Методические основы секционных занятий по волейболу
Волейбол в совокупности с множеством технических и тактических приемов является эмоциональным, динамичным и зрелищным средством для всестороннего физического воспитания учеников. Для достижения высокого мастерства необходимо постоянное совершенствование техники игры. Именно поэтому помимо основных занятий в школах необходимо проведение секционной работы по волейболу.
Для организации и привлечения к занятиям в секции волейбола нужно вызывать интерес у учеников посредством проведения различных внеклассных мероприятий с привлечением команд, владеющих высоким мастерством в игре. Одним из важных аспектов для занятий в секции является уровень физической подготовленности учеников, который выявляется в ряде некоторых контрольных испытаний, таких как: бег на выносливость, измерение прыжка в высоту, метание мячей различной массы, а так же специальные технические приемы – верхняя и нижняя подача, нападающий удар и т.д. Для определения способности к овладению тактикой волейбола используется наблюдение за игроком непосредственно в самой игре. В процессе игры уже можно судить о навыках ловкости, сообразительности, быстроты реакции и тактического мышления будущего волейболиста.
В подготовительном процессе эффективным средством для развития физической подготовленности учеников целесообразно применять различные эстафеты, подводящие игры к волейболу, а так же групповые и командные упражнения, так как те, кто успешно овладевают элементами игры, как правило, быстрее других осваивает технические приемы и тактические действия и успешнее действует в самой игре.
Помимо всех физических показателей, очень важным является также располагать сведениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.
Обучение на занятиях по волейболу тесно связано с воспитанием у занимающихся моральных и волевых качеств. Для ведения учета физической, технической и тактической подготовленности игроков следует: наблюдать за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий,проверять выполнение отдельных приемов техники игры,выполнять установленные контрольные нормативы, постоянно анализировать игровую деятельность учеников.
Для совершенствования технических и тактических приемов игроков и выполнения отдельных упражнений необходимо использовать соревновательный метод (на качество, количество и правильность выполнения различных приемов игры), для того что бы ученики могли научиться применять все свои наработанные навыки не только в спокойной тренировочной обстановке но и в момент борьбы за призовые места.
В зависимости от количества занимающихся в секции по волейболу разделение на группы ведется с учетом мастерства и подготовленности учеников. Следовательно, и задачи, поставленные на каждом занятии, будут существенно отличаться друг от друга. Например: во время совершенствования технических приемов одной группой занимающихся другая будет выполнять работу по развитию основных физических качеств. Это в большой степени повышает качество тренировочного процесса и имеет огромную важность при непродолжительном периоде обучения.
Одним из необходимых условий для наиболее успешной подготовки волейболистов является правильное планирование учебно-тренировочной работы. Так же необходимо отталкиваться от основных целей и задач физического воспитания учеников, условий проведения секционной работы, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет профессиональный уровень подготовки руководителя секционных занятий.
|