Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Габбасова Гульфира Раифовна ГУ «СОШ№41» Учитель черчения, ИЗО, самопознания. Методическая разработка урока по изобразительному искусству по теме: «Атамекен. Родная Земля» Вид деятельности: Изображение на плоскости. Тема: «Родная Земля - Казахстан». Природа. Цель урока: Раскрыть богатство казахских степей, природу родного края. Задали урока: 1. Обучит навыкам рисования степей, найти точный колорит. Научить различать тяжелые и легкие тона при рисовании гор. 2. Развить интерес к истории Казахстана. 3. Воспитать патриотическое чувство к своей земле. Гордость за ее историю и культуру. Материалы: Таблицы, репродукции. Слайды. План: 1. Орг. момент. 2. Объяснение нового материала. 3. Работа с пособиями. 4. Изучение легких и тяжелых цветов. 5. Практическая часть детей. 6. Анализ детских работ. Широка и просторна земля Казахстанская. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно - Сибирской равнины и уральских гор до севреных острогов Тянь - Шаня и привлекает богатыми природными ресурсами, но и тем, что в пределах этой огромной физико - географической области с незапамятных времен сложилась своеобразная и во многом единая культура степных пысмен, рамки распространения которой оказались гораздо шире современных границ республики. Генетические связи казахского общества - это саками, тюрками и кыпчаками. От тюрков они унаследовали производство войлока, тип юрты, инкрустацию кости, домашнюю утварь, оружие. «Перевороты» происходившие в течении сотен лет, может быть, тысячи лет внесли очень мало изменений в быт казахов, поруней тому оказались широкие степные просторы, позволяющие при любых превратностях судьбы уходить в глубь людной земли, откочевывать в смысле глухие ее уголки, изматывая преследователя не только трудностями перехода, но и неожиданными ответными ударами. Это обособление их в степях, зажатым между Россией, Китаем и среднеоазистыми ханствами. Поэтому Казахи вели кочевой образ жизни. К началу XVI века происходит обыдинение казахских племен в один народ. История не сохранила имен многих героев, народных мстителей, сломивших джунгаров. Однако угроза порабощения и даже физического истребления со стороны своего могучего восточного соседа - Китайского соседа, правителей Коканда с юга, Бухары и Хивы - с запада, каждый из которых был не прочь овладеть богатствами степей, вынудила казахский народ осознать необходимость сближения с Россией, искать в ее лице защитника. С XVIII века в состав Российской империи вошли казахи Младшего жуза, наемного позже - среднего. Старший жуз принцип Российское подданство в XIX веке. Однако свою независимость они сохранили долго оставляясь под властью своих ханов, султанов - правителей и биев, старейшин. Присоединение Казахстана к России имело особо важное значение в исторической судьбе казахского народа. Несмотря на двойной гнет царизма и местных баев - феодалов, самую омерительную колониальную политику царских чиновников, в казахские степи стали проникать лучшие формы хозяйствования, черты передовой духовной культуры, прогрессивные идеи. Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал своим «немере» — внуком только того, кто рождался от сына. Тот, кто рождался от дочери, назывался «жиеном» - племянники. Казахи исповедовали ислам. Однако религиозность не везде была одинаковой. За учебу платили натурой, мулла мог бить детей резгами, наказывать любыми средствами Ученики помимо учебы, должны были отрабатывать еще и в его личном хозяйстве, на дому. Казахи верила в шамана, восхваляли аллаха, поклонялись местам, священным с именами мусульманских святых, их могилам, камням, деревьям. В обширных1 степях Казахстана все еще встречается великое множество таких «святых» мест. Есть немало древних насыпей, курганов, именуемых в народе «Оба» по всей вероятности они были местами пополнения духами предков. Почитание «вечного неба», унаследовано от древних тюрков, как пережитое остался среди части населения и поныне. Олицетворяли его с Аллахом, казах всегда обращался к «вечному небу». В обмен на баранов, лошадей, верблюдов, шерсть, меха, кожи, шкуры кочевники получали хлеб, который наряду с мясом, и молочными продуктами составлял основу их пищи, казахи разводили в большом количестве овец, лошадей, верблюдов, которые содержались на подножном корму и постоянно нуждались в перемене пастбищ. В силу этого обстоятельства крупные скотовладельцы были вынуждены перекочевывать на дальние расстояния. Таким образом, многочисленные стада скота казахов среднего и младшего жузов летом находились на прииртышских, тургайских, притобольских, приуральских и актюбинских пастбищах. А с приближением осени, вслед за отходящим теплом они двигались обратно на юг, к местам зимовки. Кочевали аулом, связанным родственными узами. Жилищем казахов были юрты - верные признали того, что их хозяева жили в ожидании неприятелей, в экономическом укладе сочетали скотоводство и земледелие. Така как казахи бесконечно кочевали, отмечено что не был у казахов наличия культурных садов, виноградников. Рыболовством казахи занимались на берегах Каспия, Арала или на многочисленных степных озерах. Охота у казахов не была промысловой, она скорее походила на увлечение отдельных богатых людей. Охотились с беркутами. Охотились на дичь, зайцев, лич и волков. В качестве пехоты казахи ис покон веков использовали жерагаш - железный плуг. Он тольео разрывал и раздвигал землю в обе стороны. Был и колесный плуг - сабан. Он требовал тяглового скота. Зерно хранили в утепленных соломой ямах. Те, кто располагал относительно болыптим хлебам, имел амбары - камбо. Из приведенных выше примеров явствует, что хозяйство казахов испокон веков было экстенсивным, основанным на кочевом скотоводстве, низкотоварным земледелие. | |
Просмотров: 1693 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|