Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Влияние уроков дополнительного образования по технике «коллаж» на творческие способности учащихся. Изготовление коллажей имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у учащихся чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые работы, учащиеся сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое мышление, память. Особенно важно, что учащиеся познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Хотя их работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумием, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус учащегося, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности. Поэтому нет необходимости требовать от учащегося точного соблюдения композиции картины, копирования её там, где есть возможность внести свои творческие изменения, надо помочь ему усвоить лишь общие принципы её построения. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Учащиеся овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к дальнейшему успешному обучению в школе. Уроки дополнительного образования являются составной частью всей учебно-воспитательной работы в школе, поэтому, приступая к их организации, прежде всего, необходимо составить четкий план работы на четверть, полугодие, год, он должен обязательно учитывать возраст учащихся, знания, умения и навыки, получаемые ими на уроках изобразительного искусства. В плане следует наметить темы экскурсий, бесед, рассказов, инструктажей, практических заданий, предусмотреть наличие необходимых материалов и инструментов. В каждую тему надо включить несколько видов изделий, что даст возможность при необходимости заменить как материалы, так и практические задания. В учебном процессе возможны изменения. Они зависят от ряда конкретных причин. Например, учащиеся проявили большой интерес к каким-либо видам коллажа, в таком случае можно увеличить время на их изготовление, или, наоборот уменьшить, если он не вызывает интереса. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени- 90 %. Занятия проводят в рабочей комнате, которая оборудована наглядными пособиями, раздаточным материалом, технологическими картами, стендами и шкафами с образцами поделок, хорошо проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. За каждым учащимся закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. При организации занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности, склонности, возрастную группу учащихся, материально-техническую базу. В группе должно быть 10-15 человек. С большим количеством учащихся трудно осуществить индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. В процессе работы значительную роль играет степень подготовленности учащихся, знания, умения и навыки, полученные ранее в школе или дома. На них надо опираться, развивать и совершенствовать. В начале каждого занятия обязательно сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие политехнический кругозор учащихся. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20 процентов учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должен учитываться принцип научности. Руководитель дополнительного образования опирается на знания учащихся, полученные на уроках изобразительного искусства. Уроки дополнительного образования призваны расширить эти знания, дополнить их, совершенствовать умения и навыки. Поэтому руководителю дополнительного образования необходимо познакомиться с программами по изобразительному искусству в соответствующих классах. Самое главное - в работе с детьми не должно быть однообразия, поэтому на занятиях лучше предлагать различные виды коллажей. Организуя внеурочную работу, следует учитывать пожелания учащихся, тогда на такие занятия они идут охотнее, лучше трудятся, с большей заинтересованностью. Целесообразно в рабочей комнате иметь постоянно действующую выставку или выставлять выполненные произведений. Дети видят результат своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают произведения, выделяют наиболее интересные работы. Заключительной формой уроков дополнительного образования служит итоговая выставка творческих работ учащихся, к отбору картин на которую необходимо активно привлекать самих учащихся. Выставляются обычно лучшие картины, но желательно, чтобы среди них были произведения всех участвовавших в работе школьников. Проводится учет знаний детей на уроках дополнительного образования, а также ведется журнал посещаемости. К концу года дети должны уметь: - начальные сведения о декоративной штукатурке, о её видах, свойствах; - иметь представление о декоративно - прикладном искусстве – коллаж; - композиционно правильно располагать изображения; - составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм; - правильно держать мастихины и пользоваться ими; - в процессе работы ориентироваться на качество изделий; - в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничеств; и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива 1. Цели: • эстетическое воспитание учащихся посредством техники «коллаж». • Развитие чувства объёма и фактуры. • Развитие индивидуальных творческих способностей. Образовательные задачи: 1. Обучить теоретическим и практическим способам в составлении коллажа. 2. Обучить владению различными художественными материалами (декоративная штукатурка, гипс, глина т.д.). 3. Научить организовывать пространство формата, передавать объём и фактуру формы предметов. 4. Раскрыть сущность и содержание уроков в технике коллаж. 5. Внедрить современные средства и способы развития у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых на уроках по технике «коллаж». Общие рекомендации Данная программа рассчитана на занятия с детьми 10-11 лет по 1 часу в неделю. Всего учебный курс рассчитан на 34ч часа в год. В данной программе осуществлен принцип нарастания сложности в выполнении тех или иных задач. С каждым уроком учащиеся приобретают новые навыки и знания, которые будут применены в последующих уроках. Уроки ДПИ по технике «коллаж» будут успешны при следующих условиях: – если учитель будет владеть современной теорией и практикой по технике «коллаж»; – если будет создана хорошая материальная база для творческого процесса в технике «коллаж»; – если техника «коллаж» будет рассматриваться как средство эстетического воспитания учащихся; - если будет благоприятная психологическая обстановка; - если у учащихся будет соответствующая мотивация. При этом педагог вправе менять тематику заданий, оставляя неизменными изобразительные задачи и последовательность. На протяжении всех занятий учащимся предоставляется возможность глубже изучать окружающий мир, что позволяет развивать интерес к изобразительному искусству. Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа в программе используется принцип чередования и усложнения поставленных задач. Начиная с первой четверти, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями. Рекомендуемые размеры рисунков – формат листа А-4,А-3, в зависимости от содержания работы, материала. Важно, чтобы формат листа не был стандартным, выбор его должен диктоваться замыслом ребенка. Занятия проводятся по структуре: Вводная часть: (5-7 мин) знакомство с новой темой, вдохновение учащихся при помощи картин художников, иллюстраций, музыки, рассказов; демонстрация педагогом новых методов лепки коллажа; повторение изученного. Основная часть: (25-30 мин) работа детей над составлением коллажа; индивидуальная помощь педагога. Заключительная часть: (7-10 мин) просмотр; анализ выполненных работ; сопоставление ранее выполненных и новых работ учащихся. Развивающие задачи: 1. Развивать память, внимание, кругозор учащихся. 2. Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию. 3. Развить навыков использования декоративной штукатурки в создании форм. 4. Развитие мелкой моторики пальцев. 5. Развитие аккуратности, точности, трудолюбия. 6. Развитие навыков передачи различной фактуры предметов с помощью разных материалов. 7. Формирование кропотливости в создании работы. 8. Развитие творческой памяти при создании образов. 9. Мотивация в саморазвитии. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. 2. Воспитание интереса к учению, к процессу познания. 3. Способствовать эстетическому восприятию учебного материала 4. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности. 5. Воспитывать бережное отношение к природе. 6. Воспитывать эстетический и художественный вкус. Ожидаемые результаты Данная программа направлена на развитие у детей к концу второго полугодия следующих знаний и умений: - начальные сведения о декоративной штукатурке, о её видах, свойствах; - композиционно правильно располагать изображения; - составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм; - правильно держать мастихины и пользоваться ими; - в процессе работы ориентироваться на качество изделий; - в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества; и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива Методы и приемы организации занятий. Уроки ДПИ по технике «коллаж» будут успешны при следующих условиях: – если учитель будет владеть современной теорией и практикой по технике «коллаж»; – если будет создана хорошая материальная база для творческого процесса в технике «коллаж»; – если техника «коллаж» будет рассматриваться как средство эстетического воспитания учащихся; - если будет благоприятная психологическая обстановка; - если у учащихся будет соответствующая мотивация. Для стимулирования творческой активности необходимо: На занятиях используется система методов: практические: опыты, упражнения, учебная практика позволяющие быстро овладевать методами работы с декоративной штукатуркой и мастихином. наглядные: иллюстрация, демонстрация презентаций, наблюдение, позволяющие непрерывно стимулировать творческий подход к созданию композиции. А так же используются методы Репродуктивные, исследовательские и поисковый. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «ДПИ» коллаж Количество часов в неделю – 1 Количество учебных недель -34 Количество часов в год – 34 № п/п Тема часы всего теория практика 1 «Знакомство с коллажем». Рассказ о коллаже как новом виде искусства. 