Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
автор: Багриенко Лариса Григорьевна, учитель высшей категории, ГККП "Детская художественная школа города Рудный" Мышление есть результат развития человека. Первоначальное мышление ребенка тесно связано с наглядными образами предметов и с практическими действиями. И.М.Сеченов назвал этот этап развития мышления этапом «предметного» мышления. Развитие мышления в действенном и образном планах является предпосылкой и результатом развития речевого мышления. Однако в целом мышление дошкольника характеризуется ярко выраженной конкретностью и образностью. Наглядный характер мышления в основном сохраняется и у младшего школьника. Что же представляет собой наглядно-образное мышление? Образное мышление создает образы и оперирует ими в процессе решения задач. Умственный образ по своей природе гибок и подвижен, будучи более тесно связанным с отражением реальной действительности, он дает знание не об отдельных изолированных сторонах этой действительности, а представляет собой целостную мыслительную картину участка действительности. Обладателями развитого наглядно-образного мышления всегда считались поэты, художники, писатели, музыканты, люди искусства. Однако я хочу привести в пример слова выдающегося математика Давида Гильберта, который сказал, что у его ученика Льюиса Кэррола было недостаточно фантазии, чтобы стать математиком, и он стал писателем. Особенностью наглядно-образного мышления является его ассоциативность. Ассоциации бывают по контрасту, по сходству и по смежности. Чем богаче, разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Многие ассоциации послужили началом создания замечательных произведений. Как известно, сам Суриков связывал зарождение идеи и колористического решения картины «Боярыня Морозова» с увиденной им вороной, которая черным пятном сидела на белом снегу, отставив крыло. Образное мышление имеет свои преимущества перед аналитическим. Оказывается, образное мышление обладает значительно более высокой степенью протекания. По данным, полученным психологами, мышление на базе чувствительных восприятий идет в режиме примерно до четырехсот единиц (образов) в минуту. В то время как на базе слов – только 125 единиц (понятий, терминов). Но дело не только в скорости. Есть предположение, что это удается благодаря участию в мыслительном процессе сразу нескольких участков мозга, с чем связана ассоциативность образного мышления. А понятийно-логическому мышлению присуща линейная последовательность, что ограничивает одновременное активное участие различных зон мозга, снижая этим не только интенсивность, но и само качество мысли. В современной психологии и педагогике существует теория «угасания творческой деятельности» ребенка в первые годы обучения в школе. Если в первом классе дети еще проявляют творческие способности, то к третьему классу творческие способности детей угасают, если с ними не занимались. Здесь я хочу привести результаты моих наблюдений. На уроке я раздала детям карточки с изображением 1-2 геометрических фигур и дала задание дорисовать картину, кто как посчитает нужным. Самой простой способностью воображения считается построение образа предмета по одной из его важных частей или одному из значимых признаков. Например, увидев прямоугольный лист картона, ребенок узнает в нем дом, телевизор и т.п. Создание такого образа мы называем опредмечиванием. Другая, более сложная способность развертывания образа предмета на основании какой-либо незначительной детали, только напоминающей о них. В этом случае мы имеем дело с построением образа при помощи «включения». К сожалению, хочется отметить, что таких работ было очень и очень мало, что, собственно, и подтверждает вышеуказанную теорию. «Минуты фантазии», творческие игры и задания будут способствовать развитию творческих способностей детей. На уроке мы играем в игру «Что спряталось в пятнышке». На альбомный лист ребенок произвольно наносит кистью цветовые пятна или под музыку рисует настроение. Когда лист высохнет, можно, дорисовывая контур и незначительные детали пятен, постараться представить сказочного героя, фантастического зверя, птицу, гнома и придумать про него маленькую, смешную, страшную или забавную историю, сказку. На уроке по теме «Мой любимый цвет» дети рассказывают, какой характер у их любимого цвета? Есть ли у него братья или сестры? Кто на земле родители этого цвета? Что в этом цвете самое необыкновенное, и что изменилось бы, если бы на земле было больше этого цвета? Но при этом цвет не называется. Другие должны догадаться, о каком цвете идет речь. Затем я предлагаю нарисовать Фею своего любимого цвета и её самое драгоценное сокровище. На следующем занятии дети рассказывают о своих Феях, всем остальным предлагается угадать её сокровище. Если сокровище угадывается, рисунок дарится тому, кто его угадал. В японской художественной педагогике существуют «уроки созерцания, любования», которые развивают эстетические чувства детей, ассоциативное, образное мышление, будят фантазию. Я предлагаю детям оглянуться вокруг и увидеть в очертаниях кустов, деревьев, в узоре осенних листьев, сугроба, на стекле определенное настроение, чудо, сказку и поделиться своими наблюдениями. Своевременное развитие наглядно-образного мышления способствует физическому, умственному, социальному и познавательному развитию детей и позволяет раскрыть их врожденные способности. В этой статье я привожу проверенные на опыте идеи, исходя из которых каждый учитель сможет выработать удобный и действенный собственный стиль преподавания искусства маленьким детям, наиболее предрасположенным к развитию воображения, фантазии. | |
Просмотров: 2656 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|