Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Л.В. Волкова учитель ФК, СОШ № 11, Караганда Ю.В. Волков учитель ФК, СОШ № 50, Караганда Методичка. Влияние занятий физическими упражнениями на психические процессы учащихся. Между развитием двигательных качеств и психических процессов суще¬ствуют определенные взаимные связи. (Г.Д. Горбунов. 1972. 1995). В каждом возрасте приобретает ведущее значение то или иное двигательное качество, развитие которого существенно влияет на развитие психических процессов. Знание возрастных особенностей в развитии двигательных качеств и психических процессов, позволит продуктивно использовать средства физического воспитания с целью не только моторного, но и психического развития детей. Исследованиями (Г.Д. Горбунов. 1972.. 1995) установлено, что в младшем школьном возрасте ве¬дущее значение на развитие психических процессов оказывает быстрота в условиях, требующих проявления ловкости. Следовательно, особое внимание следует уделять развитию этих физических качеств. Развитие регуляторных механизмов движения по раз¬личным параметрам (пространственным, временным, силовым), равно как и развитие отдельных двигательных качеств, по-разному сказывается на разви¬тии психических процессов различных уровней нервно-психического регу¬лирования. В учебном процессе важно продуктивно использовать средства физического воспитания с целью не только моторного, но и психического развития детей. С этой целью рекомендуется выполнять задания, направлен¬ные на овладение умениями регулировать движения по пространственным, временным, силовым параметрам улучшающие мозговое кровообращение: наклоны, повороты и круги головой в положении сидя, стоя и стоя на носках. Упражнения с переворачиванием через голову, упражнения с изменением положения головы: стойка на лопатках, вис согнувшись, упор стоя ноги врозь с опорой на голову и т.д. Упражнения с задержкой дыхания, кратковремен¬ное охлаждение ног. В младшем школьном возрасте эффективно происходит развитие всех основ¬ных двигательных способностей (В.С. Фарфель, 1959). Однако, развитие психических процессов положительно связано с показателями ловкости и быстроты. Следовательно, на уроках физической культуры необходимо уде¬лять больше внимания развитию ловкости и быстроты, что будет способст¬вовать более успешному умственному развитию учащихся и приведет к улучшению процесса обучения в целом. Наиболее эффективным средством физического воспитания младших школь¬ников является прикладная гимнастика (Д.Д. Глазырина, 1998; В.И. Лях. 1999). Упражнения прикладной гимнастики, как никакое другое средство фи¬зического воспитания, формирует «школу- движений», обучает точным про¬странственным и силовым ориентировкам, развивает в этом синзетивном пе¬риоде ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества, имеет максимальные возможности для оздоровления и профилактики заболеваемости учащихся, содержит оптимальный объем теоретико-методических сведений о физиче¬ской культуре, физической нагрузке, физических упражнениях и о методах их применения в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятель¬ности. Подвижные игры и эстафеты - составная часть процесса физического воспитания и является незаменимым средством решения комплекса взаимо¬связанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообраз¬ных двигательных способностей и совершенствования умений (Л.В. Былеева, Й.М. Коротков. 1982). Подвижные игры при регулярном их применении по-могают выработке динамических стереотипов нервных процессов (В.Л.Страковская. 1995). Уже первые исследования, проведенные в этой области, показали неодно¬значность влияния физических упражнений на память, мышление, внимание. В некоторых случаях обнаруживалось положительное влияние, а в других –отрицательное, и доказано что не только различные физические упраж¬нения, но и один и тот же вид упражнений в течение разных периодов време¬ни может давать разные психогигиенические эффекты. А.П. Нечаев первым стал выделять упражнения, преимущественно стимулирующие одни память, другие внимание. Но при этом автор рекомендует считаться с индивидуаль¬ными особенностями испытуемых А.Ц. Пуни исследовал влияние физических нагрузок на « чувст¬во времени», внимание, память. Результаты свидетельствуют об изменениях психических процессов в зависимости от характера и величины нагрузки и тренированности спортсмена. В большинстве случаев после интенсивных физических напряжений объем памяти и внимания уменьшались, причем, после различных напряжений и степень напряжения различна. Наибольшее уменьшение объема внимания наблюдалось после лыжных соревнований на 20-30 км и после пробега на 28 км. Рядом исследователей установ-лено, что функциональное состояние головного мозга, вещественного носи¬теля психических процессов человека, неразрывно связано с умственной и физической работоспособностью, а они - с уровнями двигательной активно¬сти, физическим развитием и подготовленностью детей и состоянием здоровья. В исследованиях обнаружилось, что при различных режимах двига¬тельной активности устойчивость внимания неизменна, а память и продуктивность ум¬ственных действий при систематическом применении физических упражне¬ний повышаются. Л.А. Алексеевой, Н.А. Коротаева, В.В. Крупиным, М.А. Матовой установлено, что у занимающихся физической культурой наблюда¬ется повышение продуктивности внимания, улучшение свойств оперативного мышления и памяти, активизация интеллектуальной деятельности и, как следствие, повышение уровней успешности учения.. Степень выраженности этой направленности взаимосвязей настолько велика, что позволяет рекомен¬довать соответствующие занятия в качестве эффективного средства активи¬зации умственного развития школьников , улучшения процессов фор¬мирования у них основных психических качеств и даже коррекции умственной отсталости . В целом же у занимающихся физическими упражнениями наблюдается ускорение сенсомоторных реакций, улучшаются процессы их динамики при выполнении умственной и физической работы, убыстряется образование условных рефлексов и повышается общая стимуляция функций центральной нервной системы. Уже даже этот предельно краткий обзор большого числа исследований, позволяет четко увидеть, что под влиянием физических нагрузок протекание психических процессов существенно изменяется. При этом, направленность и степень изменений зависит от характера физических упражнений, их объе¬ма и интенсивности, физической подготовленности испытуемых, места фи¬зических упражнений в распорядке дня и пр . В небольшом количестве работ исследовался период последействия физических нагрузок: через 30 минут после нагрузки, а также спустя большой промежуток времени-7,16,18 и более часа. Г.Д. Горбуновым (46,47) установлено, что: 1.В период последействия физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться, что зависит главным образом, от: а) характерных особенностей физических нагрузок; б) степени адаптированности к ним испытуемых; в) особенностей изучаемых психических процессов, уровня их построения; г) промежутка времени, прошедшего после нагрузки; д) времени суток. 2. Кратковременные нагрузки предельной интенсивности, будучи даже не-обычными, оказывают положительное влияние на протекание изучавшихся психических процессов. Наиболее существенное улучшение наблюдается: времени реакции спустя 15-20 мин. после нагрузки; памяти и сосредоточен¬ности внимания - спустя 2 часа; оперативного мышления и информационного поиска - спустя 15-20 минут и 3-4 часа после нагрузки. 3.Непривычные физические нагрузки оказывают разнородное влияние: по-ложительное, хотя и кратковременное, на оперативное мышление и инфор¬мационный поиск, остаются неименными время реакции и сосредоточен¬ность внимания, а память ухудшается. Спустя один час после нагрузки во всех случаях наблюдается отрицательный эффект, удерживающийся в тече¬ние трех часов периода последействия. 4.Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние только на мнемические процессы, осо¬бенно на объем памяти. 5. Многолетние занятия спортом приводят к тому, что даже очень высокие тренировочные нагрузки становятся привычными. При этих условиях они оказывают в дневное и вечернее время положительное влияние на протека¬ние психических процессов. Наиболее значительные улучшения наблюдают¬ся спустя два часа после нагрузок. Память существенных изменений не пре¬терпевает. 6.Утренние тренировочные занятия, даже с небольшими нагрузками, оказы¬вают лишь кратковременное положительное влияние (не более часа) на пси¬хические процессы. Исключение составляют информационный поиск, улуч¬шение которого наблюдается и спустя три часа после нагрузки. 7. Из всех изучавшихся психических процессов наиболее «чувствительны¬ми» к физическим нагрузкам являются мнемические . Экспериментальные факты позволяют считать, что мнемическая функция, стабильность ее прояв¬ления, может служить диагностичным показателем тренированности в опре¬деленном виде физических упражнений, показателем адаптированности к той или иной нагрузке. 8.Перцептивные процессы резко ухудшаются после непривычных физиче¬ских нагрузок. Нагрузки кратковременные, привычные и даже нагрузки, про¬цесс адаптированности к которым не закончен, оказывают на перцептивные процессы, особенно их качественные характеристики, положительное влия¬ние. 9.Все изучаемые физические нагрузки, в подавляющем большинстве случа¬ев, оказывают положительное влияние на интеллектуальные процессы и на психическую деятельность в условиях дефицита времени, характеризую¬щуюся вовлеченностью комплекса психических процессов различных уров¬ней построения. 10. Быстрота адаптированности к нагрузкам и изменение психических про¬цессов после них зависят от индивидуально-типологических различий зани¬мающихся. Показатель силы нервной системы в отношении возбуждения положительно коррелирует с улучшением после нагрузок некоторых показа¬телей мыслительной деятельности и деятельности в режиме информационно¬го поиска. ^ 11 .Под влиянием физических нагрузок скорость переработки информации человеком возрастает. Наиболее существенное положительное воздействие оказывают привычные физические нагрузки, которые могут быть достаточно большими как по объему, так и по интенсивности. При этом улучшается как продуктивность, так и надежность человека. Физические нагрузки, близкие к максимальным, на скорость переработки информации влияния не оказывают. 12.В процессе занятий спортом потребность в движении, в определенной физической нагрузке постепенно возрастает. Регулярное удовлетворение этой потребности является фактором, стимулирующим психическую дея¬тельность. При этом двигательная деятельность требует строгой регламента¬ции и целесообразного определения времени ее в режиме жизни, имея ввиду использование физической культуры и спорта не только как средство физи¬ческого развития и оздоровления и не только в целях достижения спортив¬ных результатов, но и как фактора, способствующего повышению умствен¬ной работоспособности. В исследовании СИ. Галушко установлено, что спустя полчаса после двухчасовой прогулки показатели психических процессов несколько снижались. Однако уже через 1-1,5 часа обнаружилось существенное улуч¬шение внимания и мышления по отношению к дням без прогулок. Большинство представленных исследований отражают, так сказать, « ост¬рое» влияние физических нагрузок на психическзто сферу человека. Но эф¬фект воздействия даже кратковременных нагрузок сохраняется тот или иной промежуток времени. Изменение психических процессов переходит в изме¬нение состояний, либо сопровождается ими. Физические упражнения начи¬нают выступать в роли регуляторов психических состояний. Систематиче¬ское их использование все более и более переводит психические состояния из относительно кратковременных в долговременные, делая со временем до¬минирующими эти состояния. Проблема взаимосвязи развития психомоторных функций с развитием психических процессов и психических свойств личности, несмотря на всю ее важность, изучена недостаточно. В работах Г.Д. Горбунова был проведен корреляционный анализ развития двигательных качеств и психиче¬ских процессов в трех возрастных группах школьников. Изучались следую¬щие двигательные качества: быстрота, прыгучесть, сила, выносливость и ловкость. Изученные психические процессы были следующими: сенсомотор-ные, перцептивные, мнемические, интеллектуальные и результативность ин¬формационного поиска. При их анализе обнаружилось, что наибольшее ко¬личество зависимостей между проявлением двигательных качеств и психиче¬ских процессов имелось в старшем школьном возрасте, наименьшее - в сред¬нем школьном возрасте. Обнаруженные в различных возрастных группах связи характеризуются противоречивостью и гетерохронностю. В младшем школьном возрасте перцептивные процессы связаны положительно с пока¬зателями быстроты и ловкости, но отрицательно с прыгучестью. Во всех трех возрастных группах развитие двигательных качеств связано, прежде всего, с сенсорно-перцептивными процессами. В каждой возрастной группе обнаружилось ведущее значение развития определенных двигательных качеств на развитие психических процессов. В младшем школьном возрасте это быстрота в условиях, требующих проявле¬ния ловкости. В исследовании Н.Б. Стамбуловой выяснено, что гетерогенные связи двигательных качеств и психических процессов у школьников 7-10 лет от возраста к возрасту претерпевают постоянные и существенные изменения. Специфические особенности этих связей в каждом возрасте позволяют выде¬лить ведущие двигательные качества, которые почти всегда одинаковы у мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте и значительно различа¬ются в подростковом. В 7-8-летнем возрасте ведущими двигательными каче¬ствами у школьников является ловкость, быстрота, прыгучесть (у мальчиков преимущественно ловкость, у девочек - прыгучесть); в 9 лет у мальчиков и девочек обнаружено одно ведущее качество - ловкость; в 10 лет - у мальчи¬ков ловкость, у девочек - скоростно-силовые качества. Список использованных источников А.А. Алексеева. Влияние дозированных физических упражнений на реактивность больших полушарий, при умственном утомлении школьников 7-8 класс. 1971 г. Л.В. Былеева, Н.М. Коротков Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. 1982г.лет \ Г.Д. Горбунов. Л.В. Чехарина. Психология физической культуры и спорта. 1972, 1995г.г. Г.Д. Горбунов, Л.В. Чехарина. Корреляционный анализ развития физических качеств и психических процессов у младших школьников. 1972 г. Г.Д. Горбунов. Психопедагогика физического воспитания и спорта. 1995 г. Влияние физической нагрузки на психические процессы. 1967 г. С.И. Галушко. Динамика психических процессов в течении многодневного туристического похода у мальчиков 11-12 лет. Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик. Физическая культура 1 класс. 1998 г. В.В. Крупин. Влияние физических упражнений на организм. 1962 г. М.А. Матовой. Взаимосвязь характеристик психомоторики и познавательных способностей у школьников подростков. 1988г. А.П. Нечаев. Психология физической культуры. 1930 г. В.А. Страковская. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. 1995 г. Н.Б. Стамбулова. Исследования развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. 1978 г. В.С. Фарфель. Развитие движений у детей школьного возраста. 1995 г. | |
Просмотров: 5319 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|