Класс: 6 Раздел: скульптура. Тема: выполнение скульптурного решения (из нетрадиционных материалов). Цели: -а- познакомить учащихся с типами скульптуры. -б- развивать образное мышление, мелкую моторику рук. -в- воспитывать аккуратность и четкость выполнения работы, уважение к наследию предков. Оборудование: для учащихся – мыло, канцелярский нож, формат А4,простой карандаш, английская булавка. Для учителя - готовое изделие, таблица с ходом работы, иллюстрации по типам скульптуры, архитектурные памятники с использованием рельефа. План: 1.организационный момент. 2.повторение опорных знаний. 3.новый материал. 4.из истории ваяния. 5.алгоритм работы. 6.практическая работа, индивидуальная. 7.анализ работ. Ход урока: 1. Организационный момент. Постановка целей. 2.повторение опорных знаний. -Назовите виды изобразительного искусства. /Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство/ -выберите из них трехмерные виды. / скульптура, архитектура, декоративно- прикладное искусство/ только один из них способен ваять. Какой же это вид искусства и назовите материалы подвластные этому виду?/скульптура/ Сегодня мы продолжаем знакомиться с этим видом искусства, подробнее. 3.новый материал (запись в тетрадях) Итак, что такое скульптура? /вид трехмерного изобразительного искусства, язык- форма и объем, от латинского высекание, вырезание, ваяние./ скульптура круглая рельеф станковая монументальная барельеф контррельеф миниатюра горельеф монументально- декоративной По жанрам скульптура разделяется на портретную, бытовую, анималистическую, историческую и др. Скульптурными средствами можно воссоздать пейзаж, натюрморт. Какими материалами вы чаще всего достигали объема? /пластилин, соленое тесто, глина/ все что достигается путем прибавления пластической массы называется лепкой или пластикой. Но сегодня мы будем заниматься несколько другим родом ваяния, мы будем вырезать, отсекать ненужное, творить рельеф. Вернемся к записям, рельеф, дайте определение./от французского слова – приподнимать/. В географии есть тоже понятие слова рельеф, что оно там обозначает? / неровность земной поверхности/. 4. Из истории. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон , рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь самостоятельное значение и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Рельеф может выступать над плоскостью фона и углубляться в нее. выпуклый рельеф- барельеф и горельеф более распространен, чем углубленный рельеф, применяемый для печатей или рассматривания на просвет –контррельеф. Рельеф с углубленным контуром и выпуклой моделировкой формы применялся в Древнем Египте. Но не только на территории Европы были распространены рельефы. Давайте рассмотрим рельефы в странах Азии, частности на территории нашей страны, на юге Казахстана. Мавзолей Айша- Биби 11век. Усыпальница Ахмеда Ясави 15 век. Керамическое украшение кровли выполненное китайскими мастерами. Период Хань. 5. алгоритм работы. • На формат положите кусок твердого мыла, обведите его простым карандашом. • В полученном ореоле, разработайте рисунок. • Затем, контурную композицию, путем прокалывания, нанесите/откопируйте/ английской булавкой. • Следующий шаг, работа с канцелярским ножом / техника безопасности/. Неоднократным движением с небольшим нажимом, под прямым углом, начинаем движения по контуру. Постепенно углубляясь на заданную толщину рельефа. • Далее идет этап отборки заднего плана. • Линии внутреннего рельефа, отрабатываются путем снятия фаски по обеим стороны от заданного контура. • Последний этап шлифовка. 6. практическая индивидуальная работа. 7.анализ работ. Литература: 1. Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов» издательство «титул» 1998 2. Б.Т. Туякбаева «Эпиграфический декор архитектурного комплекса Ахмеда Ясави» Алма-ата «онер» 1989 3. Альманах «Декоративное искусство СССР» издательство «советский художник» 1988 год № 6 4. К. Болатбаев, У.Ибрагимов Учебник «изобразительное искусство» 6 класс , Алматы «Атамура» 2000
|