Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Экологическое воспитание школьников через занятия туризмом. Носова Л.Я., учитель физического воспитания СОШ №42 города Павлодара Детско-юношеский туризм в системе экологического воспитания детей и подростков занимает ведущее место. При экологически правильно поставленной образовательной и воспитательной работе складывается определенная туристическая этика, которая предусматривает сознательное, бережное отношение к природе и окружающей среде. Туризм и природа - понятия неразрывные. Благодаря общению с природой, дети получают экологические знания, вырабатывается экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе, к малой Родине. Еще К. Д. Ушинский сказал: «День, прожитый ребенком на природе, среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных им на учебной скамейке». Любовь к природе и романтика объединяет всех членов клуба «Усольский меридиан», который создан в 2001 году на базе СОШ №42 города Павлодара. С тех пор много детей прошло школу экотуризма. Среди детей, занимающихся туризмом в школе, есть и такие, которые, и свою взрослую жизнь связали с туризмом. Клуб ежегодно участвует в экотуристических соревнованиях и экологических акциях и всегда входит в тройку призеров. Благодаря этим форумам дети учатся бережному отношению к природе, получают экологические знания о растительном мире Прииртышья, учатся замечать красоту на том участке природы, где находятся, и выражать ее через стихи, песни, рассказы, сценки и поделки из природного материала. Практические навыки, полученные при организации «волчатника» и быта в полевых условиях, пригодятся каждому ребенку в жизни. Это и определение места для установки палаток, умение правильно определить место для костровища и разведение костра при любой погоде, не нарушая экологического равновесия в природе. Даже заготовка дров - это не только необходимость, а процесс организационный и творческий, так как включает в себя и санитарную чистку леса от валежника, распилку и рубку дров и по хозяйски, со знанием расходование дров. Каждый раз, выезжая на турслеты в зону отдыха «Иртышские зори» участники слета начинают свою деятельность с санитарной очистки берега от мусора, который оставляют после себя отдыхающие. Дети понимают, что этот мусор захламляет природу, создает определенные трудности для нормального функционирования животного и растительного мира. Дети понимают, что это взрослые «отдыхающие» недобросовестно относятся к природе. Члены клуба «Усольский меридиан» являются патриотами своего Усольсого микрорайона, самого красивого и экологически чистого района города. Большое значение придают школьники сохранению природной красоты района. Первые годы существования микрорайона нас беспокоило загрязнение отдыхающими прибрежной зоны. Дети с призывом обращались на экослете к экологическим службам: Весь покрытый мусором Абсолютно весь, Чистая водица Давно исчезла здесь. Здесь живут несчастные Рыбы караси, На лицо ужасные Добрые внутри. Царь Нептун о помощи Просит люди вас: «Люди, помогите И спасите нас!» Сейчас прибрежная зона отдыха более чистая, благодаря санитарным рейдам жителей микрорайона и учащимся. И туристы тут же отреагировали песней: Ах, Усолка, чистота у речки, Ах, Усолка, под солнцем, как у печки, Ах, Усолка, любимый, милый край! Живи, Усолка, и процветай! Еще один экологически важный вопрос, связанный с Усольским районом, -это судьба лесного массива за дамбой. По этому поводу мы обращались неоднократно в различные инстанции и даже приглашали телеканал «Ирбис». На Усолке находится уникальная зеленая роща, состоящая из различных пород деревьев. Это любимое место отдыха жителей всего города. Мы проводим здесь уроки кроссовой и лыжной подготовки, соревнования и тренировки. Но этот лесной массив никем не охраняется, сюда приезжают на машинах и оставляют после себя мусор, жгут костры и сжигают лесные насаждения, вырубают деревья, так как чувствуют безнаказанность. Члены клуба обращаются к городским властям, чтобы этот лесной массив сделали охраняемой зоной, и дети, с болью за лес, поют: Какая же это теперь красота? Здесь рубят деревья, сжигают леса, Улучшили быт, а с природой беда. Нам нужно ее сохранить навсегда! Так дети в меру своих сил и возможностей борются за сохранность красоты поймы реки Иртыш. Среди огромного множества различных видов спорта выделяется такой удивительный вид спорта, который носит название – пеший туризм. Он позволяет человеку соединиться с природой, помогает очутиться на таких территориях, где есть возможность изведать девственную красоту природы, повышает экологическую культуру путешественников, способствует физическому и духовному формированию человека, направлен на изучение и познание окружающей среды и природного мира. Вековые леса и горы, водопады и озера, альпийские луга действуют на организм человека, как целебный бальзам. Все прелести природы и походной жизни прочувствовали на себе ребята, побывавшие в многодневных туристических походах. В течение нескольких лет, благодаря сотрудничеству с экологической школой, мы с ребятами прошли туристическими тропами по замечательным местам родного Казахстана. Первое путешествие мы совершили в Боровое. Побывав на озерах Боровое и Большое Чебачье, поднимались в горы, побывали на грязевом озере, посетили в Боровом краеведческий музей, где узнали много интересного о фауне и флоре данной местности. Живя на острове, дети получали азы общения с природой, не нарушая экологического равновесия. Следующее путешествие мы совершили в Рудный Алтай, горный район Ивановских белков. Дети были так поражены красотой и могуществом этой местности, что тяготы подъема в горы скрадывались от соприкосновения со сказочным миром природы. Наше путешествие началось в 15 км. от г. Ридер (Лениногорск) и поднимались вверх в горы до Верхнеивановских озер. Туристы сразу окунулись в мир разнотравья, вековых кедров, пихты, елей и красавиц берез. На одном из привалов дети посчитали, сколько видов растений произрастает на одном квадратном метре - насчитали около 100 видов. Как оказалось, из всех видов растений Алтая, 90% приходится на Рудный Алтай. Один красавец – кедр дети пытались обхватить вшестером и справились с трудом. Мы поднимались по еле заметной туристической тропе, соблюдая все правила туристической этики. Костер разводили только на месте предыдущего костровища, собирая на костер только валежник, уходя, оставляли после себя запас дров, не вытаптывали без надобности траву, не оставляли после себя никакого мусора, ни на минуту не забывая, что мы в гостя у природы. И самое запоминающее то, что в горах из водопада была такая изумительно вкусная вода, что она вспоминалась до следующего похода. Но по настоящему в сказочный мир мы попали, когда по серпантину поднялись к Верхнеивановскому озеру, и перед нашим взором распахнулось зеркальной гладью озеро, в котором отражались, окружающие его горы. С гор сбегали в озеро ручьи, и так контрастно и чудесно соседствовали снежные склоны с альпийскими лугами, на которых росли сказочной красоты цветы, что, казалось, будто попали в другой мир. В этом сказочном мире мы отдыхали несколько дней, наслаждаясь и исследуя его. Этот поход так запал в души ребят, что на следующий год мы снова отправились в Рудный Алтай, выбрав немного другой маршрут. Но мы снова поднялись в горы к истокам водопада, побывали на Верхнеивановских озерах, совершили восхождение на пик Ворошилова. Возвращаясь назад через город Ридер, посетили краеведческий музей, где узнали много интересного о зарождении города, о природных ископаемых этого края, а также о тех местах, где побывали. Мы посетили управление Западно-Алтайского природного заповедника, где нам показали фильм с другими маршрутами. Во всех этих походах нашим проводником был методист экологической школы Горемыкин К. Ю. Примечательно то, что наши путешествия проходили по местам не тронутой людьми природы, увидев во всей ее яркой и неповторимой красоте. Затеяли также поход в Акмолинскую область, который состоялся при содействии Пастьян Т.Л.- руководителя отдела туризма при региональном учебно-практическом центре физической культуры. Этот поход отличался от предыдущих тем, что имел совершенно другой ландшафт. В общей сложности мы прошли около 100 км. Поход детям очень понравился, все стоянки делали около какого-нибудь озера и, отдыхая, дети купались столько, сколько хотели, так как погодные условия позволяли. Побывали на озерах Имантау, Лобаново, Шалкар. На озере Шалкар наслаждались купанием от всей души, вода по составу идентична воде Черного моря, каждый раз, выходя из воды, ощущали обновление организма, а закончили поход посещением озера Айыртавчик. В этом походе, проходя по маршруту массового туризма, мы столкнулись с загрязнением территории, негативным отношением людей к местам массового отдыха. Кроме того, нам пришлось столкнуться с недостатком питьевой воды, так как все родники оказались пересохшими или заброшенными. Для сравнения мы вспоминали, с какой заботой облагорожен родник у нас в Баянауле, дети удивлялись, почему нет никому никакого дела до родников там, где такие трудности с водой. Мы убедились, что существует в этом регионе экологическая проблема питьевой воды. Таким образом, от похода к походу дети все больше проникаются любовью к природе и заботами о ней. А работа, направленная на туристическую деятельность с учащимися, имеет огромное воспитательное значение. Дети обогащают себя знаниями по краеведению, ведут большую природоохранную деятельность, через походы формируем и развиваем физические, моральные и нравственные качества школьников, вырабатываем определенные прикладные навыки выживания в природной среде, воспитываем бережное отношение к природе и людям, повышаем экологическую культуру человека. | |
Просмотров: 898 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|