Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Методика подготовки юных теннисистов
Методика подготовки юных теннисистов

Учитель: Кондратов В.К.

Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса.
Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревновани¬ях помогает юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками разного стиля. Однако реализация двигательных ка¬честв должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому со¬зреванию. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе.
Предлагая интенсивные упражнения, требующие значительного физического напряжения, нужно чаще изменять исходное положение, вовлекать в движение как можно больше групп мышц, чередовать напряжение с расслаблением, делать более частые паузы для отдыха, обращая внимание на дыхание (глубокое, ритмичное, без задержки). Когда занимающиеся упражняются в совершенствовании техни¬ческих приемов, можно значительно повысить физическую нагрузку (Для развития специальной выносливости), увеличивая количество повторений, повышая скорость выполнения приемов и усложняя пе¬ремещения. Многолетняя подготовка игроков в настольный теннис строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, необходимых для осуществления качественного учебно-тренировочного процесса.
Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность дви¬жений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точ¬ность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными теннисистами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Для занятий настольным теннисом необходимо иметь спортивный зал не менее чем на 6-8 столов при минимальных размерах игровой площадки 9 х 5 м, при этом размеры стола должны соответствовать Правилам соревнований.
Для проведения занятий с детьми 6-7 лет рекомендуется использо¬вать столы уменьшенных размеров как по длине, так и по ширине и высоте, что позволяет компенсировать маленький рост и небольшую длину рук и ног для правильного выполнения удара в нужной точке перед собой.
В возрасте 6-7лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким опреде¬лением победителей, игры с ракеткой и мячом для настольного тен¬ниса с определением лучшего спортсмена. В этом возрасте дети наи¬более способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целе¬сообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к ре¬зультатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его вы¬полнять и т. д. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется раз¬витию быстроты движений, игровой ловкости, координационных спо¬собностей, гибкости, подвижности в суставах.
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые пока¬затели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые измене¬ния у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста тренеру-преподавателю рекомендуется индивидуаль¬ный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста уп¬ражнения, направленные на развитие быстроты.
В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конк¬ретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п.; в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быст¬роты движений (особенно это относится к девочкам); с 15 лет целесо¬образно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств (относительной силы - пере¬мещения руки с ракеткой относительно спортсмена), скоростной вы¬носливости.
С 18 лет тренер безо всяких ограничений может работать над раз¬витием различных физических качеств, необходимых его воспитан¬никам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовнос¬ти учащихся.
На протяжении периода обучения в спортивной школе теннисис¬ты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач.
Спортивно-оздоровительный этап
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Привлечение максимально возможного количества детей и под¬ростков к систематическим занятиям настольным теннисом.
2. Утверждение здорового образа жизни.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос¬тей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Овладение базовой техникой (основами) настольного тенниса.
Этап начальной подготовки
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей.
2. Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос¬тей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим дей¬ствиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответ¬ствии с правилами настольного тенниса.
Учебно-тренировочный этап
(до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гиб¬кости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
2. Совершенствование специальной физической подготовленности.
3. Овладение всеми основными техническими приемами на уровне умений и навыков.
4. Овладение индивидуальными и парными тактическими действиями.
5. Выявление задатков и способностей детей.
6. Начальная специализация. Формирование игрового стиля.
7. Овладение основами тактики игры.
8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по настоль¬ному теннису.
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
Этап начальной специализации
(1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ¬ной подготовленности. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и парным) и совершенствование их в игре. Четкая специализация по стилями игры еще не предусматривается.
4. Приобщение к соревновательной деятельности. Приобретение соревновательного опыта. Участие в районных и городских соревно¬ваниях.
Учебно-тренировочный этап
(свыше 2-х лет - этап углубленной тренировки) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Дальнейшее совершенствование техники игры и ее вариативности.
2. Развитие специальных физических качеств.
3. Повышение уровня общей и специальной функциональной под¬готовленности.
4. Освоение допустимых тренировочных нагрузок.
5. Накопление соревновательного опыта в различного ранга со¬ревнованиях.
Этап углубленной специализации
(3-5-й годы для девушек, 4-5-й годы для юношей) Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Повышение уровня разносторонней физической и функциональ¬ной подготовленности. Воспитание физических качеств: силы, быст¬роты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
2. Обучение приемам игры, совершенствование их из ранее изу¬ченных в условиях, близких к соревновательным.
3 Углубленная отработка технических приемов настольного тен¬ниса и их связок.
4. Обучение индивидуальным и парным действиям, совершенство¬вание их из ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
5. Совершенствование приемов игры и тактических действий с уче¬том индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста.
Этап спортивного совершенствования
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировоч¬ного процесса:
1. Развитие и дальнейшее совершенствование специальных для настольного тенниса физических качеств.
2. Дальнейшее совершенствование техники игры, повышение ее вариативности, точности, стабильности и устойчивости к сбивающим факторам.
3. Отработка тактических комбинаций и связок.
4. Освоение повышенных тренировочных нагрузок.
5. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов (выполнение нормативов КМС и МС).
6. Дальнейшее приобретение соревновательного опыта.
Педагогический контроль
Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение трени¬ровочных планов. Эффективность управления находится в прямой за¬висимости от систематичности, своевременности и качества информа¬ции, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок.
С этой целью применяется педагогический контроль, который дол¬жен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:
- контроль соревновательной деятельности
- контроль тренировочной деятельности-
- контроль за состоянием спортсменов.
Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется не¬посредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
- контроль за отношением занимающихся к соревнованиям;
- контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
- контроль за выполнением игроком тактического плана игры и эффективностью тактических действий;
- контроль за технико-тактическими и техническими показателя¬ми игровых действий.
Отношение игроков к соревнованиям оценивают до начала сорев¬нований в ходе игры и по ее окончании. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности, инициативно¬сти и активности во всех игровых действиях, выдержки и самообла¬дания, воли к победе.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следу¬ющим направлениям:
- контроль за отношением занимающихся к тренировочному про¬цессу;
- контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Энергетическую направленность упражнений можно определить по пульсу после выполнения нагрузки. Пульс 130-150 уд./мин харак¬теризует нагрузку аэробного характера, 150-180 уд./мин - смешанное аэробно-анаэробное воздействие, а при пульсе 180 ударов и выше -нагрузку анаэробного воздействия.
Техническую подготовленность проверяют с помощью конт¬рольных упражнений на точность, скорость и качество выпол¬нения.
Контроль за тактической подготовкой осуществляется с помощью педагогического наблюдения и экспертных оценок, полученных иг¬роками в процессе игровых упражнений и тренировочных и соревно¬вательных игр.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:
- состояние здоровья спортсменов;
- функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки;
- контроль уровня развития физических качеств;
- степень переносимости больших тренировочных и соревнователь¬ных нагрузок.
Тестирование физической подготовленности проводится на всех этапах годичного цикла с выявлением уровня развития фи¬зических качеств, исходящих из задач физической подготовки каждого этапа.
Психологический контроль выявляет социально-психологический климат в команде, личностные характеристики спортсменов и моти¬вацию спортивных достижений с помощью опросников Кеттела, Спил¬берга, Айзенка и других методик. Этот вид контроля должны прово¬дить спортивные психологи.
Врачебный контроль
Медико-биологический контроль служит для получения информа¬ции о состоянии здоровья, функциональных возможностях и индиви¬дуальных особенностях каждого игрока в настольный теннис. Конт¬роль за состоянием здоровья спортсмена является одним из основных и регулярно проводимых мероприятий. Такой контроль бывает теку¬щим, он осуществляется врачом ДЮСШ, СДЮШОР или ШСВСМ или специалистами врачебно-физкультурного диспансера.
Врачебный контроль за обучающимися начиная с учебно-трени¬ровочного этапа подготовки осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.
Углубленное медицинское обследование является этапным, и тен¬нисисты должны проходить его регулярно два раза в год, как прави¬ло, в конце подготовительного и соревновательного периодов, в ос¬тальных случаях - по направлению тренера.
Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в настольном теннисе. Для этого тренеру необходимы знания, как возрастных особенностей развития юных игроков, так и модели теннисистов высокой квалификации.
Категория: Физическая культура | Добавил: abpbrf (2014-01-31) | Автор: кондратов валерий E
Просмотров: 1749 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 5:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru