Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Методика подготовки юных теннисистов Учитель: Кондратов В.К. Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса. Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревновани¬ях помогает юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками разного стиля. Однако реализация двигательных ка¬честв должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому со¬зреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение как можно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки). Когда занимающиеся упражняются в совершенствовании техни¬ческих приемов, можно значительно повысить физическую нагрузку (Для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя пе¬ремещения. Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса. Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность дви¬жений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точ¬ность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными теннисистами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники. Для занятий настольным теннисом необходимо иметь спортивный зал не менее чем на 6-8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9 х 5 м, при этом размеры стола должны соответствовать Правилам соревнований. Для проведения занятий с детьми 6-7 лет рекомендуется использо¬вать столы уменьшенных размеров как по длине, так и по ширине и высоте, что позволяет компенсировать маленький рост и небольшую длину рук и ног для правильного выполнения удара в нужной точке перед собой. В возрасте 6-7лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким опреде¬лением победителей, игры с ракеткой и мячом для настольного тен¬ниса с определением лучшего спортсмена. В этом возрасте дети наи¬более способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целе¬сообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера. В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к ре¬зультатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его вы¬полнять и т. д. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется раз¬витию быстроты движений, игровой ловкости, координационных спо¬собностей, гибкости, подвижности в суставах. В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые пока¬затели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые измене¬ния у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста тренеру-преподавателю рекомендуется индивидуаль¬ный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста уп¬ражнения, направленные на развитие быстроты. В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конк¬ретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быст¬роты движений (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесо¬образно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств (относительной силы - пере¬мещения руки с ракеткой относительно спортсмена), скоростной вы¬носливости. С 18 лет тренер безо всяких ограничений может работать над раз¬витием различных физических качеств, необходимых его воспитан¬никам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовнос¬ти учащихся. На протяжении периода обучения в спортивной школе теннисис¬ты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Спортивно-оздоровительный этап Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Привлечение максимально возможного количества детей и под¬ростков к систематическим занятиям настольным теннисом. 2. Утверждение здорового образа жизни. 3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос¬тей, укрепление здоровья, закаливание организма. 4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса. Этап начальной подготовки Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей. 2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом. 3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос¬тей, укрепление здоровья, закаливание организма. 4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры. 5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим дей¬ствиям. 6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответ¬ствии с правилами настольного тенниса. Учебно-тренировочный этап (до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации. Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гиб¬кости, ловкости, скоростно-силовых способностей). 2. Совершенствование специальной физической подготовленности. 3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков. 4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями. 5. Выявление задатков и способностей детей. 6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля. 7. Овладение основами тактики игры. 8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настоль¬ному теннису. Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач. Этап начальной специализации (1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ¬ной подготовленности. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости. 2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях. 3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре. Четкая специализация по стилями игры еще не предусматривается. 4. Приобщение к соревновательной деятельности. Приобретение соревновательного опыта. Участие в районных и городских соревно¬ваниях. Учебно-тренировочный этап (свыше 2-х лет - этап углубленной тренировки) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности. 2. Развитие специальных физических качеств. 3. Повышение уровня общей и специальной функциональной под¬готовленности. 4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок. 5. Накопление соревновательного опыта в различного ранга со¬ревнованиях. Этап углубленной специализации (3-5-й годы для девушек, 4-5-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ¬ной подготовленности. Воспитание физических качеств: силы, быст¬роты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости. 2. Обучение приемам игры, совершенствование их из ранее изу¬ченных в условиях, близких к соревновательным. 3 Углубленная отработка технических приемов настольного тен¬ниса и их связок. 4. Обучение индивидуальным и парным действиям, совершенство¬вание их из ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты. 5. Совершенствование приемов игры и тактических действий с уче¬том индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста. Этап спортивного совершенствования Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса: 1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для настольного тенниса физических качеств. 2. Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим факторам. 3. Отработка тактических комбинаций и связок. 4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок. 5. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение нормативов КМС и МС). 6. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта. Педагогический контроль Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение трени¬ровочных планов. Эффективность управления находится в прямой за¬висимости от систематичности, своевременности и качества информа¬ции, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который дол¬жен быть комплексным и включать в себя следующие разделы: - контроль соревновательной деятельности - контроль тренировочной деятельности- - контроль за состоянием спортсменов. Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется не¬посредственно в процессе соревнований по следующим разделам: - контроль за отношением занимающихся к соревнованиям; - контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок; - контроль за выполнением игроком тактического плана игры и эффективностью тактических действий; - контроль за технико-тактическими и техническими показателя¬ми игровых действий. Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала сорев¬нований в ходе игры и по ее окончании. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативно¬сти и активности во всех игровых действиях, выдержки и самообла¬дания, воли к победе. Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следу¬ющим направлениям: - контроль за отношением занимающихся к тренировочному про¬цессу; - контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок). Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. Пульс 130-150 уд./мин харак¬теризует нагрузку аэробного характера, 150-180 уд./мин - смешанное аэробно-анаэробное воздействие, а при пульсе 180 ударов и выше -нагрузку анаэробного воздействия. Техническую подготовленность проверяют с помощью конт¬рольных упражнений на точность, скорость и качество выпол¬нения. Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью педагогического наблюдения и экспертных оценок, полученных иг¬роками в процессе игровых упражнений и тренировочных и соревно¬вательных игр. Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам: - состояние здоровья спортсменов; - функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки; - контроль уровня развития физических качеств; - степень переносимости больших тренировочных и соревнователь¬ных нагрузок. Тестирование физической подготовленности проводится на всех этапах годичного цикла с выявлением уровня развития фи¬зических качеств, исходящих из задач физической подготовки каждого этапа. Психологический контроль выявляет социально-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов и моти¬вацию спортивных достижений с помощью опросников Кеттела, Спил¬берга, Айзенка и других методик. Этот вид контроля должны прово¬дить спортивные психологи. Врачебный контроль Медико-биологический контроль служит для получения информа¬ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индиви¬дуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Конт¬роль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий. Такой контроль бывает теку¬щим, он осуществляется врачом ДЮСШ, СДЮШОР или ШСВСМ или специалистами врачебно-физкультурного диспансера. Врачебный контроль за обучающимися начиная с учебно-трени¬ровочного этапа подготовки осуществляется врачебно-физкультурным диспансером. Углубленное медицинское обследование является этапным, и тен¬нисисты должны проходить его регулярно два раза в год, как прави¬ло, в конце подготовительного и соревновательного периодов, в ос¬тальных случаях - по направлению тренера. Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе. Для этого тренеру необходимы знания, как возрастных особенностей развития юных игроков, так и модели теннисистов высокой квалификации. | |
Просмотров: 1749 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|