Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Для дальнейшего более полного рассмотрения проблемы применения сотрудничество технологии на уроках физической культуры в средней школе нам необходимо проанализировать понятийно-терминологический аппарат. В него входят такие термины: «физическая культура», «технология», «сотрудничество», «круговая тренировка», «качество образования». В научной литературе существует огромное количество трактовок термина физическая культура, но изучив их, мы сделали вывод, что они все похожи. В своей работе будем понимать физическую культуру, как сфера социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Но более полное определения можно взять у А.В. Деманов: физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др. Сотрудничество - совместная деятельность преподавателей и обучающихся, которая характеризуется открытым взаимодействием и направлена на достижение поставленных целей [5]. Для более полного определения мы использовали сайт педагогического сообщества Псковской области: это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3 – 5 человек). Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде. Следующий термин это «технология». Для анализа данного понятия мы использовали работы таких авторов как Т.А. Ильин, В.П. Беспалько, Т.А. Ильин, Г.К. Селивко, А.А. Щуркова, а также информационные страницы сети Internet: совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства [11]. Технология - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса[5]. Данное определение не является полным и не учитывает специфику нашего исследования. Поэтому применив синтезирование как метод теоретического исследования, мы получаем понятие технология с позиции физической культуры и спорта: технология это совокупность приемов и способов обучения, которая управляет средствами учебной деятельности, организациями и проведениями уроков по физической культуры. Термин “круговая тренировка” имеет два аспекта. Первый - “круговая тренировка”, как уже отмечалось, как способ организации урока, позволяющий закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, второй – как метод развития физических качеств наряду с другими методами: равномерным, повторным, переменным и интервальным [6]. Попытка рассматривать “круговую тренировку” и как способ организации и как метод развития физических качеств, то есть в единстве и привела к созданию данной методики. В этом и состоит её инновационность. Наиболее распространенной в настоящее время является трактовка каче-ство образования с позиции социологии, определяющий состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям в формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности [22].Но такое толкование является неполным, так как оно не отражает относительности термина и не затрагивает соотношения цели и результата. Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, более точное определение понятия «качество образования» представлено Е.В. Яковлевым: качество образования – это интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответсвия операционально – заданным целям общества по формированию и развитию гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [25]. Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было давно группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (К.Д. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий), достижения русской (Н.П.Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и зарубежной (Э. Берн, Я. Корчак, Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс) психолого-педагогической практики и науки [1]. Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили «Концепции среднего образования Республики Казахстан». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. В «Концепции среднего образования Республики Казахстан » сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности [10]. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности [12]. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Основой данного взаимодействия выступают знание и умение, которой должен обладать учитель новой формации. • умения диагностировать цели обучения воспитания; • более глубокого, системного знания учебного предмета и его научных основ; • умения переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока; • умения моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста; • умения организовать самостоятельную работу студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.; • умения свободно владеть активными методами обучения; • умения обеспечить благоприятный психологический климат, сотруд-ничество преподавателя и студента [13]. Все эти знания и умения ведут к мастерству учителя (Рис.1). Рис. 1. Понятие «мастерство учителя» в технологии сотрудничества Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (со-трудничества, соучастия, сопереживания, сотворчества, самоуправления). Как и каждая технология сотрудничества имеет определенные характеристики: - по уровню применения: общепедагогическая. - по философской основе: гуманистическая. - по основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная. - по концепции усвоения: ассоциотивно - рефлекторная + поэтапная интериризация. - по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. - по типу управления: система малых групп. - по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. - подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество). - по преобладающему методу: поисковая, творческая, диалогическая, игровая [9]. Исходя из вышеописанных характеристик мы можем выделить следующие целевые ориентации: - переход от педагогики требований к педагогике отношений. - гуманно-личностный подход к ребенку. - единство обучения и воспитания. В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителе с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями): Человек – Человек (учитель – ученик) Человек – Коллектив (учитель - группа) Коллектив – Человек (администрация - ученик) Коллектив – Коллектив (администрация – класс) Успешное применение технологии сотрудничества зависит от двух факторов: от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество, и от квалификации педагогических работников и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности. Любые инновации требуют от работников повышенных эмоциональных и интеллектуальных затрат, следовательно, и оплачиваться этот труд должен адекватно. В силу названных проблем (профессионализм преподавательского корпуса; материально-техническая база и общественная оценка труда) инновации в образовании пробивают себе дорогу долго и болезненно [5]. Педагогика сотрудничества опирается на гуманно-личностный подход, дидактический активизирующий и развивающий комплекс, концепция воспитания, педагогизация окружающей среды. Раскроем подробно эти составляющие. Гуманно-личностный подход. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможно-сти, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гу-манно-личностный подход объединяет следующие идеи: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я - концепции, т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение (Рис.2). Рис. 2. Я – концепции в педагогике сотрудничества. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечелове-ческих ценностей; развитие творческих способностей ребенка; возрождение русских национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства [15]. Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной дея-тельности по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами как групповой самостоятельной работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым задачей, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями команды/группы, членом которой они являлись [6]. Исходя из вышеизложенного нам необходимо дать классификационную характеристику сотрудничества: - по взаимообучению: УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК, непосредственное общение, опосредственное общение. - по времени: одновременные, отсрочные. - по частоте: непрерывное, дискретное (прерывистое). - по численности участников: коллективное, групповое, индивидуальное. - по широте обхвата: выборочное, локальное, сплошное. - способ получению информации (при контроле): вербальное, визуальное. Существует несколько видов обучения в сотрудничестве, которые применимы для всех учебных дисциплин, в теоретической части и для физической культуры. 1. STL (обучение в команде) Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над учебной задачей, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Метод STL сводится к трем основным принципам: 1) "награды" – команды или группы могут получать в виде сертификата, диплома и других видов оценки их совместной деятельности, если они пре-взойдут установленный для них критерий. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение; 2) "индивидуальная" ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме; равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их) и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку". 2. Пила Учащиеся разбиваются на группы по 4 - 6 человек для работы над учебным материалом, который состоит из отдельных фрагментов. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся чрезвычайно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой. 3. Пила-2 Предусматривает работу учащихся группами в 4 - 5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается. 4. Учимся вместе Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы. Основные принципы: награды команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы [7,8]. Выше описанные виды дают нам возможность выделить основные методы обучения, базой которых являются взаимодействием ученика и учителя. (Рис.3) Рис.3. Методы обучения в педагогике сотрудничества Для более полного понимания проблемы нам необходимо раскрыть основные принципы обучения в сотрудничестве. 1.Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть «сильный», «средней», «слабый» ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку. 2.Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы. 3.Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ста-вится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда. 4.Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и «слабый» ученик. Способность «слабого» учащегося обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута. Ибо цель любого задания не формальное его выполнение (правильно, неправильно), а усвоение материала каждым участником группы. Таким образом, исходя из выше описанного использования технологии сотрудничества на уроках физической культуры лежит в плоскости личностно-ориентированных технологий обучения. Учитывая положения системно – деятельностного и парсипативного под-ходов, структуру учебного процесса в школе (включающего мотивационно – целевой, организационно – прогностический, содержательно – технологический и оценочно – результативный компоненты), сущность учебной деятельности с применением технологии сотрудничества, была разработана авторская модель (рис.1), прохождение полного цикла которой обуславливает освоение учеником определенного количества знаний. Конкретизируем каждый момент в отдельности. Рис.1. Модель учебной деятельности с применением технологии сотрудничетсва Диагностика Назначение данного компонента заключается в установке оперативной связи между всеми структурными компонентами модели ,в современном получении информации об эффективности технологии сотрудничества в учебной деятельности школьника. Предварительная диагностика проводиться с целью определения индивидуальных особенностей школьников (уровень учебных возможностей, особенности восприятия, мотивационная сфера, познавательная самостоятельность, группы здоровья), в соответствии с которыми будет осуществляться процесс обучения. В ходе этого этапа используется опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, комплексное тестирование, собеседование, самооценка и первоначальный анализ учебной деятельности ученика. Данные виды диагностики направлены на изучение и оценивание уровня учебных возможностей, особенностей восприятия, мотивационной сферы и познавательной самостоятельности. Данный вид диагностики связан с распределением школьников по уровневым группам, что определяет логику и содержание дальнейшего развертывания их индивидуализированной учебной деятельности. Промежуточная диагностика служит для оценки текущих результатов функционирования модели (адекватности движения школьника по индивидуальной траектории обучения). Данный вид осуществляется с определенной периодичностью, тем самым помогая определить содержание управленческих процедур по обеспечению качества действия модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества. Параметрами данной диагностики будут являться знания, умения и качества личности. Знания и умения оцениваются в рабочем порядке в ходе решения учебных задач; качества личности – в процессе наблюдений за работой учеников через взаимо- и самооценку, анкетирование и тестирование. Тем самым, в процессе диагностики мы оцениваем те качества личности, которые помогут исследователю осуществлять индивидуальную проектировочную деятельность. Следует отметить, что для наиболее деятельной диагностики мы предлагаем вести индивидуальные журналы развития ученика, которые пополняются в соответствии с полученными результатами. В зависимости от результатов, диагностика на промежуточном этапе имеет выход на компонент реализации процесса учебной деятельности с применением технологии сотрудничества. Удовлетворительные результаты промежуточной диагностики позволяют продолжить процесс учебной деятельности с применением технологии сотрудничества ученика школы, а также формирования необходимых для данного вида деятельности качеств личности учеников, что осуществляется в рамках вышеуказанного компонента. Неудовлетворительные результаты диагностики на промежуточном этапе требуют перехода в компонент коррекции, где происходит тщательная обработка недостатков процесса учебной деятельности с применением технологии сотрудничества [11]. Итоговая диагностика предназначена для окончательного определения эффективности работы модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества, что обеспечивает детальной разработкой заданий и ведения разноуровневой системы оценки. При этом результатом реализации технологии сотрудничества, в рамках разработанной нами модели является не только накопление учебного материала и повышение индивидуального рейтинга, но переход ученика на более высокий учебный уровень. Механизмами реализации данного вида диагностики являются оценка, самооценка, рефлексия. Следует отметить, что перечисленные механизмы свойственны всем компонентам модели, так как учитель и ученик анализируют свои действия и дают объективную оценку полученным результатам. Средством реализации является контроль. Данный контроль предназначен для итоговой оценки результатов функционирования модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества. Методами проведения контроля в современной школе традиционно являются наблюдение и различные виды тестирования. Наблюдение, как правило, носит субъективный характер, даже если его выполняет учитель с многолетним стажем работы в школе. Тестирование – современный диагностический, объективный и эффективный способ контроля, используемый как самостоятельный метод проверки знаний, умений и навыков. Получить четкую и полную информацию о результатах работы модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества можно лишь при условии детальной разработки заданий для всех видов контроля с учетом индивидуальных особенностей учеников и определения разноуровневой системы оценки. Все задания при проведении тестового контроля разделены на три группы: первая – тесты на опознание, различие и соотнесение; вторая группа – на выявление умений учеников самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания; тесты третьей группы предназначены для диагностики таких умений, как анализ и синтез. При подготовке общего предметного материала для тестирования мы используем личностно – ориентированные технологии, тем самым выполняя две задачи: определяем индивидуальную траекторию дальнейшей личностно ориентированной коррекции (если она необходима) и выявляем различия структуры и качества знаний, навыков и умений учеников. При этом все тестовые задания должны быть по- разному усложнены: Задания общего характера – разрабатываются согласно общим требованиям, предъявляемым в типовых учебных программах. Цель данных заданий – определить общую степень овладения учебным материалом. Задания высокого уровня сложности – разрабатываются для учеников, имеющих объемный «багаж знаний» до начала изучения учебной дисциплины. Такая группа учеников получает дополнительный материал для самостоятельного изучения. Цель данных заданий – определение уровня овладения усложненным учебным материалом. Задания низкого уровня сложности предназначены для слабоуспевающих учеников. Их цель – определение уровня овладения элементарными знаниями учебной дисциплины. Также в практике школы широко используются комплексное тестирование и тестирование на выявление профессиональных достижений. Комплексное тестирование представляет собой экзамен по двум предметам одновременно, что дает возможность оптимизировать использование аудиторного фонда и учебного времени. Тестирование на выявление профессиональных достижений используется для измерения эффективности обучения и призваны оценивать уровни развития конкретных знаний навыков, требуемых для отдельных профессий. Все этапы диагностики связаны с одним из содержательных компонентов. И если диагностика на промежуточном этапе дает возможность пересмотреть содержательную сторону проводимого эксперимента, а затем провести необходимую коррекционную работу, то диагностика на итоговом этапе позволяет лишь корректировать процесс исследования[11]. Следующий компонент модели учебной деятельности с применением тех-нологии сотрудничества – это распределение по уровневым группам. Он позволяет распределить учеников по группам согласно их индивидуальным психолого-педагогическим характеристикам, в соответствии с которыми в дальнейшим варьируются объем и содержание учебной информации и самостоятельной работы, формы и методы обучения, распределение полномочий и ответственности в групповой работе, деловых играх, временных исследовательских коллективах. При определении содержания компонента мы руководствовались трудами В.Г. Болтянского, А.А. Бударного, Л.В. Виноградовой, Г.Д. Глейзера, А.Н. Капиноса, В.В. Куприяновича, И.Э. Унт, Г.Я. Шишмаренковой. Они выделяют следующие показатели: уровень работоспособности; индивидуальные особенности; темп овладения учебным материалом и способность самостоя-тельно применять усвоенные знания и умения; уровень развития мышления; быстрота усвоения учебного материала и активность мышления; планируемые результаты процесса обучения [12]. Компонент распределения по уровневым группам в рамках модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества связан с предварительной диагностикой и проектированием индивидуальной траектории обучения и педагогического сопровождения. Медицинские группы В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа. В нее включают детей и подрост¬ков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта [24]. Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и под-ростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и другие формы занятий. Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки с значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физи¬ческой культурой (ЛФК). Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний. При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата (параличи, парезы и пр.), а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой. При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболеваний. В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру. При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприят-ных метеорологических условиях. Так, при заболевания верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную должен производиться совместно врачом и учителем — при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе [24]. Целевое планирование. Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического кон-троля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач: - индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств); - фонд двигательных умений и навыков; - мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности. На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий. Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает: - контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации); - контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики). Контроль двигательной деятельности занимающихся включает: - контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков; - контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом; - контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений); - контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг). В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста. Термин "педагогический" прежде всего, подчеркивает, что контроль ква-лифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма [19]. Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответ-ствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания. Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям: - формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; - воспитание физических качеств; - изменение состояния организма. Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся. Педагогический контроль за формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения. На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также по-средством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях. На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения. На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях. Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок: "5"- упражнение выполнено правильно, свободно и точно; "4"- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначи-тельных ошибок (связанных с неточным выполнением техники); "3"- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значи-тельной ошибкой (ведущей к искажению основ техники); "2"- упражнение выполнено с искажениями основ техники; "1"- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения. Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры. Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы: 1) физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации; 2) физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину или в высоту с места). Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются. В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные - на стыке с последующим разделом. Требования к тестам: - простота (по биомеханической структуре); - оперативность (минимум времени на выполнение и обработку); - надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании) - информативность ("валидность" - достаточная степень точности измеряемого качества); - стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время). Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля физических упражнений у учеников - соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование) [20]. Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде. Контроль функционального состояния учащихся. Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает: 1) контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выра-жающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля - общепедагогические, визуальные; 2) самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля - общепедагогические, словесно - описательные; 3) контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю - величине ЧСС. По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий. В заключение рассмотрим еще одну форму контроля двигательной дея-тельности - физкультурный самоконтроль [22]. Частично его затронули, говоря о самооценке состояния занимающихся, но содержание его гораздо шире и охватывает не только урок. При объективном проведении физкультурный самоконтроль служит источником информации для педагогического контроля. В процессе занятий физическими упражнениями он включает также: контролирование своих движений и "прочувствование" двигательных действий, самооценку тренировочных нагрузок. При индивидуальных занятиях физкультурный самоконтроль становится основной формой контроля и условием его эффективности. В интервалах между занятиями самоконтроль должен быть ориентирован на самооценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия. Он является источником информации для педагогического контроля о готовности к предстоящему занятию. Основной формой учета данных самоконтроля является ведение дневника, который в свою очередь требует от занимающихся определенного минимума специально - образовательных знаний, умений и навыков. В дневнике самоконтроля ежедневно отмечают: - общее самочувствие; - характер сна; - степень утомляемости; - желание заниматься физической культурой; - физическую нагрузку (физические упражнения и длительность их выполнения); - реакцию организма (преимущественно по ЧСС); - еженедельно подсчитывается объем каждого вида самостоятельных занятий. В дневник также заносятся данные врачебно-медицинского осмотра: вес и рост, окружность грудной клетки и спирометрия, сила рук и становая сила, тесты ОФП: - бег на короткие дистанции (30-100 м); - бег на длинные дистанции (1-3 км); - силовые упражнения (подтягивание или сгибание-разгибание рук в упоре); - прыжок в длину с места. Необходимым методическим условием высокого качества самоконтроля является сравнительный анализ объективных и субъективных оценок индиви-дуального состояния, изучение динамики индивидуального состояния в зави-симости от особенностей режима жизни. Сравнение данных поэтапного кон-троля позволяет сделать вывод о состоянии здоровья и уровне физической подготовленности. Самоконтроль является и фактором самовоспитания личностных качеств. Вышеизложенное позволяет рассматривать физкультурный самоконтроль как компонент системы контроля в физической культуре [23]. Содержание обучения. Данный компонент наполняет содержанием учебную деятельность, опре-деляет средства, формы, методы, с помощью которых осуществляется индивидуализированное усвоение учениками необходимых знаний и умений, а также формирование в образовательном процессе соответствующих качеств личности. Данный компонент предполагает уровневую реализацию процесса обучения в соответствии с разработанными материалами (индивидуальной траекторией обучения и педагогического сопровождения). Отличительной характеристикой компонента в целом является то, что его наполнение представляет собой специально подобранную систему средств обучения. Все учебные задания, выполняемые в рамках данного компонента, направлены на учебную деятельность с применением технологии сотрудничества. Процесс обучения при технологии сотрудничества, осуществляемый в рамках данного компонента, имеет три уровня: 1 уровень: на основе результатов предварительной диагностики дополняется траектория обучения при технологии сотрудничества, которая учитывает имеющийся у учеников «багаж знаний»; ставятся цели и задачи как для одного ученика, так и для малых групп. Основные методы данного уровня: метод анализа и моделирования; 2 уровень: выполняются разработанные индивидуальные задания; формируется и совершенствуется комплекс знаний, умений и навыков, необходимый для дальнейшей познавательной деятельности ученика. Основными методами данного уровня являются анализ и синтез полученной информации; 3 уровень: осуществляется первичный контроль знаний, полученных в процессе обучения. Основными методами проверки приобретенных знаний умений и навыков являются тесты, контрольные срезы, коллоквиумы. Такой подход обеспечивает своевременную корректировку работы компонента как подсистемы. Реализация процесса учебной деятельности с применением технологии сотрудничества связана с коррекцией и диагностикой, реализуется через ком-плекс учебных заданий, направленных на развитие и совершенствование навыков учебной деятельности. Коррекция учебной деятельности с применением технологии сотрудничества. Назначение данного компонента – устранять выявленные несоответствия в работе каждого компонента в отдельности и всей модели в целом. Ключевой особенностью коррекционной работы учителя в рамках модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества является индивидуальный характер работы с учениками. Данный вид работы осуществляется в группах учеников, которые формируются в соответствии с уровнем усвоения предлагаемого материала и видам затруднений, которые испытывают ученики в процессе изучения учебного материала. Сущность коррекционной работы сводится к повторению пройденного материала с привлечением средств, обеспечивающих более доступное понимание: повторное изложение изученного, представление его новой интерпретации, обогащение пройденного материала новыми данными, рекомендации инструктаж. Коррекционная работа осуществляется в аудиторное или внеаудиторное время в зависимости от выявленных недостатков, условий образовательного процесса и особенностей учителя и учеников. Коррекционная работа проводится как при непосредственном участии учителя, так и с привлечением более успешных учеников, что придает работе консультативный характер. Отметим, что последняя функция в построенной нами модели предостав-ляет оперативную информацию о действенности проведенной нами коррекции и подготовленности учеников к дальнейшему обучению в рамках модели учебной деятельности с применением технологии сотрудничества. Введение диагностической функции в состав корректировочного компонента делает его структуру линейно-возвратной, что допускает возвращение и повторение корректировочных действий до тех пор, пока недостатки образовательного процесса не будут устранены в должной степени. Коррекция связана с проектированием индивидуальной траектории обучения и педагогического сопровождения, реализацией индивидуализированного учебного процесса и диагностикой. Результатом успешной реализации процесса технологии сотрудничества в рамках построенной нами модели является повышение индивидуального рейтинга ученика, а также переход его на более высокий учебный уровень. Выделенные структурные компоненты находятся в тесном взаимодействии и в совокупности обеспечивают достижение целей разработанной нами модели [18]. Система круговой тренировки на уроках физической культуры В средней школе №8 по учебной программе волейбол проводится в 3 четверти в количестве 8 часов. Основные разделы уроков волейбола в четверти: совершенствование элементов техники игры. Специальные физические упражнения, направленные на выработку устойчивых навыков: перемещения по площадке, подач и приема мяча, а также выполнения нападающих ударов. Подачи мяча: прямые, боковые, верхние и нижние. Приемы и передачи: снизу двумя руками; одной рукой снизу; сверху двумя руками без падения и с падением. Нападающие удары – фазы двигательных действий: разбег, прыжок, ударное движение, приземление. Элементы блокирования. Элементы тактики игры в нападении и в защите. Индивидуальные действия игрока. Использование эффективных способов подачи и блокирования [20]. На уроках физической культуры по методу “круговая тренировка” не требуется дорогостоящее оборудование. Как уже отмечалось, на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств учащихся (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) достаточно простейшего спортивного инвентаря: скакалки, гантели, резиновые эспандеры, скамейки, мячи, брусья, канаты, перекладины, различные тренажерные устройства, изготовленные своими силами, и т.д. Большинство упражнений в комплексах “круговой тренировки” учащиеся могут выполнять, используя вес собственного тела. Поэтому использовать данный метод можно как в спортивном зале, так и при проведении уроков на открытом воздухе. Для контроля за пульсом и дозировкой упражнений необходим секундомер. Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 8 – 10 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и их разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6-8 групп по 3-5 человек. Заранее (перед уроком) размечают места (станции) для выполнения упражнения. Для более четкой организации занятий у каждой станции ставят указатель (стойка с укрепленным на ней плотным листом бумаги 25х30 см) с графическим изображением и кратким описанием упражнения, выполняемого на месте. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику, квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудования. Нужно стараться использовать все снаряды и подручный инвентарь, который есть в зале. Например, можно давать подтягивание в висе и на верхней жерди разновысоких брусьев; прыжки в глубину с платформы (80х80 см), укрепленных на гимнастической стенке на разной высоте; как отягощение применять штанги, гимнастические скамейки и т.д. Учитель указывает каждой группе, на каком месте она начинает упражняться и в каком порядке переходит от станции к станции. В дальнейшем сохраняется тот же порядок. Целевая аудитория: данная методика может быть рекомендована уча-щимся 1-11 классов, независимо от пола. Применение метода “круговой тренировки” имеет следующие преимущества: 1. Позволяет избежать монотонности урока. Быстрая смена физических упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышеч-ные группы и избежать при этом местного утомления. 2. В урок включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест занятия. 3. Создает условия для самостоятельной работы. 4. Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности. 5. Наличие соревновательного элемента заставляет учащихся концентри-ровать свои усилия и внимание на выполнении упражнений. 6. Значительно повышается двигательная активность учащихся. Урок от-личается значительной моторной плотностью. Приведенные выше положительные стороны “круговой тренировки” позволяют рекомендовать ее как для уроков физкультуры, так и занятий в спортивных секциях [34]. Постоянное совершенствование методики проведения урока с помо-щью метода “круговая тренировка” как формы организации занятий и как метода развития физических качеств, позволило внедрить ее в проведение уроков, занятий секций по спортивным играм: волейболу и баскетболу. Основными методическими принципами построения этих занятий являются следующие положения: 1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”. 2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специ-фично для игровых видов спорта. 3. Повышение работоспособности волейболистов, баскетболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит как из вспомогательных упражнений из различных видов спорта, так и из специальных упражнений волейболиста и баскетболиста. 4. Регламентация нагрузки в комплексах упражнения. Она базируется на основных компонентах развития работоспособности - продолжительности упражнения, интенсивности, числе повторения, строгой последовательности дозированных нагрузок с четко определенными интервалами отдыха и между отдельными “станциями” и между кругами. Продолжительность упражнения подбирается с учетом возможности развития аэробных и анаэробных способностей. Интенсивность дозируется по частоте сердечных сокращений[35]. 5. Использование такой интенсивности (по Ч.С.С.), которая достигает со-ревновательной или превышает ее, что не всегда можно добиться специальными волейбольными или баскетбольными средствами. Частота сердечных сокращений дает возможность оценить воздействие нагрузок и служить критерием воздействия различных упражнений на функциональное состояние систем энергетического обеспечения организма учащегося. Распределение упражнений по интенсивности их воздействия позволяет целенаправленно планировать и контролировать нагрузки, строить специальные тренировки для развития того или иного качества. 6. Большие возможности индивидуального формирования нагрузки (на основе использования определения максимума повторений в каждом упражнении). Мера нагрузки устанавливается равной для всех занимающихся и в то же время строго индивидуально. 7. Максимальное приближение к специфике волейбола . Для этого формирую круги и “станции” по двум направлениям: • набор “станций” с широким профилем разнообразных задач и средств; • специальный подбор “станций”, ставящий задачи силовой, скоростной подготовки волейболиста и баскетболиста. 8. Для учета достижений при проведении круговой тренировки на каждого занимающегося заведена индивидуальная карточка достижений. В ней указываются упражнения комплекса, система повышения нагрузки в течение нескольких занятий и другие показатели: фамилия, класс, возраст, рост, вес, пульс, самочувствие. Строгая индивидуальная дозировка нагрузки - весьма ценная черта круговой тренировки. В результате этого и у физически “слабых”, и у “сильных” занимающихся поддерживается интерес к занятиям. Систематическая оценка достижений по максимальному тесту (повторному максимуму) и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о развитии работоспособности по ее внешним количественным показателям (общему количеству повторений упражнения, времени прохождения каждого круга и т.д.). Сравнение же реакции пульса на очередную нагрузку в кругах позволяет судить о том, насколько успешно идет адаптация организма к нагрузке. Регулярная запись каждым занимающимся своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля динамики работоспособности, одновременно воспитывает честность, самостоятельность, упорство, целеустремленность. Поочередная смена “станций”, зависимость выполнения задания от действия всех других занимающихся в группе, классе требует согласованности действий всех занимающихся, полного порядка работы и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. | |
Просмотров: 3427 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|