Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физкультуры. учитель физической культуры Турчак Н.Л ГУ «Школа – лицей №16 города Павлодара» Воспитание здорового и образованного поколения престижно для любого государства, так как высокий уровень здоровья и образования нации – гарантия ее дальнейшего развития. Психологи и педагоги отмечают, что современный шести- десятилетний ребёнок более требователен к объяснениям, чем его одногодки в прошлом, поэтому к ним неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление ребёнка в прошлом. Его подлинные умственные способности гораздо шире и богаче, чем считалось ранее. В частности, было выяснено, что при создании определённых условий младшие школьники могут успешно усваивать абстрактный теоретический материал по математике и родному языку, который не входил в старые программы и только отдельными частями входит в действующие учебные программы. Необходимо так строить обучение, чтобы эти возможности активно использовались для всестороннего интеллектуального развития каждого ребёнка. Изучение возрастной динамики развития интеллектуальных и координационных способностей учащихся 1 – 4 классов, обучающихся в школах с различным профилем обучения, и выявления возможности целенаправленного использования различных режимов двигательной активности для существующего уровня локомоторной активности учащихся, определение двигательных объемов оказывающих положительное влияние на уровень развития интеллектуальных и координационных способностей детей младшего школьного возраста (6 – 10 лет).Практическая значимость –может использована в практике работы учителей физической культуры начальных классов для повышения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся и развития у них отдельных сторон психомоторики на основе использования резервных возможностей, как педагогического процесса, так и возможностей по управлению движениями учащихся 1-4 классов. Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности, является наиболее ответственным в развитии организма в целом и одним из важнейших в становлении личности человека, фундаментом хорошего психического и физического здоровья. Это в свою очередь обуславливает эффективность физического воспитания начальной школы. В связи с вышеизложенным, нам представилось интересным изучить возможности разработки концепции влияния двигательной активности на показатели интеллектуальных и координационных способностей учащихся 1-4 классов школ с различным профилем обучения. Предполагается, трансформировать доступные знания о закономерностях двигательной деятельности в инновационные подходы совершенствования координационных и интеллектуальных возможностей человека. Исследования В.И.Лях позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие. Специальные координационные способности относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности. К наиболее важным специфическим координационным способностям относятся способности к точности воспроизведения, дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию; к ритму; быстрому реагированию; ориентированию в пространстве; быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению. Под общими координационными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Общие координационные способности существуют лишь в понятии, сознании человека, как обобщение и результат развития специальных координационных способностей. Различают также элементарные и сложные координационные способности. Элементарными являются координационные способности, проявляемые в ходьбе, беге и т.д., а более сложными – в единоборствах, спортивных играх. Относительно элементарными координационными способностями являются способности точно воспроизводить пространственные параметры движений, . Координационные способности, проявляющиеся в двигательной деятельности, зависят от скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. В связи с чем, можно выделить: явные (абсолютные) и латентные (относительные или парциальные). Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых и скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные – позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей. Что же такое координационные способности (КС)? Этим понятием ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет для более конкретной интерпретации одного из двигательных качеств - ловкости. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что ловкость составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях. Координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например на КС, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость. Методы переменного упражнения для формирования КС можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго регламентированного варьирования. К первым можно отнести (разумеется, условно) 3 группы методических приемов 1-я группа - приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия: а) изменение направления движения б) изменение силовых компонентов в) изменение скорости или темпа движений г) изменение ритма движений или в высоту, д) изменение исходных положений. 2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях: а) усложнение привычного действия добавочными движениями. б) комбинирование двигательных действий в) зеркальное выполнение 3-я группа - приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования: а) использование различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий. б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования. в) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления. Д.Донской предлагает координацию движений рассматривать как совокупность трех видов координаций: нервной, мышечной и двигательной. Деление, конечно, условно, поскольку координация – это единый процесс центрально – периферической организации движений. Но для удобства анализа этого чрезвычайно сложного явления принятое деление можно считать правомерным. Нервная координация – интегральный показатель взаимодействия афферентных систем организма и программирования движений, приводящего в конкретных условиях к решению данной двигательной задачи. Мышечная координация – это согласование мышц, передающих команды управления на звенья тела. Сложность мышечной координации вытекает из биомеханической сложности движений человека. Совместно действующие мышечные группы, руководимые нервными центрами, часто определяют как нервно-мышечную координацию. Двигательная координация – согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующее двигательной задаче (цели), текущей ситуации (состояние внешней среды) и функциональному состоянию организма. Именно в двигательной координации в полной мере отражаются особенности нервно – мышечной координации, а также влияние внешних условий движения звеньев тела. Главной задачей координационного совершенствования в младшем школьном возрасте является обеспечение широкого базиса (фонда двигательных умений и навыков) и на его основе достижение разностороннего развития координационных способностей. Для ее успешного решения необходимо применять обширный круг двигательных действий. С этой целью применяют разнообразные упражнения, в большинстве новые или необычные, большинство из них можно рассматривать как координационные. Самой широкой из них является группа общеподготовленых координационных упражнений. Желательно использовать их как для обучения двигательному действию, так и для развития координационных и физических способностей. В младшем школьном возрасте должны преобладать аналитические координационные способности, воздействующие на различные специальные и специфические координационные способности. Учитель должен умело включать в учебный процесс аналитические координационные упражнения на развитие специфических координационных способностей и упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции. Среди средств, в первую очередь можно рекомендовать подвижные игры и комбинированные эстафеты, элементы единоборств и спортивные игры. Эти средства развития координационных способностей нужно применять тогда, когда двигательные действия (бег, прыжки, метания, ловля, передача, броски мяча) хорошо освоены. Среди методов можно выделить стандартно – повторный, вариативный (переменный), со строгой регламентацией варьирования Эффективность координационных упражнений зависит от методики их применения и организации занятий. Первое обязательное условие построения занятий – четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Вторым условием является обеспечение преемственности при освоении новых двигательных предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащегося реальные кинестетические ощущения, восприятие действий. Третье условие – строгое соблюдение общих дидактических принципов. Затрачивая на каждом занятии примерно 3 – 4 минуты на общие развивающие координационные упражнения без и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному выполнению общих развивающих координационных упражнений. В каждый урок необходимо включать новые общие развивающие координационные упражнения и их варианты так как повторение одних и тех же упражнений на координацию не даст нужного эффекта.Применяя упражнения с предметами для развития координационных способностей, преподаватель включает в урок не менее 4 – 6 таких упражнений. При этом количество выполнений (повторений) достаточно большое не менее 30 - 40 раз Немецкие ученые В.Дитрих, Р.Винте касаясь методики воспитания координационных способностей, отмечают, что чем интенсивнее у учащегося в первые школьные годы развиваются координационные способности, включая быстроту, тем более высоких результатов можно ожидать в будущем. Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 6-10 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 6-10лет – подтвердилась. Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся, учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка. Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.2. Проанализировав методы развития координационных способностей, я пришла к выводу, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения. Координация движений тренируема, и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
|