Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Тема: « Нарушение осанки» Выполнила: учитель физической культуры КГУ «ОСШ№ 7» Дидык И.Б. Г. Темиртау. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, а походка легкой и упругой. Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности, определяющей образование условных рефлексов двигательной деятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального, двигательного и гигиенического режима. Поэтому большинство случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слаборазвитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Чтобы определить есть ли у ребенка нарушение осанки, необходимо его осмотреть, раздев до трусов. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плеча), глубиной треугольников талии, прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника и сагитальной плоскости. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных до резко выраженных. Начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к нарушению осанки относят сколиоз 1-й степени. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствует реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки. Если нарушение осанки сочетается с другой патологией, то есть все основания отнести школьника к СМГ, указать школьному учителю на необходимость ввести в занятие корректирующие упражнения. При выраженных формах нарушения осанки и сколиозе необходимы дополнительные занятия корректирующей гимнастики при кабинете лечебной физкультуры. При слабых формах нарушения осанки и отсутствия медицинских противопоказаний необходимо рекомендовать родителям систематическую тренировку в секции спортивного школьного коллектива или в детских спортивных школах. При этом следует выбирать такие виды спорта, которые дают систематическую и смешанную нагрузку на левую и правую половину тела. При этом мышцы туловища получают равномерную нагрузку. Систематические нагрузки дают такие виды спорта , как легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, гребля, смешанные нагрузки- волейбол, баскетбол, футбол, художественная гимнастика и т д. Регулярные занятия этими видами спорта способствуют гармоническому физическому развитию на фоне общефизической подготовке. При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяет для школьника объем и схему физкультурно–оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры. В начальных классах следует внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка много разнообразных занятий, во время которых он находится в положении сидя. Если при этом он привыкает к неправильному положению тела, то потом бороться с этим будет гораздо труднее. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Необходимо следить затем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стол должен быть придвинут достаточно близко, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Нельзя разрешать ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению. Чтобы ослабленный организм ребенка развивался гармонично, необходимо создать достаточно интенсивный двигательный режим, но не в коем случае не перегружать его. Виды спорта, во время занятий которыми увеличивается нагрузка на позвоночник (тяжелая атлетика, прыжки в высоту и длину, акробатика) должны быть исключены. Следите затем, чтобы ребенок сидел, только тогда, когда это необходимо. Всякие нагрузки, связанные с сидением, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками, а при выраженном нарушении осанки необходимо временно прекратить. Детей с нарушением осанки нередко неоправданно освобождают от уроков физкультуры. Искривление позвоночника способствует ношение тяжести в одной руке. Поэтому целесообразно пользоваться ранцем. Детям нужно постоянно напоминать, чтобы они держались прямо, подтягивали живот и не горбились. Очень полезно проводить с учащимися тренировки в игровой форме, например быстрая ходьба с предметом на голове. Чтобы предмет не упал спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает осанку. Контролировать спину можно следующими упражнениями: встать вплотную к стене так, чтобы коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Зафиксировав это положение, отступить от стены и постараться сохранить правильную осанку. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние конечностей, в частности плоскостопие. Нередко плоская стопа усугубляется течением сколиотической болезни, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма. Плоская стопа встречается у детей очень часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту информацию и принять профилактические меры. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узкими носками или высоким каблуком, толстой подошвой так как они лишают стопу ее естественной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происходит перераспределение нагрузки: с пятки нагрузка перемещается на область поперечного свода, который не выдерживает несвойственной ему перегрузки, начинается формирование поперечного плоскостопия. В основе профилактики плоскостопия лежит: 1 укрепление мышц, сохраняющих свод; 2 ношение рациональной обуви; 3 ограничение нагрузки на нижние конечности. В методике занятий со школьниками СМГ следует предусмотреть включение упражнений, направленных на предупреждение или устранение плоскостопия. Следует также обращать внимание на правильную осанку и правильную установку стоп при стойке и ходьбе. | |
Просмотров: 1114 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|