Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
План-конспект урока по лепке в 1 классе на тему "Праздник Наурыз" Преподаватель ИЗО школы искусств №2 - клуб ЮНЕСКО г.Караганда, Казахстан Степаненко Ирина Николаевна Лепка 1 класс ТЕМА: «Праздник Наурыз». Вид деятельности: лепка. Тип урока: объяснение нового материала Цель урока: вылепить из пластилина фигурки людей и животных, закомпановать их на плоскости. Задачи урока: Обучающие: 1.Формирование навыков работы с пластилином. 2. Передача облика животных и человека, окружающей среды пластическими средствами. Развивающие: 1. Развитие образной памяти, творческой фантазии, воображения. 2. Дальнейшее развитие моторики руки Воспитывающие: 1. Воспитание любви к природе родного края. 2. Пробуждение интереса к национальным традициям. Оборудование урока: Для учителя: К уроку учитель готовит макет аула. В него входят: план местности, на котором будут выставляться все фигуры (см. схему); бумажные модели юрт (2 – 3 шт.) Наглядные пособия: фигурки из пластилина барашка и пастуха, казахский национальный костюм (мужской и женский), казахские народные инструменты (домбра, кобыз, шанкобыз), посуда (пиала, торсык, ожау). Музыкальный ряд: аудиозапись с казахской народной музыкой. Для учащихся: пластилин, стеки, тряпочка, клеёнка. План урока 1. Организационная часть. 2. Сообщение темы. 3. 22 марта - день весеннего равноденствия. 4. Праздник Наурыз - традиции и обычаи. 5. Закрепление материала. 6. Практическая деятельность. 7. Подведение итогов. 8. Уборка рабочего места. Ход урока Класс оформлен работами учащихся с казахским национальным орнаментом. Звучит музыка. Учитель: Прежде, чем начнется наш урок, давайте посмотрим в окошко, на веточки деревьев. Какие они? Зимой они были такими же или что-то изменилось? Учащиеся: Почки набухли. Учитель: На улице холодно, поэтому изменения почти незаметны, но природа уже проснулась. (Учитель показывает проращенные веточки с зелеными листочками). Смотрите, какие я принесла вам веточки. Отличаются они от тех, что на улице? Чем? Учащиеся: Да. Они с зелеными листиками и пушистыми сережками. На них приятно смотреть, потому что они напоминают о весне. Учитель: Сегодня мы и говорим о весне. Тема нашего урока: «Наурыз». Что же такое Наурыз? Учащиеся: Казахское слово. Праздник, Новый год. Это, когда просыпается природа, звери. Учитель: Всё верно. Прежде всего - это казахское название месяца март. И вы правильно сказали - это праздник. Когда он начинается? Учащиеся: 22 марта. Учитель: А почему именно 22, кто-нибудь знает? Учащиеся: Затрудняются ответить. Учитель: Это день весеннего равноденствия. Астрономы считают, что с этого дня начинается весна, потому что в этот день все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главный признак набухание почек, буйное прорастание зелени, первый весенний гром. С этого момента начинается обновление природы. Раньше считали, что именно с этого дня начинается новый год. Что вы знаете о празднике Наурыз? Учащиеся: Его празднуют все вместе, накрывают стол, готовят угощение. Учитель: В каждой семье в этот день накрывали дастархан. Готовили похлебку наурыз коже из семи компонентов. Девушки готовили блюдо уйкы ашар из свежего мяса. Считалось, что оно пробуждает у юношей чувство любви. Им угощали женихов, чтобы они не проспали весеннего обновления природы. До наступления праздника всё приводили в порядок - дома, хозяйственные постройки, мебель, домашнюю утварь. Расплачивались с долгами, мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все ёмкости заполняли молоком, айраном, шубатом, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыза все старались быть в хорошем расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевали что- нибудь новое. Посмотрите, как красиво одевались на праздник. Учитель разрешает ребятам примерить чапан, головные уборы, обращает внимание на орнамент, которым украшены костюмы. В процессе примерки идет обсуждение костюмов (чем отличается мужской от женского, какой материал используется, какой орнамент и т. д.). В день наурыза вместе встречали рассвет. Утром очищали арыки, колодцы, истоки родников, высаживали деревья. “Срубишь одно дерево - посади десять”, - говорили старики. Праздник не обходился без игр. Какие казахские народные игры вы знаете? Учащиеся: Когда девушка убегает, а джигит догоняет. Учитель: Очень хорошо! Эта игра называется «кыз-куу» - «догони девушку» (на доске пишется название на казахском языке). А ещё какие игры? Учащиеся: Борьба, скачки. Учитель: Молодцы! Аламан-байга - скачки на дальние расстояния; жорга жарыс - скачки на иноходцах. Кокпар - состязание двух групп всадников за обладание тушей козла и мн. др. Заканчивался день театрализованным представлением. Акыны состязаются в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. С заходом солнца разжигался костер у переносных качелей. У качелей пели и плясали, завершая праздник. (Учитель предлагает детям ознакомиться с народными музыкальными инструментами, поиграть на них). На юге Казахстана торжества дополнялись чествованием алого цветка - кызгалдак. Учащиеся: Это, наверное, тюльпан. Учитель: Думаю, что да. Сегодня мы многое узнали о празднике Наурыз. Что вы запомнили из объяснения? Учащиеся: Это праздник Весны. Его отмечают, когда планеты заново начинают свой путь по небу, и день равен ночи. Просыпается вся природа. Всё приводят в порядок. Много игр. Состязания певцов. Качаются на качелях и т.д. Учитель: Молодцы! Очень хорошо! Стоит отмечать этот своеобразный народный праздник? Учащиеся: Да! Учитель: Ребята, а вы знаете, долгое время праздник Наурыз был запрещен. Мы снова стали отмечать его лишь с 1988 года. На сегодня это выходной праздничный день. И мы все с большим удовольствием отмечаем праздник Весны, Труда и Обновления. Переходим к практической работе. Посмотрите на наш аул. Стоят белые праздничные юрты, украшенные орнаментом, ручеек бежит, цветы расцвели, солнышко греет. Красиво? Учащиеся: Да. Учитель: Но мне кажется, кого-то не хватает. Как вы думаете кого? Учащиеся: Людей, животных. Учитель: Правильно. Сейчас наш аул выглядит пустым, безжизненным. Давайте «заселим» его людьми, животными, птицами. Посадим деревья. Всё это мы можем вылепить из пластилина. Пусть сегодня наш аул готовится к празднику Наурыз. Учитель помещает на макете фигурки чабана и барашка. Начинается беседа-игра, в процессе которой ставятся практические задачи (что надо лепить): • Наверное, барашку одному скучно. Он привык жить в отаре, а чабану не хватает помощника - собачки. • Джигит спешит в аул на праздник к своей невесте. • Надо перебраться через ручей, но нет моста. • Девушки накрывают дастархан и т.д. Ребята лепят лошадок, птиц, деревья, цветы, блюда с баурсаками, кувшины с молоком, костер, на котором готовится пища, качели и мн.др. Все фигурки расставляются самими учащимися. Готовая композиция обсуждается коллективно. Литература. 1. У.Д. Джанибеков. Эхо… По следам легенды о золотой домбре [Текст]. – А-А., 1991 2. А.Х. Маргулан. Казахское народное прикладное искусство (в 3-х томах), т.1, [Текст]. — Алма-Ата, «Өнер» 1986. | |
Просмотров: 750 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|