Главная » Статьи » В помощь учителю » ИЗО и черчение |
Человек в коллективе. Цель: Раскрыть сущность понятия «Коллектив». Задачи: - расширение представлений уч-ся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания; - развитие умения проявлять уважение, вежливость, тактичность к окружающим людям; - воспитание дружелюбия, хороших взаимоотношений в коллективе. Круг радости. Есть в каждом то, за что он может Быть уважаем любим. Ведь мы себя не уважаем Неуважением к другим. Друзья! Во всем, во всех пытайтесь Дух доброй воли распознать. Ум, почву мысли, уваженьем Всегда стремитесь удобрять. Цитата Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Ф. Достоевский Беседа вопросы в учебнике (стр. 49, мет. пос. 102) 1. За что вы уважаете себя? 2. Как вы проявляете уважение к друзьям, к родным и близким? 3. Как вы понимаете выражение «уважая других, уважаем себя»? 4. Что такое коллектив? Какие коллективы вы знаете? Чтение Отрывок рассказа Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»(стр.50-51,мет. пос. 102-103, отв. на?) Творческая деятельность Обсуждение ситуаций (мет. пос.стр. 104) Инсценирование и обсуждение маленьких рассказов можно использовать для раскрытия учащимися и принятия ими тех нравственных ценностей, о которых идет речь в рас¬сказах и которые должны лежать в основе взаимоотношений одноклассников. После обсуждения содержания рассказов учителю целесообразно обобщать высказывания детей. 1-й рассказ За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Гуля пришла последней. У нее был расстроенный вид, за¬плаканные красные глаза. - Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закри¬чала Жанат. - Что случилось? Расскажи! Кто тебя обидел? - Ну, давай рассказывай! - подскочила к Гуле Наташа. - Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все. Гуля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. В чем была ошибка Жанат и Наташи? Что вы сделали бы на их месте? 2-й рассказ Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Дархану и радостно сообщил: - Вот какие марки! Классная графика! Тебе нравятся? - Да у меня таких навалом! - захохотал Дархан. - Что в них такого особенного? Они никаких ценностей не представляют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош- в рамках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тeбе покажу мои? Но Вова не захотел. И потом еще три дня с Дарханом не разговаривал. Как вы думаете, почему? «Ребята, учитесь чувствовать и понимать, что нужно вашему другу, маме, знакомому и просто чело¬веку, который находится рядом с вами, что для него важно, что может его обидеть, в чем он нуждается больше всего. Воспитывайте в себе тактичность и деликатность». Творческое задание Составить правила поведения для одноклассников. Правила дружного коллектива 1.Умей радоваться успехам другого 2.Предлагай помощь товарищу. 3.Не оставляй его в беде. 4.Утешь. 5.Поддержи товарища, когда у него неудача. Чтение Притча «Уроки мудрости» (стр.51-52, мет. пос. 105-106, отв. на ?) Учебная информация (стр. 52,мет. пос. 106) Проявлять уважение к людям - значит признавать хорошие и добрые качества. Человека уважают за его достоинства, честные поступки, доброжелательное отношение к людям. Человек, который уважает себя, не допустит неуважительного отношения к другим людям. Задания Уч-ся делятся на 3-4 группы и вытягивают карточку с цитатой, читают, а потом объясняют ее смысл. 1. Уважение других дает повод к уважению самого себя. Р. Декарт. 2. Подобно тому, как любовь без уважения недолговечна и непостоянна, так и уважение без любви холодно и немощно. Б. Джонсон. 3. Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. Я. Карамзин. 4. Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают .Б. Паскаль. Домашнее задание На формате А4 нарисовать «Дерево уважения». Нарисовать на нем столько веток, сколько людей вы уважаете, на ветках следует написать, за что вы их уважаете. Круг «От сердца к сердцу» «песня о дружбе» Урок 14 Человек в коллективе. Цель: Раскрыть сущность понятия «Коллектив». Задачи: - расширение представлений уч-ся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания; - развитие умения проявлять уважение, вежливость, тактичность к окружающим людям; - воспитание дружелюбия, хороших взаимоотношений в коллективе. Круг радости. Прослушивание песни «О друзьях» группа Барбарики. Чтение Отрывок из статьи И.А. Панкеева «Энциклопедия этикета»(стр.53-54, мет. пос. 110-111, отв. на ? письменно) Цитата Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес - Добрый день! - тебе сказали. - Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. - Здравствуйте! - ты скажешь человеку - Здравствуйте! - улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. - Нам желают “Доброго пути!” - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Только к доброму чему-нибудь. Давайте поиграем в речевой этикет. 1. Назовите слова приветствия. 2. Выскажите просьбу. 3. Какими словами лучше всего начать знакомство? 4. Как принято извиняться в культурном обществе? 5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе? 6. Слова благодарности. 7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав? 9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга? 10. Тебя обозвали. Твоя реакция? А как поступите вы в следующих ситуациях. 1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь? 2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить? 3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия. 4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия. 5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь? 6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос? 7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно: 8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать? 9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать? Анализ ситуаций После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем. - Ладно, - ответила Таня. - Приду. Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто - то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка. - Привет, - сказала Таня. - Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась: - А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек. - Это мама из Сочи привезла. На память. - Здорово сделано. - Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись. Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам. - Сколько стоит? А это где покупали? - поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макраме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась. - Чего барахло всякое в доме держите? - на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев. Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр. Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника. - Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю. И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку. - Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как - нибудь, - и она побежала по лестнице. А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь? Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, — Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки. - Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи? Ситуация вторая Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил — антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”. А мама ругаться не будет? — спросил Витя. Ну, что ты! Она у меня не такая! Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка. — Вы уж извините, ребята,— у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить. Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом? Ситуация третья В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить? Ситуация четвёртая Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Туею. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? Круг «Сердца к сердцу» Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ, Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: “Иди! Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек. | |
Просмотров: 5315 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|