Ф. Г. Хайбуллина, учитель ИЗО и черчения Казахстан, Семей ГУ «СОШ – лицей №7» Конспект урока «Наскальные изображения первобытных художников. Охота на бизонов» Тип урока: комбинированный Цель: Познакомить учащихся с наскальными изображениями первобытных художников средствами художественной выразительности; сформировать навыки в создании художественного образа. Задачи: 1. Образовательная: познакомить с первыми страницами истории изобразительного искусства. Показать роль художественных материалов в передаче образной характеристики животных. 2. Развивающая: развивать умение и навыки создания художественного образа, умение передавать свои эмоции и впечатления в рисунке. Способствовать расширению кругозора учащихся, общей эрудиции, фантазии и воображении. Сформировать навыки приема работы акварелью « по - сырому ». 3. Воспитательная: воспитать интерес к истории родной земли, чувство родной земли, чувство любви и бережного отношения к природе. Способствовать воспитанию усидчивости, внимательности, аккуратности. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА 1) фотографии наскальных рисунков пещер Альтамиры (Испания), Каповой (Россия, Южный Урал) с изображением мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, сцен охоты; 2) наглядные пособия (книги с иллюстрациями); 3)альбом для рисования, акварель, графические материалы (карандаш, мелки, пастель, уголь). Ⅱ Реализация 1. Целеполагание -Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлые века до н.э., в ту далекую эпоху, где жили наши первобытные предки. Давайте взглянем в мастерскую первобытных художников. Узнаем об удивительных пещерах земного шара. (Показ фотографий, иллюстраций) 2. Рассказ подготовленных учеников: а) о пещере Альтамиры в Испании. Пещера Альтамиры находится в Испании. Более 100 лет тому назад, здесь случайно были найдены рисунки древних художников. Однажды испанский археолог Марселино де Саутола повел свою дочь в недавно обнаруженную пещеру Альтамиры. Никто не знал, что в ней находится. Де Саутола решил обследовать её. Пещера оказалась очень глубокой, и они долго шли по ней, с любопытством оглядываясь по сторонам. Вдруг девочка подняла голову и закричала от испуга. Прямо над ней был огромный зверь. Это был зубр. Приглядевшись внимательно, они увидели, что весь потолок покрыт изображениями разных зверей. Это были мамонты, носороги, лошади, кабаны. Они стояли и лежали в самых различных позах. б) о пещере Капова в России. А вот рисунки из другой пещеры. Это Капова пещера. Находится она в России на Урале. В верхнем её этаже были обнаружены уникальные рисунки, нанесённые красной краской: 7 мамонтов,2 лошади,2 носорога Есть предположения, что им более 2 тысяч лет. в) о наскальных изображениях ВКО Абайского района. Немало наскальных изображений найдено на территории Абайского района ВКО. Некоторым из них 2,5 тыс. лет. Лошади, верблюды, архары считались у наших предков почитаемыми животными, поэтому именно их в первую очередь можно увидеть на скалах. Немало изображений боевых колесниц. Считается, что боевая колесница была изобретена на территории Восточного Казахстана, в среднем Прииртышье. Отсюда они попали в Европу. В Абайском районе краеведы смогли разглядеть на скалах несколько изображений хищников – барса и волка. Есть поверье, что Чингисхан всем казахским лицам дал свой символ. Каждый род имел свой знак, которым отличалось и место обитания. А в районе реки Чаган найден наскальный рисунок груженого верблюда, рядом с которым изображена лодка с парусами. Возможно, с помощью этого знака люди хотели рассказать о том, что они или их близкие успешно прошли трудный отрезок видного пути. А может быть, таким образом, они желали родным вернуться из дальнего путешествия? 3. Словарная работа. Что такое петроглифы? Археологи продолжают отыскивать в разных уголках земного шара места, где жили древние люди и оставили на скалах рисунки. Такие рисунки на скалах называются петроглифами. Выполнялись они каменными или металлическими орудиями труда. 4. Беседа Учитель. Человек еще не умел строить себе жилище и шить одежду и ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. И как рисовал! Разве это не волшебство, когда на скучной серой скале под рукой художника возникали бизоны, лошади, олени? Нас невольно поражает умение художника правдиво изобразить главное, существенное в облике животного. Наложением более светлых и темных красок переданы округлые формы туловища. Отдельные штрихи подчеркивают длинную, свисающую шерсть. Кто же учил первобытного художника рисовать? Ответы учащихся. Он сам учился и смотрел вокруг, запоминал и рисовал потом по памяти. Учитель. Действительно, первым учителем для художника была природа. Он вглядывался в её творения, учился видеть окружающий мир. Обратите внимание, что все наскальные изображения разные по цвету. Где же брал краски первобытный художник? Ведь в те далекие времена не было магазинов, где их можно было приобрести. Ответы учащихся. Первобытному художнику надо было изобрести краски самому. И он нашел их в земле. Древний художник увидел, какого красивого цвета глина – то золотистая, то красная, и попробовал рисовать ею. Учитель. Но глина рассыпалась в мелкий порошок. И вот он стал думать, как соединить мелкие пылинки, чтобы они прочно держались на стенах пещеры. Как вы думаете, что придумал пещерный художник? Он попробовал соединить цветной порошок жиром животных и соком травы. Так, возможно, появились первые краски на земле. Ребята, а какие кисти были у первых художников? Ответы учащихся. Кистей у первых художников не было. Вернее, не было таких, какие есть у современных художников. Рисовали они кусочками меха, пучками травы, пальцами. Учитель. Все краски, какие только были изобретены на земле давным-давно, и те, что есть у тебя, делают из цветного порошка и связующего вещества, то есть того, что соединяет пылинки порошка в краску. Может быть, все началось с простого пятна, которое оставил кто - то на скалистой стене, когда вытер об нее грязные от глины руки. Но в свете огня это пятно показалось первобытному художнику чем-то до боли знакомым, он был потрясен своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанес на пятно рядом с ним несколько линий. И крик изумления раздался за его спиной – на стене был изображен бизон. Он выглядел как настоящий, огромный, могучий, на тонких ногах, рыжий и пушистый. 5. Валеологическая минутка Учитель предлагает учащимся встать, представить себя древними охотниками, изобразить их позы. Встаньте. Представьте себя древними охотниками. Изобразите их позы. 6. Практическая работа: а) показ приема работы акварелью по «сырому» учителем; Учитель на бумаге, прикрепленной к доске, рисует красной охрой пятно и затем наносит углем линии ног и рогов, подчеркивает черной линией абрис спины и получается изображение бизона. В те далекие времена люди существовали благодаря охоте. И художники тоже были охотниками. Люди тогда думали, что если они изобразят животное, охота будет удачной. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок, а потом метко попадали в настоящего зверя. Иногда художник рисовал раненое животное со стрелой в боку, тем самым он как бы надеялся на успешную охоту. Учитель показывает приемы работы «по – сырому», что позволяет получить эффект плавного окраса шкур животных. Ученики создают свои наскальные рисунки, выполняют вариации их изображений. б) создание композиции детьми. Мы с вами посмотрели немало рисунков животных. Давайте попробуем изобразить охоту, подражая стилю наскальной живописи. Чтобы усилить образное сходство наших рисунков с наскальными рисунками животных, я предлагаю сделать следующее с бумагой, на которой вам предстоит работать. Во – первых, мы её сомнем, затем расправим и потом покроем тонким слоем разведенной акварельной краской. Цвет краски должен соответствовать цвету скалы, каменных сводов пещеры: серый, светло-коричневый, зеленые и фиолетовые оттенки. Пока наша « скала» подсыхает, потренируемся в изображении животных на другом листе. в) создание изображений животных. - Вы прошли обучение в классе наскальной живописи, именно так и учили взрослые художники подрастающих юных художников. Копируя рисунки старого мастера, молодые художники оттачивали свое мастерство. Теперь попробуем уже на «скале» выполнить изображение животного – бизона, оленя, лошади. Можно изобразить и сцены охоты, т. е включить в композицию силуэты людей с копьями и стрелами. Ⅲ.Рефлексия 1. Рассмотрение и создание коллективной композиции. За несколько минут до конца урока учитель предлагает оборвать края листа, на котором изображена скала с рисунком животного или сцены охоты. Эти рисунки соединяются в единую композицию. 2.Эстетическая оценка деятельности учащихся. Учитель. В целом все справились с заданием, а общая композиция усилила красоту данного рисунка. Глядя на эту коллективную работу, вы можете представить, как красивы настоящие наскальные рисунки, если наше произведение, выполненное лишь как импровизация, производит такое впечатление. Домашнее задание: Нарисовать на формате А-4 рисунок о себе, который бы вы захотели оставить будущим потомкам.
|