, гуашь) 7. Покажите где и зачем мы применяли «объем»? (ствол дуба) 8. Какие материалы используются в рисунке? (простой карандаш, цветные карандаши, ручка) 9. Какие цвета называются основными? (желтый, красный, синий) 10. Как можно получить зеленый цвет? (желтый + синий) 11. Какие цвета называются ахромотическими? (черный, белый, серый) 12. Основные средства в рисунке? (линия, штрих, пятно, точка). Учитель: Все готовы? Приступим к блиц-опросу. Учащиеся задают вопросы соперникам и отвечают. Кот: Все так правильно отвечали на вопросы! Какие все молодцы! А нам, пора отправляться, дальше в путешествие! А победила команда «Акварелька». Стук Учитель: Кто же к нам снова пожаловал? (звучит рус. народная музыка) Сестрица1: Мы три сестрицы из сказки Пушкина. Сестрица 2: Вы узнали нас? Из какой мы сказки? (сказка о царе Салтане) Кот: А зачем вы к нам пожаловали? Сестрица 3: Мы узнали, что Ученый Кот собрался к вам в гости и нам стало интересно. Чем же вы тут занимаетесь? (рисуем, учимся). Учитель: Сегодня у нас интересный урок мы не только рисуем, но и узнаем новое. Сестрица 1: А что же вы сегодня узнали? (О Пушкине, о сказках) Сестрица 2: А нам тоже интересно, можете рассказать? Сестрица 3: Готовы отвечать? (да) Сестрица 1: Мы должны узнать, достаточно ли у вас знаний что бы попасть в Лукоморье. Сестрицы 2: Мы готовы вас слушать. Учитель: А начнем мы со стихотворения. И не забывайте, что у нас много сказочных гостей, а что бы было интересно, давайте представим, что и мы сказочные герои, любые, какие вам больше нравятся. Рассказывайте с выражением, любой герой сказки умеет красиво рассказывать. Отвечают подготовленные ученики Учащийся 1 (Кажаканова Айнель): Это Пушкин! Это чудо! Это прелесть без конца! В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их немного и немало, Но всё Пушкинское это — Наше вечное начало! Учитель: А теперь мы послушаем что вы узнали о Пушкине? Учащийся 2,3 (Сидорова Кристина, Валерия): Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии. Кот: А еще был выполнен портрет Пушкина А.С. в технике гризайль. Подготовил его Алишер Жунусов. Сестрица 1: А что такое техника гризайль? Алишер: Работа акварелью одним цветом. Сестрица 2: Молодцы ребята. Вы настоящие актеры. Сестрица 3: У вас хорошие знания. Добро пожаловать в Лукоморье. Сестрица 1: Нам пора спешить в свою сказку, до свидания. Учитель:У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом… Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди. Вот моя для вас подсказка (показывает на панно) – На разминку выходи! Кот: А вы, ребята, любите загадки? Тогда начнем мы попорядку: Загадки по сказкам Пушкина, Мур-мяу, внимательно слушайте! Вы друг другу помогайте, Быстро мне ответ давайте! Учитель: И не забываем. что это конкурс. Если не отвечает одна команда, за нее отвечает другая. У кого больше ответов, то победитель. Начинаем. Кот: 1. Он был удалой работник: Повар, конюх и плотник, Служил у жадного попа, А зовут его … (Балда). 2. Остров на море лежит. Град на острове стоит, У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя Тридцать три … (богатыря). 3. Все равны, как на подбор, С ними дядька … (Черномор). 4. В невод к старику попала, На волнах качаясь зыбких. Все желанья исполняла… Кто же? - … (золотая рыбка) 5. «Я ль на свете всех милее. Всех румяней и белее?» - Вопрошала так царица и ответ ждала. От кого? – от … (зеркала). 6. Он сидит на высокой спице, Стережет государства границы. Боевой имеет гребешок. Это кто? - …(золотой петушок). 7. В сказках часто на весь мир В конце устраивают … (пир). 8. Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам … (урок). 4. Практическое задание «Панно Лукоморье». (15 мин.) Учитель: Молодцы, вы знаете много сказок Пушкина. Победила команда «Карандашики». А нас с вами ждет панно «У Лукоморья». На прошлом уроке мы с вами начали выполнять в живописи иллюстрации героев этого произведения. Сейчас мы должны их закончить. Кот: Что же вам осталось сделать? (прорисовать детали, украсить, вырезать). Учитель: И составить общее панно «У Лукоморья». Приступаем к заданию. Давайте во время работы послушаем музыку из оперы «Руслан и Людмила». Кот: А Кто написал эту музыку? (Михаил Ивановаич Глинка) Ну надо же, все вы подготовили. А сейчас самый сложный вопрос. А какие инструменты вы слышите? (ответ). А вы знаете, что Великий князь Михаил Павлович очень не любил Глинку и терпеть не мог его музыку. Когда нужно было сажать своих провинившихся офицеров под арест, он отсылал их на представление оперы Глинки "Руслан и Людмила", говоря: - Более ужасной пытки для моих ребят я придумать не могу!.. А мы с вами с удовольствием слушаем эту замечательную музыку. Учащиеся выполняют практическое задание. Заканчивают героев «У Лукоморья». 1. Шаг – обводят готовых героев. 2. Шаг – вырезают по контуру. 3. Шаг – украшают блестками на клеевой основе. Учитель: Все готовы? Ну что ж, начнем. А сейчас мы создадим общее панно. А поможет нам кот. Он будет читать стихотворение, а вы по очереди будете находить место своему герою и прикреплять его на панно. Давайте закончим нашу работу. Кот: (фоном звучит музыка) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! Учитель: Вы настоящие молодцы. Получилось очень красиво. Мы хорошо поработали. 5. Подведение итогов урока. (1 мин.) Учитель: Ребята, давайте вспомним, зачем же к нам пожаловал кот? (пригласил в сказку). А что мы должны были с вами сделать? (закончить панно). Мы справились? (да). А какие способности вам помогли в этом?(рисование, ум, знание о литературе, музыке, умение вырезать, украшать). Кот: Мы с вами совсем забыли, что у нас были командные задания. Кто же победил? Как вы думаете? (дружба). 6. Рефлексия. (2 мин.) Учитель: Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий). Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. • Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение. • Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение. • Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное. • Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое. (Дети поднимают и показывают свои лепестки, собирают все лепестки в один общий цветок на доске. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное). Учитель: Какой веселый цветок получился! 7. Сюрпризный момент. (1 мин.) Кот: Я весь урок думал, и решил, что вы заслуживаете награды, в сундуке у лукоморья скрыт клад, это мой подарок! Это яблочки не простые, а наливные. Кот дарит яблоки учащимся. Учитель: У каждой сказки есть конец. Подошло к концу и наше путешествие к Лукоморью. И я хочу, чтобы вы всегда верили в сказки, где добро обязательно побеждает зло. | |
Просмотров: 1114 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|