План-конспект урока по ИЗО № урока: 12 Дата: 07.12.2010 Класс: 5 «А» Тип урока: Комбинированный. Тема: Искусство плаката. Прикладная графика. Цель: 1. Познакомить с искусством плаката, расширить и углубить знания о видах графики. 2. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, отзывчивость на события, происходящие в стране и мире, навыки коллективного творчества. 3. Воспитывать чувство патриотизма, ответственности, эстетическое восприятие окружающей действительности. Задачи: 1. Познакомить с историей развития плаката. 2. Сформировать умения и навыки работы с оракалом. 3. Выполнить плакат ко дню Независимости Республики Казахстан. 4. Развивать точность, аккуратность, чувство цвета. Оборудование урока: Для учителя: плакаты: «Родина-Мать зовет», «Ты записался добровольцем?», «Помоги»; афиши, иллюстрации, репродукции картин, этикетки, упаковки, открытки, интерактивная доска. Для учащихся: оракал, ножницы, альбом, карандаш, линейка. План: I. Организационный момент. II. Повторение пройденного. III. Сообщение познавательных сведений. IV. Практическая работа учащихся. V. Закрепление пройденного. VI. Завершение урока. Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач урока. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение графики. Тема нашего урока искусство плаката. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте повторим тему предыдущего урока. II. Повторение пройденного. Вопросы для повторения: 1. Что такое графика? (Вид изобразительного искусства) 2. Виды графики? (Станковая, промышленная, книжная, газетно-журнальная, печатная) 3. Материалы графики? (карандаш, фломастер, пастель, тушь, уголь, сангина) 4. Средство выражения графики? (штрих, линия, пятно) Викторина «Угадай слово» 1. Слово из 7 букв, обозначающее вид графики (гравюра). 2. Слово из 11 букв, гравюра на дереве (ксилография). 3. Слово из 5 букв, гравюра на металле (офорт). 4. Слово из 10 букв, гравюра на камне (литография). 5. Слово из 9 букв, оттиск в единственном числе (монотипия). 6. Слово из 6 букв, в переводе с латинского означает «объявление», один из видов графики (плакат). III. Сообщение познавательных сведений. Учитель демонстрирует плакаты, репродукции живописных произведений искусства, затем предлагает учащимся сделать сравнительный анализ и найти отличительные особенности живописного произведения и плаката Сегодня мы познакомимся с еще одним видом графики – плакатом. Плакат (лат. placatum – объявление) — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Виды плакатов: 1) политический плакат - одна из действенных форм политической агитации с лозунгами и политическими задачами. 2) информационно-рекламный плакат - с информацией, оповещает о культурно-просветительных мероприятиях; либо содержит рекламу для ознакомления потребителя с товарами и услугами. 3) учебно-инструктивный плакат - пропаганда научных знаний, методов труда, различных правил; инструкции по эксплуатации. Всегда содержит большое количество текста, много изображений и подписей к ним. Предназначен для длительного использования. История развития плаката Впервые плакаты появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов. Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и цирковых представлениях и коммерческих сделках. Считается, что первый в истории рекламный плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 г. для рекламы нового издания "Геометрии" Эвклида. Он не сохранился. До нас дошел плакат 1491 г., который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина". В России плакат берет свое начало от лубка. Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин. Однако настоящее рождение плаката произошло существенно позже – в XIX веке. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью. Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, в Западной Европе во 2-й половине XIX века. Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда же развивалась прикладная графика (этикетки, упаковки, марки и т.д.) Плакаты создавались вручную или методом литографии. Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. «Ты записался добровольцем?» — агитационный плакат, созданный художником Д. Моором (настоящее имя Орлов Дмитрий Стахиевич) в июне 1920 года, во время гражданской войны в России. На этом плакате — красноармеец, указывающий пальцем, глаза его устремлены прямо на зрителя и поворачиваются по ходу его. Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами. Размеры плаката: 106×71 см. «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. По воспоминаниям сына Тоидзе, художник любил творчество Андрея Белого, у которого есть строки: «Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…» Возможно, именно они послужили основой содержания плаката. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространённых образов советской пропаганды. Демонстрация плакатов, киноафиш. Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии. Плакат должен отзываться на все события в стране. Например: плакаты в защиту мира, окружающей среды. 