Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Урок живописи на тему:"Рисование натюрморта с натуры" 4 класс Вид занятий: изображение на плоскости. Тип урока: комбинированный. Цель: научить правильно конструктивно рисовать предметы несложной формы с натуры. Задачи: • Закрепить знания о компоновке, пропорциях. • Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости. • Развивать навыки рисования, внимание, аккуратность, наблюдательность, мышление, зрительную память. Наглядные пособия: учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта», репродукции картин (натюрмортов) художников П. Класа, В. Хеда, Ж..Б. Шардена. Оборудование для учителя: эпипроектор; 2 драпировки, ваза (кувшин), яблоко. Оборудование для учеников: альбом (формата А4), карандаш, резинка. Использованная литература: • Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись: учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. • Сергеев А. Учебный натюрморт. – М.: Искусство, 1955. • История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. – М.: Изобразит. искусство, 1983. План урока: 1. Организационный момент – 1 мин. 2. Беседа – 3 мин. 3. Объяснение – 8 мин. 4. Самостоятельная работа учащихся – 28 мин. 5. Анализ работ, оценка – 4 мин. 6. Уборка рабочего места – 1 мин. Использование классной доски: 1. Название темы. 2. Репродукции картин художников. 3. Педагогический рисунок. 4. Учебная таблица «Поэтапное выполнение натюрморта с натуры». Ход урока: 1. Организационный момент: установить дисциплину, проверить готовность к уроку. 2. Беседа. Тема урока «Рисование натюрморта с натуры», 1 этап – построение. • Что такое натюрморт? Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда). • Обратите внимание на репродукции картин Виллема Хеда и французского художника 18 века Жана Батиста Шардена. В чём разница между их натюрмортами? Излюбленным мотивом работ голландцев был так называемый завтрак – изображение накрытого стола, на котором размещены блюдо с пирогом или с окороком, хлеб или румяная булка, металлический кувшин, стеклянный бокал, тарелки, ножи. В свою очередь, Жан Батист Шарден известен как мастер картин на бытовые темы: мир домашних, обжитых человеком вещей, на его полотнах появились корзинки, кринки, чаны, битая дичь. 3. Объяснение. • Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит? Кувшин, яблоко, 2 драпировки. • Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт? Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально. • Как в нашем случае располагаем лист? Измерив способом визирования ширину и высоту, понимаем, что лист необходимо расположить вертикально (высота натюрморта больше ширины). Проведём линию пересечения плоскостей. • Что такое композиция? Композиция - расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета. Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины. При построении натюрморта обращайте внимание на таблицу «Поэтапное выполнение натюрморта». Построение кувшина. Построим ось симметрии. • Что такое пропорция? Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать. • Каково соотношение высоты кувшина к его ширине? Высота кувшина в 1,5 раза больше ширины. Делаем засечки. Кувшин делится на горлышко и тулово. • Какую форму напоминает горлышко, а какую тулово? Горлышко по форме напоминает прямоугольник, тулово – круг. • Чтобы найти грань, разделяющую горлышко и тулово, нужно узнать, сколько раз высота горлышка помещается в высоту всего кувшина? Высота горлышка помещается в высоту всего кувшина 4 раза. • На какой высоте находится самая широкая часть кувшина? 2,5 раза помещается в высоту кувшина. Теперь находим ширину горлышка и основания. Построим основание кувшина. Основание – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс. • Как построить эллипс? (Вызвать к доске желающего). Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией. По этому же принципу строим эллипсы на горлышке самой широкой части кувшина. • Одинаковы ли будут эллипсы в любой части кувшина или они изменяются? Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире. Теперь можно нарисовать контур кувшина. Невидимые линии должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие. Кувшин готов. Рисование яблока. • Какую форму напоминает яблоко? Яблоко напоминает круг. • Сколько раз яблоко помещается в высоту кувшина? Яблоко 3 раза помещается в кувшин. Яблоко чуть ближе к нам, чем кувшин. нарисуем сначала круг, затем преобразуем его в яблоко. Наметим драпировки. Линии построения можно стереть. Натюрморт построен. 4. Самостоятельная работа учащихся: Индивидуальная и коллективная работа с учениками. 5. Анализ работ, оценка: Коллективный анализ работ. Домашнее задание: принести кисти, акварельные краски, альбом. | |
Просмотров: 14149 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|