Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение

Первые шаги
Учитель,
особенно такого сложного искусства, как живопись,
должен знать свое дело, любить молодое будущее
и передавать своё знание умело, коротко и ясно
П.П.Чистяков

С самого детства я отлично знала, что моя профессия будет связана с искусством, возможно, это наследственно, так как моя мама также не мыслит себя вне его и является хорошим живописцем, прикладником и преподавателем. Кроме того, бабушка была очень разносторонне развитой личностью и тоже имела способности к рисованию, но важнее всего – она была педагогом, как говорят «от Бога». В связи с этим, неудивительно, что я устремилась именно в преподаватели изобразительного искусства и черчения. Хотя, надо отметить, что по окончании колледжа, я немного колебалась по нескольким причинам. Одна из них – что лучше: дизайнер или преподаватель? Здравый смысл подсказывал мне, что бакалавр изобразительного искусства и черчения значительно шире и разноплановее.
На пути к бакалавриату стояли прекрасные 9 лет в Школе искусств №2, затем замечательные 4 года в Карагандинском гуманитарном колледже, а параллельно с ними, или, скорее, внутри этих этапов, постоянная работа над собой. Работа продолжается и сейчас, даже в эту самую секунду, и будет происходить всегда. Это не значит, что я каждое мгновение посвящаю педагогике, методике, живописи, композиции. Но мысль, живая мысль моя, находится в непрерывном движении, порой мне кажется даже во сне.
И вот в 2010 году закончен КарГУ имени академика Е. А. Букетова. В сентябре 2011 года мне посчастливилось поступить на работу в Школу искусств №2. С 2011 года открываются ресурсные центры художественного отделения Школы искусств №2 в различных школах города, другие отделения уже несколько лет функционируют. Меня направили в СОШ №10, где я по сей день и преподаю художественные дисциплины у учащихся 1-4 классов.
Профессия преподавателя изобразительного искусства замечательна тем, что каждый день можно делать открытия с детьми, реализовываться вместе с ними в творчестве.
В современном обществе распространено такое понятие как креативность. В психологическом словаре мы можем прочитать: «Креативность (от лат. creatio – созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора».
И, безусловно, что развитие креативности происходит в первую очередь на уроках изобразительного искусства. Любому начинающему художнику просто необходим творческий «толчок», и в школе искусств как раз наиболее благоприятные для этого условия. Ведь ученики приходят с целью получения качественных, глубоких знаний по данной специальности. Складывается дружественная, творческая атмосфера, благоприятная для получения учащимися знаний, умений и навыков. И учителю проще найти контакт с учениками, раскрыть их потенциальные возможности, что невыразимо сложнее в общеобразовательной школе, где количество часов ограниченно.
Юные художники с большим интересом и удовольствием воспринимают новую информацию. Каждый из них только начинает раскрываться, и важно направить их, мягко, ненавязчиво, потому что у каждого из них свой неповторимый путь. Всё у человека начинается в детстве, поэтому необходимо научить их не просто рисовать, а видеть! Во многих ключевых моментах я опираюсь на систему обучения П.П.Чистякова. Павел Петрович своих новых учеников обучал, прежде всего, видению мира. Упрощая, он говорил: «Так как не все одинаково талантливы, не все глядят при рисовании на натуру правильно, то, прежде всего, надо научить их смотреть как следует. Это почти что самое необходимое».
Немаловажным для детей является личность и авторитет учителя. Это не значит, что преподаватель должен подавлять и действовать авторитарно, нет, он – прежде всего наставник, тот, кто может не просто изложить по полочкам материал, но и вдохновить. Поэтому я параллельно с работой в школе стараюсь как можно чаще участвовать в различных выставках, состоя в Молодёжном Объединении при Союзе Художников. Посещая выставки, ученики знакомятся не только с творчеством пока что неизвестных им художников, но и видят картины их преподавателя. Они воодушевляются и в последующем с большим энтузиазмом работают на уроках. В связи с этим наблюдением, я считаю, что личный пример учителя изобразительного искусства проявляется во многом именно таким образом.
Первый год обучения включает в себя такие дисциплины как прикладная композиция и дизайн, рисование, лепка.
За период I полугодия 2011-2012 уч. года были достигнуты цели и задачи:
•знакомство с предметом «Рисование», развитие начальных навыков рисования, изучение некоторых законов композиции и цветоведения;
•знакомство с предметом «Композиция прикладная, дизайн», изучение техник, технологий и материалов декоративно-прикладной деятельности и дизайна (бумагопластика, флористика, работа с природным материалом);
•знакомство с предметом «Лепка», изучение начальных приемов лепки и скульптурных материалов, таких как пластилин и солёное тесто.
В начале учебного процесса учащиеся с трудом привыкали к терминологии, специфическим особенностям предмета. Но постепенно, уже к концу первой четверти, ученики стали более осознанно выполнять работы.
Проанализировав педагогическую работу, можно сказать, что существует еще несколько недостатков, которые необходимо устранить. К ним относятся: повышение уровня дисциплины, более углубленное освоение законов композиции, а также расширение художественного кругозора учащихся посредством изучения художников и их произведений.
За полгода работы в ресурсном центре у нас с учащимися уже сложились традиции: в конце каждой четверти – выставки в холле СОШ №10, тестирование и увлекательная викторина по пройденными темам. В итоге дети не только овладевают практическими навыками, но приобретают и закрепляют в игровой форме начальные теоритические знания по специальности.
На «Осенней выставке» и «Зимней выставке» в холле СОШ №10 были представлены живописные и графические работы, фото скульптурных и декоративных композиций учеников художественного отделения. Проведение подобных мероприятий является мощным стимулом к дальнейшей деятельности, дети со старанием выполняют следующие задания, зная, что лучшие работы будут выставлены в конце четверти.
Деятельность художественного отделения в РЦ СОШ №10 является хорошей основой для эстетического развития учащихся, дальнейшим их занятием в области искусства. Этому способствует и то, что нет необходимости ехать в другой конец города, все условия созданы в стенах их родной школы. Администрация, преподаватели школы и родители отмечают, что уроки рисования, лепки и прикладной композиции способствуют также успехам и на общеобразовательной половине.
Чистяков считал, что «хорошо учить, значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».
Я благодарна судьбе, что занимаюсь любимым делом. Ведь это – счастье.









Категория: ИЗО и черчение | Добавил: Ксения1186 (2012-02-25) | Автор: Сёмина Ксения Анатольевна
Просмотров: 1046 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru