Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Проблемы художественного воспитания и возможные пути их решения Цыбуля С.Б. Школа искусств №2 Преподаватель художественных дисциплин «Превосходными художниками, творцами с прирождённым поэтическим чувством» называл детей Гарсиа Лорка. Все дети любят рисовать. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, и если не удастся разбудить в ребёнке творческие задатки, вся его дальнейшая жизнь сложится так, что искусство будет ему чуждо. Такие люди существуют в мире, где нет музыки, театра, изобразительного искусства… На первый взгляд, в этом нет ничего особенного, но в действительности, человек неспособный сопереживать, чувствовать, слышать – не может быть полноценной личностью. Эстетическое воспитание, в том числе художественное воспитание, в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Каждый год всё больше детей приходят к нам, в школу искусств, чтобы под руководством опытных педагогов прикоснуться к творчеству, получить возможность реализовать себя в изобразительном искусстве. Мы не преследуем цель – из каждого ученика сделать художника, но мы уверены в том, что рисование пригодится всем, независимо от того, какой путь в дальнейшем он выберет и кем он будет по профессии. Обязательно уметь рисовать должны будущие архитекторы, инженеры, не случайно во многих высокоразвитых европейских странах, а так же в Японии, в технических вузах введены уроки рисования. Обычно детей приводят их родители, дедушки и бабушки, приносят детские рисунки. Много среди рисунков хороших, но чаще мы видим рисунки слабые, неуверенные. Много работ срисованных, выполненных на низком художественном уровне. Герои этих рисунков взяты либо с японских мультфильмов, вошедших в последнее время в моду, либо из известной саги о вампирах. Недостаток этих рисунков - отсутствие вкуса, глубины, слабое техническое исполнение. Есть работы, «чистенькие» и «приглаженные», часто именно такие работы очень нравятся родителям, родственникам и знакомым. Но ценность этих рисунков очень сомнительна. И дети в этой ситуации не виноваты, это не их вина, что никто не научил их законам композиции, цветоведению, не привил им художественный вкус. Проблема в том, что преподавание предмета ИЗО в обычной школе зачастую находится не на должном уровне. И дело не в том, что там работают некомпетентные педагоги, а в том, что количество часов в общеобразовательной школе, отводимых на предмет ИЗО – ничтожно мало. Что может сделать педагог и ученики за 1 час в неделю при том, что в классе 30-40 учеников? Возможно ли здесь говорить о личностно-ориентированном подходе, ведь за 45 минут учитель не только должен объяснить новую тему, раскрыть материал, а учащиеся – придумать идею, выполнить эскиз, а потом ещё и воплотить его в законченную композицию, но и индивидуально (с каждым!) педагогу необходимо успеть проанализировать работы, указать на ошибки, и вместе с учащимися найти способы их устранения. Что касается материальной базы кабинетов ИЗО, если таковые в школе всё таки есть, (в некоторых школах из за недостатка площадей, кабинет ИЗО отсутствует), то она тоже оставляет желать лучшего. В кабинеты ИЗО не только должна быть подведена вода, необходимо обеспечить их богатым натурфондом, мольбертами, станками для лепки, схемами и таблицами, а так же интерактивным оборудованием в соответствии с современными требованиями. Кроме того, для повышения эффективности обучения, класс на занятиях ИЗО следует поделить на подгруппы, как это делается на уроках иностранного языка. Есть ещё один резерв в эстетическом воспитании – система дополнительного образования. Занятия в школах искусств проводятся три раза в неделю. На уроках ИЗО учащиеся не только учатся рисовать и лепить, осваивают компьютерную графику и изучают историю искусства, но и получают полноценное эстетическое воспитание. Замечено, что учащиеся, посещающие занятия на художественном отделении школы искусств, успешны и в общеобразовательной школе. Казалось бы, парадокс, имея меньше свободного времени, дети успевают готовить домашние задания, посещать факультативы по иностранному языку, спортивные секции, играть на музыкальных инструментах, но ещё и участвовать в конкурсах и выставках. И всё это они делают охотно, с большим желанием. Дело в том, что обучение в двух школах делает детей более организованными, аккуратными, дружными и целеустремлёнными. К сожалению, в сравнении с 1991 годом сеть внешкольных организаций существенно сократилась более на 1 тыс. единиц, охват внешкольными организациями учащихся составляет лишь 11 %, в сельской местности – 4,1%. Недостаточным является финансирование дополнительного образования. Низкий охват дополнительным образованием учащихся повлиял и на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в подростковой среде. [2 стр.6 ] Не все дети имеют возможность получить качественное художественно-эстетическое развитие ещё и ввиду того, что многие из них живут далеко от центров эстетического воспитания. В связи с этим, необходимо создание на базе художественных школ, школ искусств, изостудий ресурсных центров, которые будут обеспечивать оптимальные условия для становления, самореализации, развития творческого и эстетического потенциала каждого обучающегося. А так же будут способствовать нравственно-духовному воспитанию детей через приобщение к культурному наследию, достижениям отечественной и зарубежной культуры. В ресурсных центрах дети получат качественное образование независимо от социальной принадлежности и места проживания. В Государственной Программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г. предполагается укрепление дополнительного образования и развитие сети его организаций, совершенствование нормативной правовой базы, максимальный охват внеурочной деятельностью детей из социально незащищенных слоев населения и детей, склонных к девиантному поведению, создание условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями. [3 стр.28.] Что можем мы, педагоги, в свою очередь, сделать, чтобы развить в детях, которые к нам придут, художественное чувство? Как сделать так, чтобы эти творческие искры не угасли? Думаю, что ответ очевиден – расти самим, совершенствуя своё педагогическое мастерство, учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии и активно заниматься художественным творчеством. Список используемой литературы: 1. Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006 – 2011 годы. 2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г. | |
Просмотров: 3187 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|