Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Тема: Можем ли мы увидеть музыку? Цели: Образовательные: научить рисовать абстрактную живопись, слушать музыку. Развивающие: развивать фантазию, слух Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке и художественному творчеству. Тип урока: интегрированный МАТЕРИАЛ: краски, кисть, бумага, запись фонограмм Чайковского «Времена года», иллюстрации абстрактных рисунков. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Постановка целей и задач урока. 3. Организация восприятия и осмысления новой информации. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА. Искусство зародилось в глубокой древности, как художественное отображение человеческой жизни (труда, охоты, войны и т. д.). Оно сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т. д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Искусство отображает мир целостно, как солнце в капле воды, в любом отдельном явлении, изображаемом искусством, просвечивает характер жизни в целом, как её понимает художник. Искусство призвано воспитывать людей, участвовать в формировании их личности, характера мировоззрения, многогранных творческих способностей. Искусство существует как система отдельных его видов: архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр, литература и т. д., каждый из которых обладает своими особенностями, но воплощает, вместе с тем, общие законы художественной деятельности. Музыка занимает в нашей жизни важное место. Она звучит повсюду: в передаче по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и т. д. Не один праздник не обходится без музыки. С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной , засыпает малыш, под весёлую музыку играют дети. Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги. Песня всегда воодушевляла народы в их борьбе за лучшую жизнь. В наши дни музыка воспевает счастливую жизнь и радостный труд, призывает к миру и дружбе. Сегодня мы с вами поговорим об осени на примере пьес Чайковского «Времена года». Сборник состоит из 12 программных пьес - по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой-либо характерный образ или сцену: сентябрь - охота, октябрь — осенняя песня, ноябрь - на тройке. Давайте послушаем, как осень изображается в поэзии. УЧЕНИК РАССКАЗЫВАЕТ СТИХ ОБ ОСЕНИ. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ ОБ ОСЕНИ. ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗАПИСИ ЧАЙКОВСКОГО. Ребята, оказывается, мы можем музыку не только спеть, послушать, но и нарисовать. Очень странно звучит «рисовать музыку». Её можно исполнять, сочинять, рассказывать о ней, но почему нельзя её рисовать? Ни для кого не секрет, что нарисовать иллюстрацию к музыке, на определённую тему, картины на темы музыкальных спектаклей, людей, играющих на музыкальных инструментах, не сложно. Но рисуем ли мы саму музыку? Музыку как таковую, звучащую со всеми ее выразительными средствами, так чтобы человек смотрел на изображения и слышал то, что изобразил в музыке художник, мы изобразить не можем. Думается, что мы не можем нарисовать собственно музыку. Однако добиться музыкальности рисунка можно. Не иллюстрации, а изображения музыки. Иллюстрацию можно рисовать долго, делать эскизы, переделывать. Рисунок музыки так создавать нельзя. Он делается только в соответствии со звучащей музыкой и создаётся быстро, без перерисовок и работы резинкой. Можно в этом рисунке отразить настроение, характер музыки, её плавную грусть и печаль, суровую скорбь, ликующий пламенный восторг, призыв, любовь и нежность к другому человеку, слёзы... Музыка передаётся в линиях, цвете и образах, с которыми ассоциируется её восприятие. Послушайте запись Чайковского «Октябрь». Подумайте как можно изобразить эту музыку? СЛУШАЮТ, ПОТОМ ГОВОРЯТ. Можно ли графически передавать плавную музыку резкими угловатыми линиями, перечерченными штрихами, сеткой, спиралевидной или ломаной линиями? Какие же линии могут быть здесь? ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ. Плавные, мягкие, округлые, волнообразные. Можно ли дать эту музыку в чёрном, сером цвете? Опять же нет. Плавная музыка - это нежные тона розового, голубого, сиреневого цветов. Так же необходимо, что бы в рисунке угадывался силуэт чего- либо. Вот этот подход к созданию музыкального образа в рисунке, пожалуй, самый верный. Потому что музыка не статична, она подвижна, и остановить её даже в рисунке не удаётся. Она и в рисунке должна быть в движении. В музыкальном произведении мы можем услышать, внутренне увидеть и узнать тот образ, что изображён композитором в звуках. Ведь узнаём же мы и шмелиное жужжание, и пение птиц, и поступь слона, и громыхание грома, и скачущую тройку, и дерущихся петухов, видим зримо восходящее солнце и плещущее море. 4. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении, практическая работа. Теперь послушайте эту музыку и попробуйте изобразить её. ПРОСЛУШИВАНИЕ ЗАПИСИ. Самостоятельная работа учащихся. Нарисовать услышанную музыку. РИСУЮТ ПОД МУЗЫКУ. 5. Итог урока. Вот мы с вами сегодня познакомились, как можно изобразить музыку. Так как же можно изобразить музыку? Давайте посмотрим кто интереснее нафантазировал. ПРОСМОТР РАБОТ. 6. Выставление оценок. | |
Просмотров: 2574 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|