Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Развитие лыжного спорта в Бурабайском районе
Развитию лыжного спорта в нашем районе способствуют климатические условия и рельеф. Но сначала немного истории…
Зарождение лыжного спорта в Казахстане тесно связано с введением всеобщего военного обучения. С переходом страны к мирному строительству с 1922 года начинают работать Советы физической культуры.
23 июля 1923 года создается Высший совет физической культуры, и с этого момента проводятся соревнования.
Важным стимулом в развитии спорта, в т.ч. и лыжного, явилось постановление ЦК ВКПБ от 13 июля 1925 года «Задачи партии в области физической культуры». В эти годы создаются секции, увеличивается массовость.
В 1927 году занятия по лыжному спорту вводятся в общеобразовательные школы.
Большим шагом в развитии спорта, подготовке физкультурных кадров явилось открытие в 1932 году Республиканского техникума физической культуры, а затем и института в г.Алма-Ате.
В 1934-35 годах в Казахстане появляются первые ДЮСШ.
С открытием Туркестано - Сибирской железной дороги в 1933 году появилась возможность проводить республиканские лыжные соревнования. И уже в следующем году состоялись 1-ые Всеказахстанские соревнования по лыжным гонкам в г. Петропавловске. Год 1934 следует считать датой рождения лыжных гонок в республике.
С этого периода активизируется Всесоюзное спортивное движение. Первая республиканская зимняя спартакиада прошла в 1937 году в Семипалатинске.
Для повышения массовости спорта среди трудящихся открываются повсеместно Добровольные спортивные общества. У нас в Казахстане первое спортивное общество «Динамо» объединяло работников правоохранительных органов, госбезопасности. Это спортивное общество «Динамо» существует и поныне.
Второе спортивное общество – «Спартак» объединило работников промысловой кооперации. Оно просуществовало до 1992 года.
Спортивное общество работников железнодорожного транспорта «Локомотив» было организовано в 1936 году и закончило свое существование в 1993 году. Учащиеся учебных заведений профессионально-технического образования и их сотрудники были объединены в ВДСО «Трудовые резервы» с 1944 по 1992 годы. Сельские труженики поддерживали свое здоровье и оттачивали спортивное мастерство в объединении ДСО «Кайрат» с 1956 по 1992годы. Самое молодое спортивное общество «Жастар» создано в 1980 году, куда входили коллективы общеобразовательных школ, школ-интернатов системы народного образования Казахской ССР.
Сейчас ведется работа о возобновлении спортивных обществ и не спроста. Ведь все выдающиеся спортсмены советского союза начинали свои спортивные шаги с ведомственных спортивных школ и постепенно выходили на всесоюзную арену, а затем самые одаренные продолжили путь к спортивному олимпу на мировую арену. В Щучинском районе до 1992 года существовало 5 спортивных школ:
- ДСО «Кайрат», -ДСО « Трудовые резервы», - ДСО «Спартак», - ДСО «Локомотив» и ДЮСШ районного отдела образования. Сотни детей оздоравливались и получали спортивные навыки обучаясь в этих школах. Это дало свои результаты, именно из наших мест вышли лыжники, о которых знают не только в нашей стране, но и в мире. Наверное, только благодаря достижениям Владимира Смирнова удалось сохранить одну из спортивных школ при отделе образования, которая сейчас принадлежит областному управлению спорта.
На днях у нас в городе состоялась встреча с нашим земляком, олимпийским чемпионом Владимиром Смирновым. Его визит в родной край был связан с презентацией книги о нем, под названием «Владимир Смирнов – человек – победитель». Толеген Аян – один из четырех авторов этой книги присутствовал на презентации. В своем выступлении Володя сообщил о том, что его кумиром в спорте был неоднократный призер чемпионатов мира и олимпийских игр Иван Гаранин. Отрадно, что этот выдающийся спортсмен – лыжник был воспитан на казахстанской лыжне и еще более приятно, что он по сей день в спорте, успешно выступает на международных соревнованиях среди ветеранов лыжного спорта. Вот живой пример того положительного воздействия, какое оказывает лыжный спорт на становление личности. Пусть на олип выйдут сильнейшие, но эти сильнейшие начинали свой путь с общеобразовательных школ.
Лыжный спорт в школе

В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1-го по 11-ый классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул,.
Программой предусмотренно: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств. Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах.
Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения.
Эти требования сводятся к следующему:
1. На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.
2. Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответствие с полом, возрастом и подготовленностью школьников.
От класса к классу учебные нормативы повышают требования к физической подготовленности учащихся за счет удлинения дистанций и сокращения времени их прохождения. Во 2-5 ых классах дистанция для девочек и мальчиков-1км, в 6-8 ых классах- 2км, в 8-9 ых классах-3км, в 10-11 классах у девчек-3км, у юношей-5км.
Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах с1по11класс.

Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.
Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся два раза в неделю 45 минут, сдваивать их запрещается. Два урока дают большой эффект при обучении повышение общей работоспособности детей школьного возраста. В процессе уроков лыжной подготовки необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, научить управлять лыжами при поворотах на месте, передвижению ступающим и скользящим шагом, преодолеванию небольших подъемов и пологих спусков, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3км.
В 5-6 ых классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода,также продолжается изучение способов подъёмов, спусков и поворотов в движении.
Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается с бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучение школьники не испытывают.
В 6-ом классе продолжают изучение одновременного хода. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации.
В 7-8 ых классах параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход - основной и стартовый вариант.
Коньковый ход - новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с 8-го класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Главное при изучение конькового хода - освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.
В 5-8 ых классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором в то же время продолжается изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движение. Важным разделом в лыжной подготовке является изучение преодоления неровностей при спуске со склонов. Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором.
К окончанию лыжной подготовки в 8-ом классе по существу заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах.

На уроках лыжной подготовки в 9ом классе заканчивается изучение нового материала по способам передвижения на лыжах. В связи с этим основное внимание в старших классах должно быть обращено на совершенствование изученных ходов и их применение в соответствие с рельефом местности, и другими внешними условиями.
При совершенствование способов передвижения на лыжах необходимо подобрать учебные круги с разнообразными условиями с тем, чтобы микрорельеф лыжни стимулировал постоянную смену ходов и различное их применение в зависимости от состояния лыжни и снежного покрова.
Нагрузка планируется в зависимости от подготовленности школьников. В домашние задания включаются упражнения на развитие физических качеств, в первую очередь выносливости .

В процессе уроков лыжной подготовки в школе большое внимание следует обратить на развитие физических качеств, повышения уровня общей работоспособности и закаливание школьников. Планирование материала на развитие физических качеств осуществляется учителем на основе содержания школьной программы, учебных нормативов с учетом состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
В ходе уроков лыжной подготовки учитель физической культуры должен не только планировать материал на развитие физических качеств, но и прививать навыки самостоятельных занятий с тем, чтобы ученики могли дополнительно к урокам провести еще 1-2 занятие на лыжах в свободное от учебы время.
Для развития физических качеств программой предусмотрено начиная с первого класса длительное передвижение на лыжах и пробегание коротких отрезков для развития быстроты передвижения на лыжах. Но ,кроме этого, повышение уровня общей работоспособности и физических качеств достигается повышением общей и моторной плотности урока.
Вывод:
Проанализировав школьную программу по лыжной подготовке, можно сделать вывод, что каждый учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки по лыжной подготовке станут насыщенно-интересными, увлекательными и познавательными.

У нас в школе проводятся секционные занятия по лыжному спорту.
Тренировки проводятся три раза в неделю по 1.5 -2 часа. В секции могут заниматься дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
Задачами секции лыжной подготовки являются:
-привлечение к систематическим занятием лыжным спортом,
-подготовка юных лыжников к участию в соревнованиях,
-приобретение знаний, умений и навыков,
- пополнения рядов юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ
Занимаясь в секции ребята меньше стали болеть, лучше учиться и тренироваться, выполнили разряды, стали дружнее. Принимали участие в различных соревнованиях районного, областного и Республиканского значения. Лыжный спорт способствует закаливанию организма, обеспечивает разностороннюю физическую подготовленность, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает общую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость и подвижность в суставах. Способствует становлению личностных качеств – целеустремленности, настойчивости, мужеству, самостоятельности, решительности и уверенности в своих силах.

Список используемой литературы

1. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. «Физкультура и спорт». Москва, 1981 год.
2. Матвеев Э.М. Лыжный спорт. Учебник для институтов физ. культуры. «Физкультура и спорт». Москва,-1975 год.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебник для институтов физ. культуры. «Физкультура и спорт». Москва,-1983 год.
4. Агроновский М.А. Лыжный спорт. «Физкультура и спорт». Москва,-1966 год.
5. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. «Просвещение». Москва,-1972 год.
6.Филимонов В. «Лыжные гонки» исторические данные – Алматы, - 2008 год
7. Шаров В. «Лыжня зовёт» - Астана, - 2009 год
8. Толеген Аян «Владимир Смирнов – человек - победитель» Астана – 2012 год.
Категория: Физическая культура | Добавил: ХалиГали (2014-09-23) | Автор: Автаева Галина Александровна E
Просмотров: 1534 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru