Учитель изобразительного искусства Иноземцева Зинаида Васильевна МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема «Искусство архитектуры», 6 класс Вид занятий. Защита проекта. Тип урока. Обобщение знаний Форма работы. Групповая, совместно-индивидуальная. Приёмы и методы. Беседа, практический, поисковый, творческий, личностно-ориентированного обучения: интерпретаций, образной картины, прогнозирования.) наглядно-иллюстративный Оборудование урока: Для учителя: оценочные листы, репродукции, рисунки архитектурных сооружений: Парфенон, Нотр-Дам, Собор Василия Блаженного, Нур-Астана, Мавзолей Хаджи Ахмеда Иясави, Мавзолей Тадж Махал. Таблица- рефлексия «Острова» Для учащихся: Коллективный творческий проект «Архитектурное сооружение» (бумажная пластика), стихи собственного сочинения «Архитектура», Дева (бумажная пластика), портрет Архитектуры, бумага, маркер. Цель урока. Проверка и обобщение знаний об архитектурном искусстве, создание для учащихся условий для проявления индивидуальных способностей и задатков. Задачи урока.1.Закрепление знаний учащихся о конструкции, стилях, архитектурных памятниках различных эпох. 2.Развитиевоображения, фантазии, образного мышления, пространственных представлений, навыков коллективного творчества. 3. Воспитание познавательного интереса, эстетического отношения к окружающей действительности, коммуникабельности. План урока. 1. Организационная часть (3-5 мин.) 2.Защита проектов (30-35 мин.) 3. Рефлексия (3-5 мин.) Ход урока 1. Сообщение темы урока, целей урока, условий защиты проекта. Сегодня у нас последний, обобщающий урок по теме «Искусство архитектуры» Вам предстоит показать, что вы узнали и запомнили, чему научились, изучая архитектуру, а также проявить свои личные способности и таланты. У нас сегодня будут свои архитекторы, поэты, художники, знатоки, защитники и все они будут говорить об архитектуре. А работать вам сегодня предстоит в группах-командах также как и на предыдущих уроках. Капитаны команд, представьтесь (название, девиз). 1. Конкурс знатоков Знатоки по очереди должны ответить на следующие вопросы: 1. Как переводится слово «архитектура»? 2. Что такое стиль в архитектуре? 3. Что такое конструкция в архитектуре? 4. Какое изобретение помогло сделать конструкции более разнообразными? 5. Какие требования к архитектуре предъявлял Витрувий. 6. Назовите наиболее известные архитектурные стили. 7. Виды конструкций перекрытий в архитектуре? 8. Назовите три известных архитектурных памятника. 9. В каком архитектурном стиле построены архитектурные сооружения, представленные на доске? 10. Элементы какого стиля можно увидеть в конструкции Медакадемии, торгового дома «Сулпак», строящейся новой мечети. 2. Конкурс портретистов Сейчас художники покажут нам как выглядит Архитектура. Это можно сделать любым известным вам способом. (Демонстрация портретов) 3.Конкурс поэтов. А теперь поэты посвятят Архитектуре свои стихи. (Чтение стихов собственного сочинения) 4. Конкурс символистов. Что такое символ? Символическая форма фиксирует знания человека о мире. Символы уводят нас в глубь веков, к далёким цивилизациям Египта и Древнего Востока. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. Мудрецы древности, зная, что в развитии человечества будут эпохи взлётов и падений, высокой культуры и тёмных суеверий, замаскировали в символах свои знания с целью их сохранения. Архитектура. Как и другие виды изобразительного искусства имеет свои загадочные символы, которые заключены в форме деталей архитектурных сооружений. Их надо уметь читать и переводить. Задание. Прочитайте и переведите на язык символов следующее предложение: Человек, зажигая огонь-начало всех начал, поднимается от земли к вечной жизни. (Работа в группах) 5. Защита архитектурных проектов А теперь защитникам предстоит доказать, что ваш коллективный проект «Архитектурное сооружение» самый лучший и более других достоин победы. (защита проекта) А пока жюри подводит итоги у вас есть возможность принести команде дополнительные очки. Для этого очень внимательно прослушайте стихотворение из средневековой поэзии и определите, к какому архитектурному памятнику оно относится. Что клали до полудня- рушилось к ночи. Что клали до вечера- рушилось к утру. Каменщики думают-гадают, Как установить им стену эту прочно? Уговор сложился между ними строгий Чья жена скорее подойдёт с обедом Ту мы крепко схватим и в огонь подбросим И в извёстку пепел нежный замешаем Только так не рухнет Девы замок гордый. Презентация архитектурных памятников: Парфенон. Посвящён Афине-деве, воинственной греческой богине покровительнице городов, различных ремёсел. Когда-то Парфенон украшал фриз с изображением шествия в честь Великих Панафиней (большой праздник богини Афины), где были высечены 365 фигур людей и 226 животных, при этом ни одна из фигур не повторялась. По преданию, большинство скульптур для фриза Фидий сделал своими руками. Впервые в истории греческого искусства художник изобразил не только богов и персонажей героик, но и обыкновенных людей: юных всадников, девушек, стариков с оливковыми ветвями. Внутри здание разделялось на две части. Одну из них украшала великолепная 12-метровая статуя богини Афины, также дело рук самого Фидия. Одежду и оружие статуи покрывали тончайшие золотые пластинки. Позже, когда скульптуру перевезли в Константинополь, ею не пришлось долго любоваться – там она исчезла во время сильного пожара. Увы, навсегда. Во второй части размещалась казна и государственный архив, а также комната, где в дар богине девушки ткали священную одежду - пеплос. Комнату прозвали Парфенон, такое же название стал носить и весь храм. Собор Парижской Богоматери Нотр-Дам. Посвящён Деве Марии матери Христа, продолжившей его учение. В мире много величественных соборов, но не каждый из них известен, как Нотр-Дам. Секрет обаяния средневекового храма объясняется временем его рождения. Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери на острове Сите началось в XII в. и длилось почти 170 лет. В этот период романский стиль постепенно сменялся готическим. Именно синтезу двух архитектурных стилей Нотр-Дам де Пари обязан своим неповторимым обликом. Это уже не приземистая романская церковь, но еще и не устремленный ввысь готический храм. Но все же новый стиль преобладает: в контурах собора царят вертикали и стрельчатые формы. Благодаря сужающимися кверху стенным нишам и узким окнам с ажурными колонками, собор «струится». Плоские поверхности сведены к минимуму, здание как будто состоит из игры объемов, контрастов света и тени. Особенно пластический характер архитектуры Собора Парижской Богоматери выразителен в восточном фасаде здания. Главный фасад Нотр-Дама — «не совсем готический»: предусмотренные проектом островерхие шпили на верхушках двух башен не были построены, чтобы не нарушать достигнутой гармонии Собор. Василия Блаженного на Красной площади. Первоначально он назывался храмом Покрова Богородицы Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм. Мавзолей Тадж-Махал мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время строительства относится примерно к 1630—1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Согласно неподтверждённой легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора. На воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково], можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной. Мавзолей Айша Биби) XII века постройки, расположенный в селе Айша-биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараза. Является памятником архитектуры республиканского значения. Основание мавзолея — кубическое. По его четырём углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племён Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племён[1]. О стр не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. Существуют 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой — Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Быкырганы. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на мести её гибели. Мавзолей представляет в своём плане центрическое, квадратное сооружение размером 7,6 х 7,6 м. Вход располагается с восточной стороны. Углы мавзолея были оформлены трёхчетвёртными колоннами. В центре сооружения расположено надгробие (3 х 1,4 м). Снаружи стены мавзолея полностью оформлены резными терракотовыми плитками, укреплённых с помощью клиньев, расположенных на тыльной стороне. В орнаментации плиток имеется более 60 разновидностей узоров. А теперь повторю свой вопрос: храму какой Девы посвятил свои стихи средневековый поэт? Подведение итогов защиты творческих архитектурных проектов. Рефлексия «Острова» На каком острове вы сегодня побывали? (Ответы учащихся с опорой на таблицу)
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура |