Организация и проведение уроков физической культуры с использованием подвижных и спортивных игр для формирования положительного интереса к физической культуре Попов Юрий Константинов учитель физической культуры, Костанайская область, г. Рудный, КГУ «Средняя школа № 17 акимата г. Рудного» Сегодня, проблема здоровья нации - одно из основных направлений современного Казахстана. Одним из стратегических приоритетов развития государства на ближайшее десятилетие глава государства Н.А. Назарбаев определил укрепление здоровья казахстанцев и подчеркнул необходимость пропаганды здорового образа жизни. Право молодежи и всех казахстанцев на систематические занятия физической культурой и спортом законодательно закреплено Конституцией Казахстана. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. На всех этапах развития общества физическая культура служит значимым средством воспитания и гармонического развития личности, создает, так сказать, фундамент здоровья. Поэтому особую роль в процессе становления человека как личности, его индивидуальности, его подготовки к жизни, разностороннему развитию, укреплению здоровья, повышению работоспособности и стремлению к успеху призвано сыграть в первую очередь физическое воспитание в школе. Как показывает педагогическая практика, у родителей и учащихся существует неверные суждения о том, что уроки физической культуры и занятия спортом способствует лишь физическому развитию организма и никак не влияют на внутренний мир ребенка и его понимание мира. Оттого многие считают учебную дисциплину «Физическая культура» второстепенной. Помимо этого, основными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры являются отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малая или чрезмерная физическая нагрузка. Неудовлетворённые уроками школьники обычно посещают их лишь ради оценки или для избежания конфликтных ситуаций с педагогами. Пересмотрев сложившуюся ситуацию физического воспитания в школе возникает вопрос, как же формировать положительное отношение школьников к физической культуре, и при каких педагогических условиях осуществлять её реализацию? В результате изучения педагогической литературы по данной проблеме, анализа существующих в школьной практике форм и методов физического воспитания, в качестве основного условия успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре, повышения эффективности образовательного процесса могут быть использованы подвижные и спортивные игры, с учетом возрастных особенностей детей и подростков. Поскольку одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и многообразие, но и широкая вариативность движений, свобода выбора их использования в разнообразных игровых ситуациях. Тем самым открываются большие возможности для проявления творческой фантазии, изобретательности, инициативы. Играя, ребята испытывают радость от напряжения своих физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Целью своей педагогической деятельности считаю: поддержание интереса и целеустремлённости у школьников к урокам физической культуры через эффективное использование подвижных и спортивных игр с учетом современного передового опыта, как наиболее действенного метода физического воспитания. В первую очередь на своих уроках особую роль отвожу здоровьесберегающим технологиям. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий учитываю несколько основных условий, таких как, обеспечение на уроках оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности школьника на высоком уровне в течение всего учебного дня. Особенно ценным в оздоровительном отношении считаю проведение подвижных игр на открытом воздухе. Игры на открытом воздухе (с учетом погодных условий) способствуют закаливанию детей. Поэтому осенью, зимой и ранней весной, я провожу уроки физической культуры на спортивной площадке. Подвижные игры в школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Но главное достоинство игр применительно к формированию физической культуры школьников заключается в том, что вызывая положительные эмоции в процессе игры, они привлекают, вызывают желание играть, заниматься ими и тем самым способствуют формированию положительной мотивации детей и подростков к занятиям физической культурой. Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять их только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач, например, в разминке «Колдуны», «Лисички» или упражнения соревновательного характера в парах «Тяни-толкай», «Уголки», «Бой петухов», «Белые медведи». Свои уроки строю по правилам: от простого - к сложному, от легкого -к трудному, от известного - к неизвестному. Стараюсь подбирать подвижные и спортивные игры таким образом, чтобы они оказывали воздействие на весь организм в целом. Очень часто использую казахские национальные игры. Национальные виды состязаний и игр являются важнейшей частью этнопедагогического наследия населения Казахстана, которое веками служило для воспитания детей и молодежи. Обращение к лучшим традициям народной педагогики может сыграть решающую роль в оздоровлении современного молодого поколения. Успешно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. В процессе практического проведения игр серьезное внимание уделяю строгому соблюдению на уроках физкультуры правил техники безопасности играющих. При проведении игр начинаю занятия с простой и малоподвижной игры, требующей внимания, активизирующей восприятие, чтобы организовать обучающихся и постепенно вовлечь в активные действия. Игры малой подвижности: на месте, в положении сидя, стоя, лежа, можно проводить на уровне физической нагрузки ниже среднего. Сюжет таких игр прост, движения элементарны и хорошо знакомы школьникам. Примером таких подвижных игр могут быть игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу. В своей практике использую хорошо знакомые всем игры: «Замри», «Стоп», «Тише едешь – дальше будешь». Игры средней подвижности включаются в содержание основной части занятий. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазаньем, ходьбой. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются такие игры как: «Охотники и утки», «Зайцы в огороде», «Два мороза», «Воробьи и вороны», «Космонавты». С целью полного и точного описания техники подвижных и спортивных игр показываю последовательность действий наглядно. Применяя те или иные подвижные игры, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, слежу за темпом и длительностью выполнения упражнений, направляю их действия и контролирую нагрузку. Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним: «Бәйге» - («Конные бега»), «Круговая лапта», «Перебеги дорогу», «Вызов номеров». Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики, а также двигательные операции с доступными играющим отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег или прыжки с посильным для них грузом: казахская национальная игра «Кок пар» («Пеший джигит»), «Арқан тартыс»-(«Перетягивание каната»), «По следу». Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность: казахская национальная игра «Борик теппеек» - («Толкать шапку»), «Қазан» - («Казан»), «Городки», «Знамя», «Удочка», «Метко в цель», «Кто бросит дальше» и т.д. Для развития качества быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. «Быстро по местам», «Сороконожка», «Часовые и разведчики» - эти игры включают в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок, то есть, направлены на сознательное и целеустремленное опережение соперника. Для развития ловкости использую игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой: «Перестрелка», «На встречу противнику», «Борьба за мяч». А для развития выносливости нахожу игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Необходимо отметить, что дисциплинирующий, организующий, фактор заложен в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение учеников, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемых у него качества. Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях. Считаю, что в системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, «Дня здоровья» и т.д. Данные формы работы мы с коллегами проводим в течение всего года. Считаю, очень полезно предлагать школьникам при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке – лазание по деревьям; прыжок в высоту – преодоление простого препятствия – перепрыгнуть лужу и т.д. Если дети не справляются с этим заданием, то вместе с ними мы ищем примеры в окружающем мире. Так, например, при проведении спортивно- туристического праздника для младших школьников «Зарница» -1-4 классы, «Ключи от старого леса» 5-8 классы и для старшеклассников «Люди идут по свету»- 9-11 классы сооружаем полосу препятствий и после её прохождения я предлагаю ученикам проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий. Если научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, личным примером демонстрировать соблюдение слагаемых здорового образа жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически. В своей работе я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
Список используемой литературы:
1. Куанышев Т. Подготовка будущих учителей физической культуры средствами национальных игр – Автореф. дис. канд. Алма – ата, 1992. 2. Садыкова С. Л., Лебедева Е. И. «Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время», Издательство: Учитель, 2008 3. Спортивные и подвижные игры: Учебное пособие для техникумов. ФК, Под ред. П.А.Чумакова. - М: Физкультура и спорт, 1970г. 4. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб: РГПУ им. Герцена 2002г.
|