Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Развитие двигательных способностей в процессе увеличения учебной нагрузки, как средство повышения физической подготовки учащихся.
Волкова Л.В.
СОШ № 11 , г. Караганда

Развитие двигательных способностей в процессе увеличения учебной нагрузки, как средство повышения физической подготовки учащихся.

Повышение физической подготовленности школьников – важная задача школы. Одним из перспективных подходов к решению этого вопроса является упорядочение системы воздействия на процесс физического развития учащихся с учетом, так называемых сенситивных периодов. Исследования последних лет свидетельствуют, что в ходе возрастного развития у детей физических качеств есть периоды, когда они прогрессируют под влиянием физических упражнений.
Возраст 10-12 лет является периодом, когда создаются условия для благоприятного развития скоростно-силовых качеств, силы, общей выносливости.
Основным способом развития физических качеств был выбран способ круговой тренировки. Используемые средства были направлены на развитие скоростно-силовых качеств.
На первых двух уроках определяется максимальный тест (МТ) – выполнение до отказа каждого из десяти предлагаемых упражнений за 30 секунд. По результатам максимального теста класс был разделен по уровням физической подготовленности на три группы – с высокой и низкой подготовленностью.
Для каждой группы устанавливалась своя дозировка: количество повторений на всех станциях было на уровне половины среднего результата при выполнении того или иного упражнения или 1\2 МТ для каждой группы. Используя метод круговой тренировки на последующих уроках, класс делится на группы по числу станций (8-10) с таким расчетом, чтобы каждая группа состояла из 3-4 учащихся высокого , среднего или низкого уровней физической подготовленности. У станции имеется табличка с описанием упражнений и дозировкой для каждой группы. Комплекс упражнений на каждой станции выполняется один раз, в конце основной части урока. Время работы на станции составляет 30 сек. На отдых и переход к следующей станции так же отводится 30 сек. Всего на проведение занятия методом круговой тренировки затрачивается 10 мин..
Эффективность применения методики развития физический качеств определяется по результатам выполнения тестов: прыжок в длину с места, сгибание разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке для девочек и подтягивания на перекладине для мальчиков, становой динамометрии. После 14 уроков, были отмечены улучшения результатов у девочек: в прыжках в длину с места на 10 см., в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на гимнастической скамейке в 2 раза, в становой силе на 5 кг.. У мальчиков результаты в прыжках в длину с места улучшились на 8-9см, в подтягивании на перекладине количество, раз увеличилось на 2 раза, в становой силе на 5кг.
Таким образом можно утверждать, что вариант круговой тренировки, обеспечивающий направленное развитие физических качеств, находящихся в сенситивном периоде, способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся 4-5 классов.
Комплекс упражнений прилагается:
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке (высота 50см). Туловище держать прямо, при сгибании рук касаться грудью скамейки.
2. Сидя на гимнастической скамейке, руки за головой, ноги закреплены. Наклон назад с возвращением в и.п., затем наклон вперёд, касаясь руками пола.
3. Из упора присев выпрыгивания вверх с касанием рук закрепленного вверху предмета (мяч, ленточка).
4. Из виса сидя подтягивание на низкой перекладине.
5. Из виса стоя на гимнастической стенке поднимание согнутых ног к груди и возвращение назад.
6. Стоя на скамейке (высота 40-45 см). Прыжок на пол и затем тут же прыжок через натянутый шнур. Бегом возвратится и повторить упражнение.
7. Лежа на наклонной гимнастической скамейке (угол наклона 30 градусов) Хват руками за края скамейки , Сгибая руки попеременно, подтягиваемся вверх по скамейке.
8. Упор, лежа на бедрах на гимнастическом коне, ноги закреплены, руки за головой. Максимальное сгибание туловища вперед и назад
9. Стоя ногой на гимнастической скамейке, другая нога на полу. Выпрыгивания вверх с поочерёдной сменой положения ног.
10. Лежа на животе, на гимнастическом коне, ноги закреплены. Максимальное сгибание туловища назад, ноги поднимать как можно выше.

Обследования физической подготовки девушек 9-10 классов показывают, что более чем трети из них уровень физической подготовленности ниже требований предъявляемых учебной программой. Особенно это проявляется в видах, требующих развития быстроты движений, скоростной и силовой выносливости.
Это объясняется тем, что старшеклассницы вследствие чрезмерной загруженности домашними заданиями по разным учебным предметам не могут уделить достаточно времени физическим упражнениям и к тому же недостаточно приучены к этому. Кроме того в этом возрасте у девушек прирост массы тела превалирует над приростами двигательных качеств, снижается абсолютный уровень показателей уровня развития некоторых качеств, особенно быстроты циклических движений, скорости двигательных реакций, а у некоторых старшеклассниц выносливости.
С самого начала учебного года все внимание должно быть сосредоточено на создание базы на развитие всех двигательных качеств. Такой базой является общая выносливость, или определенный уровень работоспособности к выполнению работы умеренной интенсивности. При этом следует применять упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, особенно на мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Упражнения могут быть как многостороннего, так и избирательного воздействия. Обязательным должно быть дозирование нагрузок на аэробном уровне. Это значит, что упражнения должны быть достаточно продолжительными, но умеренно интенсивными. Более всего этим требованиям отвечает ходьба в чередовании с бегом, равномерный медленный бег, передвижения на лыжах, различного рода гимнастические упражнения и подвижные игры.
Медленный бег надо начинать с 1-1,5 км., и постепенно доводить до 3-4 км. Вполне допустимо бег заменять ходьбой менее подготовленным. Однако в тех случаях, когда темп бега оказывается слишком высок, и срывается дыхание, или устают ноги, девушки опять могут перейти на ходьбу – для кратковременного отдыха.
Уже на этом этапе большое значение в занятиях имеет дифференциация в дозировании нагрузок. Дифференцированный подход основывается на результатах оценки их физической подготовленности с помощью тестов. В зависимости от этого и решается вопрос, с каких нагрузок начинать работу. Обычно это нагрузки умеренной интенсивности. В первых, поскольку они достаточно длительны, дыхание и частота пульса успевают стабилизироваться на определенном уровне, и возникает согласованное воздействие всех важнейших физиологических систем организма. Организм начинает адаптироваться к нагрузкам. Во вторых при длительной работе умеренной интенсивности образование энергии происходит за счет сжигания жиров, а это очень важно в том отношении, что способствует снижению неактивной части тела или, попросту говоря , препятствует лишнему жирообразованию. Этому же способствует включение в уроки специальных дыхательных упражнений. Параллельно с развитием выносливости , развивают максимальную быстроту движений. Упражнения применяемые с этой целью, кратковременны и, хотя выполняются с максимальной затратой сил, не успевают вызвать значительные сдвиги в деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. Суммарный объем нагрузки также не слишком велик, но упражнения этого назначения чрезвычайно полезны и необходимы. Они готовят организм, к экстремальным напряжениям создавая запас надежности, способности противостоять сильным внешним воздействиям. Регулярно на каждом уроке проводится бег с ускорениями в максимальном темпе, бег на месте в максимальном темпе, бег из различных исходных положений, бег под уклон, много скоки и пр. упражнения.
Раздельное развитие выносливости и быстроты методом избирательного воздействия на эти качества сочеталось с развитием скоростной выносливости методом целостного воздействия. Бег 500 метров требует развития специальной скоростной выносливости на уровне выше критических нагрузок (критической скоростью называют такую, при которой потребление кислорода достигает максимума). Это достигается постепенным переходом от экстенсивных нагрузок (длительных но с высокой скоростью) к интенсивным. Осуществить такой переход необходимо путем сокращения длительности бега, но повышая его скорость, далее применением повторных и переменных нагрузок субмаксимальной интенсивности (60-90%). При повторном беге предпочтительнее использование коротких отрезков с относительно высокой скоростью, это дает лучшие приросты в беге на короткие дистанции (30-60м), в прыжках в длину и высоту с места, а применение средних и длинных отрезков – лучшие приросты результатов в беге на средние и длинные дистанции. Больший эффект достигается, если в повторном беге превалируют средние и длинные отрезки. Работа на длинных отрезках и более нагрузочна, и более эффективна. А еще очень важно, она требуем меньше времени. Однако надо принимать во внимание уровень физической подготовленности учащихся, самочувствие на данный момент. Последовательность выполнения упражнений такая: вначале предлагаются упражнения на быстроту и координацию движений, затем на развитие скоростно-силовых качеств, и последним на выносливость. Если на уроке значительное время отводится на разучивание движений, то силовые упражнения, и упражнения на выносливость включаются в конце основной части урока. А вот когда задача урока – развитие общей выносливости, то равномерный продолжительный бег дается и в начале урока после небольшой разминки.
Для повышения быстроты исключительно важное значение имеют целесообразность, экономичность движений. Упражнения на быстроту должны всегда проводиться под знаком быстрого и даже резкого, но короткого усилия. Они проводятся с большой скоростью и высоким темпом движений.
Скоростно-силовая выносливость, как известно, вырабатывается путем использования многократного, интервального и переменного про бегания заданных отрезков дистанции с установленной скоростью и с максимальной мощностью.
Общая выносливость лучше всего развивается посредством длительной, но умеренной работы, дающей постепенно возрастающую нагрузку на сердце и легкие.
Учитель физкультуры в каждом отдельном случае должен сам выбирать оптимальные варианты развития физических качеств учащихся. И в первую очередь здесь необходим творческий подход к уроку.
Категория: Физическая культура | Добавил: 080878 (2013-04-16) | Автор: Волкова Л.В. E
Просмотров: 596 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru