Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Урок по изобразительной грамоте с использованием подвижных модулей для анализа произведений живописи различных художников 6 класс Автор: Шмаглиенко Наталия Николаевна, учитель ИЗО и черчения, ГУ СОШ № 10, г. Семей Тема: Анализ – описание картины. Использование подвижных модулей по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" Цели: 1) раскрыть основную мысль картины; 2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать внимание и зрительную память, научить понимать , что такое композиция, рисунок, идея в картине, цвет; 3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник. Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова “За мир!”, “Опять двойка”. Подвижные модули к картине. Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности – лицо, фигура, поза. Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: “История двойки” (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины “Опять двойка”. Ход урока 1. Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока. Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете ее составлять из отдельных модулей, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас. 2. Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров. В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле “Челюскин” и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” (слайд№2) 3. История создания картины “Опять двойка”. Вадим (слайд№3). Картина “Опять двойка!” была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина “Опять двойка!” выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: “Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого “двоечника” и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе”. 4. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются. 5. Беседа по вопросам. Анализ картины (Эскиз № 1). В каком жанре написана эта картина? (Картина написана в бытовом жанре). Отдельно на доске расставлены все действующие герои этой картины, которые при правильном расстановке могут составить целый рассказ. Наша задача правильно расставить всех персонажей этой картины (эскиз № 1) Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него). Помещаем мальчика в левый край картины на передний план. (Здесь важно ребятам напомнить о правилах композиции). (эскиз № 2) Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет). Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных). Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка. Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки. Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её. (Здесь важно сделать упор, что такое рисунок, с помощью чего можно показать главного героя, все его детали, что помогают раскрыть образ) Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед). Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? (Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика). Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки. (Эскиз № 2) Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником). (в правую часть помещаем второго героя – маленького брата на велосипеде и девочку – сестру в центр картины. Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде. Важно сделать упор опять на композиции, такое расположение героев в картине помогает создать равновесие и правильное размещение предметов для заполнения пространства) (Эскиз № 3) Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!) (Помещаем следующий модуль в картину, это образ мамы, она в этой композиции этот образ достаточно большой, так как художник делает упор на ней, как укор, как боль за своего сына, как упрек за полученную двойку. Ее художник помещает в правой части картины, как противовес главному герою – мальчику, испытывающий стыд пред матерью). (эскиз № 3) Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам). Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку. (Помещаем еще один модуль – собаку) (Эскиз № 4) Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть. В комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу (похоже, что она собирается на работу), мальчику никто мешать не будет). (Готовая работа художника собранная из модулей, сравнение ее с настоящей репродукций). (Эскиз № 4) Какова основная мысль картины? Невесело приносить домой двойки. Какими художественными средствами автор её выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц). Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.). Домашнее задание (Описать и проанализировать следующую картину Решетникова «Прибыл на каникулы»). | |
Просмотров: 2186 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|