1 0,5 0,5 2 «Волшебные волны. Рельеф». Приемы работы с декоративной штукатуркой. Знание т.б. 2 1 1 3 «Веселый спектр» Методы работы с красками в коллаже. 2 1 1 4 «Маленький помощник Мастихин» Изучение приемов работы с мастихином. 2 1 1 5 «Пушистый снег» Изучение техники создания снега из декоративной штукатурки. 2 0,5 1,5 6 Составление эскиза на тему «Зимний вечер» 1 0,5 0,5 7 «Зимний вечер» Мини картина.(20 х 30) 3 1 2 8 «Объёмные домики» Познакомить с методами выполнения объёмных домиков в технике коллаж. 2 1 1,5 9 «Зимний лес» Знакомства с созданием деревьев и кустарников из декоративной штукатурки. 2 1 1 10 Составление эскиза на тему «Сказочный мотив» 1 0,5 0,5 11 «Сказочный мотив» выполнение композиции. 4 0,5 3,5 12 «Объемные водоросли в технике коллаж.» Знакомство с подводным миром. Выполнение композиции морского дна в технике коллаж. 3 1 2 13 «Морские жители» Выполнение морских рыб по средствам коллажа 2 0,5 1,5 14 Составление эскиза на тему «Подводный мир» 2 0,5 1,5 15 Коллаж «Подводный мир.» Выполнение картины. 4 0,5 3,5 16 Итоговая выставка 1 0,5 0,5 Всего часов 34 Содержание учебной программы Задание № 1 Тема: «Знакомство с коллажем». Рассказ о коллаже как новом виде искусства. Количество часов: 1 Материал: Иллюстрации, видео о возникновении коллажа . Цель: Знакомство учащихся с понятием «коллаж». Задача: Просмотреть фильм о возникновении техники «коллаж». Конспектирование. Задание № 2 Тема: «Волшебные волны. Рельеф». Приемы работы с декоративной штукатуркой. Знание техники безопасности при работе с декоративной штукатуркой. Количество часов: 2 Материалы: декоративная штукатурка, наглядности, перчатки, клеенка, плотный картон размером 15*15 – 3шт, вода, емкости. Цель: Познакомить с правилами использования декоративной штукатурки. Дать понятие основных изобразительных средств и их выразительных возможностей. Задача: формировать умения применять пластические свойства линии, научить приемам рисования объемного рельефа, по средствам техники коллаж. Задание № 3 Тема: «Веселый спектр» Методы работы с красками в коллаже Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, плотный картон размером 15*15, иллюстрации цветового круга. Цель: Познакомить с методами смешивания цветов в коллаже, приемами использования краски в технике «коллаж». Задача: Научить получать различные оттенки декоративной штукатурки. Научить приемам вмешивания одного цвета в другой, а так же приемам передачи эмоциональной выразительности через цветовое решение. Задание № 4 Тема: «Маленький помощник Мастихин» Изучение приемов работы с мастихином. Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 20х30. Цель: Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Познакомить с понятием «мастихин». Задача: Обучить приемам работы с мастихином. Задание № 5 Тема: «Пушистый снег» Демонстрация и выполнение работы эффекта снега. Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, зубная щетка, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 20х20, иллюстрации снега и снегопада. Цель: Ознакомление обучающихся со способами создания эффекта снега из декоративной штукатурки. Задача: Формирование умения использования декоративной штукатурки как средства для создания эффектов различной сложности. Задание № 6 Тема: Составление эскиза на тему «Зимний вечер» Количество часов: 1 Материал: Формат А 4, кисти, гуашь, ёмкость для воды, простой карандаш, ластик, иллюстрации по мотивам зимы. Цель: Рассказать об изобразительных свойствах формата. Задача: Формирование навыков и умений самостоятельного составления композиции изображения в заданных форматах Задание № 7 Тема: «Зимний вечер» Мини картина.(20 х 30) Количество часов: 3 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, зубная щетка, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 20х30. Цель: применение навыков и умения создания контрастирующего объёма на поверхности формата. Задача: способствовать созданию эмоционально выраженной композиции. Задание № 8 Тема: «Объёмные домики» Познакомить с методами выполнения Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, зубная щетка, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 20х20, иллюстрации деревенских домиков. Цель: рассказать об особенностях архитектурных строений деревенских домов. Задача: привитие навыков последовательной работы. Выполнить упражнений по формированию создания объёма при изображении деревенских домов. Задание № 9 Тема: «Зимний лес» Знакомства с созданием деревьев и кустарников из декоративной штукатурки. Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, зубная щетка, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 20х20, иллюстрации снега и снегопада. Цель: формирование понятий о линейной и воздушной перспективе как способах передачи глубины пространства на плоскости и об изменении цвета и тона в зависимости от освещения и расстояния. Способствовать развитию чувства любви к окружающей природе. Задача: выполнить композицию «Зимний лес» с применением эффекта «снега» Задание № 10 Тема: Составление эскиза на тему «Сказочный мотив» Количество часов: 1 Материал: Гуашь, альбомы, карандаши, ластик, кисти, ёмкость для воды. Цель: решение творческих задач в создании яркого, неповторимого образа по сказочным мотивам в самостоятельной работе Задача: самостоятельный выбор стиля и средств выражения. Совершенствование знаний основных приемов составления композиции. Задание № 11 Тема: «Сказочный мотив» выполнение композиции. Количество часов: 4 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, ДВП размером 40х50 . Цель: способствовать развитию творческого воображения. Осознание композиции как творческого процесса создания произведения с использованием определенных законов, правил, средств. Задача: формирование навыков применения в композиции различных правил и приемов компоновки частей изображения на формате. Задание № 12 Тема: Объемные водоросли в технике коллаж Количество часов: 3 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, картон размером 15*15 , Цель: Закрепить у учащихся понятия о коллаже, познакомит с приемами выполнения водорослей в технике коллаж. Задача: Научить выполнению объёмных водорослей в технике коллаж. Задание № 13 Тема: Морские жители Количество часов: 2 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, картон размером 20*20, наглядности. Цель: Познакомить учащихся с морскими коралловыми рыбками, дать общее понятие об их строении. Задача: Научить выполнять объемные фигуры коралловых рыб по средствам техники коллаж. Задание № 14 Тема: Составление эскиза на тему «Подводный мир» Количество часов: 2 Материал: Гуашь, альбомы, карандаши, ластик кисти, ёмкость для воды. Цель: Развивать композиционные способности учащихся Задача: Научить составлению композиции морского дна и обитателей Моря Задание № 15 Тема: Коллаж «Подводный мир.» Количество часов: 4 Материал: Декоративная штукатурка, мастихины, перчатки, клеенка, красители, вода, ёмкости для декоративной штукатурки, картон размером 50 * 40. Цель: Обобщить и систематизировать знания о технике коллаж. Устранить пробелы в понимании термина коллаж. Задача: Развивать волю и самостоятельность при выполнении работы Задание № 16 Тема: Итоговая выставка Количество часов: 1 Материал: готовые работы учащихся, стенд, Цель: Обобщить знания полученные на всех предшествующих уроках. Задача: закрепление приобретенных навык работы с декоративной штукатуркой. Анализ проделанной работы. Организационно – методический раздел Распределение учебных часов по темам, порядок изложения программного материала могут быть скорректированы педагогическим советом школы в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, местного опыта. Учебно – методическое обеспечение Наглядные пособия: • Изображение первого коллажа • Портрет Пабло Пикассо • Виды коллажа • Цветовой круг • Виды рельефа • Виды мастихинов • Иллюстрации снега, снежных бурь • Иллюстрации деревенских домов в зимнюю пору • Виды деревьев • Виды водорослей • Виды коралловых рыбок • Иллюстрации подводного мира • Образцы детских работ Аудиовизуальные средства обучения: • Аудиокассеты • Компакт-диски • Использование Интернет сайтов. Материально - техническое обеспечение - шкафы и стеллажи для хранения выставочно – методического фонда; - стеллажи для хранения реквизита; - мебель: стулья ученические, мольберты ( «хлопушки»), винтовые табуреты, натюрмортные столики ( различные по высоте и размеру), стол и стул для учителя, стеллажи и шкафы для хранения реквизита, работ учащихся; - оборудование: классная доска (белая),стенды выставочные настенные, осветительные приборы – софиты (подвесные, переносные),стойки для напольных софитов, шторы или жалюзи; - технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем, электронные учебники, телевизор и DVD- плейер,магнитофон; -библиотека, оснащенная энциклопедиями, словарями,методической,научно – популярной литературой, литературные произведения, альбомами с репродукциями картин художников, периодическими изданиями по искусству; Оценивание учебных достижений учащихся Критерии оценивания: - умение компоновать изображение в формате; - умение передачи пластичной формы и объёма предмета; - создание четкого рельефа; - восприятие и передача цвета во всем многообразии его изменений; - умение смешивать и вмешивать один цвет в другой; - передача фактуры и материальность различных материалов; - передача отношений и единства колористического решения; - стремление к цельности и законченности в работе. Поощряется творческий подход к выбору темы и технике исполнения, к используемым эффектам создания изображения, умения применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по ДПИ. В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как: - лекция с изучением наглядного материала; - урок с фронтальной и индивидуальной формой; - практическая работа; - экскурсии в музеи ,галереи и мастерские художников; - мастер – классы известных живописцев. | |
Просмотров: 484 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|