26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²). Большое значение в плакате имеет шрифт. Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Книгопечатание началось с готических шрифтов. Иоганн Гутенберг шел от рукописи. Справедливо полагая, что шрифт и архитектура находятся в тесной внутренней связи, Леонардо да Винчи считал возможным построить античные буквы на основании законов античной архитектуры. Две буквы Леонардо да Винчи Шрифт Луки Дюрера Основные характеристики шрифтов • ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной ширины; • чёткость; • контраст; • различимость; • удобочитаемость; Художественный шрифт должен быть красив, прост, и быстро восприниматься. Вертикальные линии, в букве называются штрихом, а пространство заключенное между двумя основными штрихами – внутрибуквенным просветом. Основное правило при конструировании каждой буквы – построение её в квадрате или прямоугольнике. Расстояние между словами, обычно, равняется ширине одинарной буквы. Нельзя путать шрифты одной группы с шрифтами другой группы. Шрифт, буквы которого не имеют засечек называют рубленным. Учитель демонстрирует различные шрифты. Стиль шрифта должен соответствовать тематике плаката, создавая единое художественное произведение. Плакат не только призывает или информирует, но и может создавать атмосферу праздника. Наша страна скоро будет отмечать большой праздник. Какой праздник приближается? (День Независимости, 20 лет) Что вы знаете об этом празднике? Ребята, какие символы Казахстана вы знаете? Сейчас у нас в школе проходит конкурс плакатов, посвященный этому празднику. Хотели бы вы создать свой плакат? Физминутка. IV. Практическая работа учащихся. Ребята сегодня на уроке вы будете работать с новым для вас материалом – оракалом. Это самоклеящаяся пленка, которая в последнее время получила большую популярность у художников и дизайнеров. Первоначально она применялась для изготовления мебели. Сейчас с помощью оракала художники и дизайнеры оформляют витрины магазинов, рекламные плакаты, она широко применяется в оформительских целях. Существуют определенные приемы работы. Изображение следует рисовать с обратной стороны оракала, в обратную сторону. Учитель демонстрирует приемы работы. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Задание: 1. Создать эскиз плаката в альбоме. 2. Художественный совет. Обсуждение (выбор лучшей композиции плаката). 3. пользуясь оракалом, выполнить плакат, на ватмане (коллективная работа и совместно-индивидуальная). Учитель раздает карточки-задания с учетом дифференцированного подхода к учащимся. Карточка-задание №1 1. Пользуясь шаблоном, обвести элементы орнамента с обратной стороны оракала. 2. Вырезать орнамент. Карточка-задание №2 Для того чтобы сделать надпись на плакате нужно: 1. Начертить прямоугольник 7x5 см. 2. Элемент буквы штрих 1,5см, межбуквенный просвет 2см (рубленный шрифт). 3. Вырезать букву. Карточка-задание №3 1. Подобрать композицию для каждого элемента плаката. 2. Создать общую композицию плаката. 3. Приклеить буквы и орнаменты из оракала на плакат. Учитель обращает внимание на то, что учащиеся должны подойти ответственно к заданиям, так как работа каждого важна для общего коллективного дела. Каждый элемент плаката должен быть выполнен точно и аккуратно. Самостоятельная работа учащихся. Помощь учителя тем, кто не справляется с заданием. V. Закрепление пройденного. Обратить внимание на готовый плакат. Вопросы для закрепления: 1. Что такое плакат? 2. Какие плакаты вам запомнились? 3. Какие бывают плакаты? 4. Когда возник плакат? 5. К какому виду относится плакат над которым вы сегодня работали? 6. Какой шрифт вы сегодня изучили? 7. С каким новым материалом и приемами работы вы познакомились? 8. Какие требования предъявляются к плакату? 9. Соответствует ли наш плакат этим требованиям? VI. Завершение урока. Подведение итогов работы учителем, учащимися, выделение главного, изученного на уроке: разбор возможных ошибок и пути их преодоления. Домашнее задание: • Создать открытку на новогоднюю тему. • Прочитать параграф учебника по теме «Графика». • Выполнить плакат с использованием оракала (дифференцированный подход). Уборка рабочих мест. Карточка-задание №1 3. Пользуясь шаблоном, обвести элементы орнамента с обратной стороны оракала. 4. Вырезать орнамент. Карточка-задание №2 Для того чтобы сделать надпись на плакате нужно: 4. Начертить прямоугольник 7x5 см. 5. Элемент буквы штрих 1,5см, межбуквенный просвет 2см (рубленный шрифт). 6. Вырезать букву. Карточка-задание №3 4. Подобрать композицию для каждого элемента плаката. 5. Создать общую композицию плаката. 6. Приклеить буквы и орнаменты из оракала на плакат. Карточка-задание №1 5. Пользуясь шаблоном, обвести элементы орнамента с обратной стороны оракала. 6. Вырезать орнамент. Карточка-задание №2 Для того чтобы сделать надпись на плакате нужно: 7. Начертить прямоугольник 7x5 см. 8. Элемент буквы штрих 1,5см, межбуквенный просвет 2см (рубленный шрифт). 9. Вырезать букву.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Плакат |