Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Проблемы художественного воспитания и возможные пути их решения
Проблемы художественного воспитания и возможные пути их решения
Цыбуля С.Б. Школа искусств №2
Преподаватель художественных дисциплин


«Превосходными художниками, творцами с прирождённым поэтическим чувством» называл детей Гарсиа Лорка. Все дети любят рисовать. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, и если не удастся разбудить в ребёнке творческие задатки, вся его дальнейшая жизнь сложится так, что искусство будет ему чуждо. Такие люди существуют в мире, где нет музыки, театра, изобразительного искусства…
На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, но в действительности, человек неспособный сопереживать, чувствовать, слышать – не может быть полноценной личностью.
Эстетическое воспитание, в том числе художественное воспитание, в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Каждый год всё больше детей приходят к нам, в школу искусств, чтобы под руководством опытных педагогов прикоснуться к творчеству, получить возможность реализовать себя в изобразительном искусстве.
Мы не преследуем цель – из каждого ученика сделать художника, но мы уверены в том, что рисование пригодится всем, независимо от того, какой путь в дальнейшем он выберет и кем он будет по профессии. Обязательно уметь рисовать должны будущие архитекторы, инженеры, не случайно во многих высокоразвитых европейских странах, а так же в Японии, в технических вузах введены уроки рисования.
Обычно детей приводят их родители, дедушки и бабушки, приносят детские рисунки. Много среди рисунков хороших, но чаще мы видим рисунки слабые, неуверенные. Много работ срисованных, выполненных на низком художественном уровне. Герои этих рисунков взяты либо с японских мультфильмов, вошедших в последнее время в моду, либо из известной саги о вампирах. Недостаток этих рисунков - отсутствие вкуса, глубины, слабое техническое исполнение.
Есть работы, «чистенькие» и «приглаженные», часто именно такие работы очень нравятся родителям, родственникам и знакомым. Но ценность этих рисунков очень сомнительна. И дети в этой ситуации не виноваты, это не их вина, что никто не научил их законам композиции, цветоведению, не привил им художественный вкус.
Проблема в том, что преподавание предмета ИЗО в обычной школе зачастую находится не на должном уровне. И дело не в том, что там работают некомпетентные педагоги, а в том, что количество часов в общеобразовательной школе, отводимых на предмет ИЗО – ничтожно мало. Что может сделать педагог и ученики за 1 час в неделю при том, что в классе 30-40 учеников? Возможно ли здесь говорить о личностно-ориентированном подходе, ведь за 45 минут учитель не только должен объяснить новую тему, раскрыть материал, а учащиеся – придумать идею, выполнить эскиз, а потом ещё и воплотить его в законченную композицию, но и индивидуально (с каждым!) педагогу необходимо успеть проанализировать работы, указать на ошибки, и вместе с учащимися найти способы их устранения. Что касается материальной базы кабинетов ИЗО, если таковые в школе всё таки есть, (в некоторых школах из за недостатка площадей, кабинет ИЗО отсутствует), то она тоже оставляет желать лучшего. В кабинеты ИЗО не только должна быть подведена вода, необходимо обеспечить их богатым натурфондом, мольбертами, станками для лепки, схемами и таблицами, а так же интерактивным оборудованием в соответствии с современными требованиями. Кроме того, для повышения эффективности обучения, класс на занятиях ИЗО следует поделить на подгруппы, как это делается на уроках иностранного языка.
Есть ещё один резерв в эстетическом воспитании – система дополнительного образования. Занятия в школах искусств проводятся три раза в неделю. На уроках ИЗО учащиеся не только учатся рисовать и лепить, осваивают компьютерную графику и изучают историю искусства, но и получают полноценное эстетическое воспитание. Замечено, что учащиеся, посещающие занятия на художественном отделении школы искусств, успешны и в общеобразовательной школе. Казалось бы, парадокс, имея меньше свободного времени, дети успевают готовить домашние задания, посещать факультативы по иностранному языку, спортивные секции, играть на музыкальных инструментах, но ещё и участвовать в конкурсах и выставках. И всё это они делают охотно, с большим желанием. Дело в том, что обучение в двух школах делает детей более организованными, аккуратными, дружными и целеустремлёнными.
К сожалению, в сравнении с 1991 годом сеть внешкольных организаций существенно сократилась более на 1 тыс. единиц, охват внешкольными организациями учащихся составляет лишь 11 %, в сельской местности – 4,1%. Недостаточным является финансирование дополнительного образования. Низкий охват дополнительным образованием учащихся повлиял и на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в подростковой среде. [2 стр.6 ]
Не все дети имеют возможность получить качественное художественно-эстетическое развитие ещё и ввиду того, что многие из них живут далеко от центров эстетического воспитания.
В связи с этим, необходимо создание на базе художественных школ, школ искусств, изостудий ресурсных центров, которые будут обеспечивать оптимальные условия для становления, самореализации, развития творческого и эстетического потенциала каждого обучающегося. А так же будут способствовать нравственно-духовному воспитанию детей через приобщение к культурному наследию, достижениям отечественной и зарубежной культуры.
В ресурсных центрах дети получат качественное образование независимо от социальной принадлежности и места проживания.
В Государственной Программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г. предполагается укрепление дополнительного образования и развитие сети его организаций, совершенствование нормативной правовой базы, максимальный охват внеурочной деятельностью детей из социально незащищенных слоев населения и детей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями. [3 стр.28.]
Что можем мы, педагоги, в свою очередь, сделать, чтобы развить в детях, которые к нам придут, художественное чувство? Как сделать так, чтобы эти творческие искры не угасли?
Думаю, что ответ очевиден – расти самим, совершенствуя своё педагогическое мастерство, учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии и активно заниматься художественным творчеством.

Список используемой литературы:
1. Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006 – 2011 годы.
2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.
Категория: ИЗО и черчение | Добавил: lanna (2012-02-21)
Просмотров: 3187 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru