Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ВОСПИТАНИИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Винокуров В.И., учитель физической культуры
СОШ № 85 г.Караганды.

Одним из условий развития личности является рассогласованность между расширяющимися и возвышающимися потребностями и прежними возможностями личности. Человек вынужден перестраивать, развивать свою деятельность, чтобы удовлетворить эти потребности.
Таким образом, деятельность ведет к психическому развитию. Психическому развитию способствуют и новые формы и методы обучения. Ведущим типом деятельности в подростковом возрасте являются учение и общение.
Особенности каждого возраста «закладываются» предшествующим этапом, проявляются в настоящем и, в свою очередь, подготавливают и обуславливают переход на следующую возрастную ступень, на каждой из которых по-новому актуализируется постоянная потребность ребенка проявлять свою взрослость, занимать все более социально значимую позицию среди взрослых, менять свой образ жизни. Но при всей определенности того или иного возраста границы возрастных периодов довольно условны, а среди однолеток встречаются дети, костное, физиологическое, психологическое развитие которых соответствует разным возрастам. Динамика возрастных особенностей, их содержание, формы и степень проявления, значимость для дальнейшего развития личности во многом зависят от индивидуальных психологических свойств ребенка и от социальных условий его жизни, которые могут усиливать, активизировать внутренние предпосылки развития, а могут и тормозить, заглушать их.
В младшем школьном возрасте особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией - он начинающий школьник. С поступлением в школу в жизни ребенка многое меняется по сравнению с дошкольным периодом. Прежде всего основным видом деятельности становится учение, которое воспринимается большинством маленьких школьников и их близкими как серьезное, чрезвычайно значимое занятие. Учение, учебный труд не только впервые появляются и надолго определяют главное содержание деятельности младшего школьника, но и оказывают решающее влияние на ход дальнейшего развития ребенка, и прежде всего на усвоение им общественной культуры.
В большинстве своем младшие школьники коммуникативные, легко привыкают к новому коллективу, и не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, иметь общественное поручение. Учитывая все это, следует создавать условия для интенсивного общения между младшими школьниками, заботиться о развитии общения детей этого возраста с дошкольниками и старшими школьниками в процессе деятельности, все это расширит спектр влияния социальных факторов на ребят, даст им возможность побывать в разных ролях и проявить себя в них, укрепить их общественную направленность.
Младший школьник испытывает большую естественную потребность в движении. Ему очень трудно длительное время сохранять неподвижность, равно как и заниматься одним и тем же видом работы. Стремление к движению и частой смене деятельности - следствие и слабого развития волевых действий у младших школьников. Они легко возбудимы, эмоциональны, испытывают потребность высказывать вслух свои переживания, делиться впечатлениями, активно интересоваться всем внешне ярким, броским.
В силу возрастных особенностей: эмоциональности, значительной восприимчивости к внешним влияниям, подражательности, доверия к взрослым, уверенности в их знаниях, правоте и справедливости, общего положительного отношения к школе, тенденции воспринимать своего учителя как олицетворение школы, стремления быть хорошим учеником и заслуживать похвалу учителя - развитие личности школьника в данный период оказывается в теснейшей зависимости от позиции педагога по отношению к учащимся.
Эффективность процесса развития личности в младшем школьном возрасте повышается, если учитель взаимодействует с детьми не только на уроке, если он максимально использует игровые формы организации деятельности, умеет поставить своих воспитанников в позицию ее активных, творческих участников.
Младших подростков отличают от ребят других возрастов весьма характерные чередования бурной деятельности, подвижности и резко, возникающей утомляемости, которая при неблагоприятных условиях выражается в излишней возбудимости, а часто в упрямстве, своеволии и других негативных явлениях. Подросток в этот период нередко выглядит нескладным, угловатым, движения его плохо координированы. Это определенное следствие активного, но неравномерного физического развития.
Одной из наиболее важных особенностей младшего подростка и движущих сил формирования личности в этот период является тяга к утверждению своей взрослости среди товарищей, в коллективе. Дорожа связью с коллективом, младшие подростки готовы любыми средствами добиваться его признания.
Отношение коллектива, товарищей становится настолько значимым, что даже конфликт в семье может не вызвать у школьника чувства одиночества при сохранении нормальных отношений с коллективом. В результате же конфликта со сверстниками оно возникает и не исчезает даже при благоприятных отношениях дома. Однако младший подросток тянется больше всего к объединению, где, как ему представляется, он получает более полную возможность выразить себя, доказать свою взрослость и самостоятельность, сохранить высокую самооценку.
От уровня развития и содержания индивидуальных интересов зависят положение и позиция младшего подростка в коллективе, его удовлетворенность коллективом, деятельностью и общением в нем. Поскольку развитие личности младшего подростка происходит прежде всего в активной пробе своих сил в «инструментальной» деятельности (поход, игра, концерт самодеятельности и др.), поскольку в этом возрасте чрезвычайное значение приобретают содержание и способ организации совместной деятельности школьника.
Исходя из возрастных особенностей младших подростков, педагогу, работающему с ними, необходимо занимать позицию «организатора». При этом крайне важно, чтобы он умел поражать чем-то своих ребят (пусть простым, но позитивным: каким-либо умением, хобби, знанием чего-то привлекательного для подростков и т.д.), был примером.
Старший подросток стремится создавать себе физические перегрузки, чтобы дать выход избытку своей энергии. В среде старших подростков-мальчиков становится популярным своеобразный культ силы. Учащиеся с хорошими физическими данными нередко занимают среди сверстников положение лидеров. Если в 5 классе конфликты подростков нередко завершаются дракой, то в 7-8 классах в большинстве случаев дело до этого не доходит. Резко сокращается число немотивированных поступков.
Стремление старшего подростка к физическим и психологическим нагрузкам - это способ его самоутверждения, мощный, активный стимул самовоспитания. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» умениями; водить автомашину, стрелять и т.п., а средствами самовоспитания часто выступают такие виды спорта, как бокс, вольная и классическая борьба, самбо. Педагогически точное нормирование нагрузок на этом возрастном этапе становится важной задачей педагогов и родителей. Этот возраст характеризуется кризисными явлениями в сфере деятельности.
Старший подросток хочет быть более самостоятельным и умелым. А так как его кругозор, интересы расширились, возросли физические возможности он действительно становится способен лучше управлять своим поведением и организовывать свою деятельность. Все это порождает у подростка потребность признания окружающими его больших возможностей и больших прав.
Завершение физического развития и полового созревания приводит к большим изменениям в облике старшеклассников, что привлекает их особое внимание к своему физическому «я».
Осознание физического «я» обостряет внимание к состоянию здоровья: у одних возникает стремление заниматься спортом, закаливанием, у других наблюдается проявление болезненной заботы о своем здоровье. Очень часто эти стремления сочетаются и одновременно уживаются с совершенно безрассудными поступками (особенно у юношей), которые наносят непоправимый ущерб здоровью. Подобное сочетание - одно из противоречий, свойственных процессу развития личности в ранней юности.
В процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности необходима спортивная деятельность, которая играет ведущую роль в физическом развитии школьников. Кроме того, как показывают различные исследования, спортивная деятельность оказывает существенное влияние на формирование у школьников нравственных качеств, общественной направленности, активной жизненной позиции, эстетических вкусов. Это влияние спортивная деятельность оказывает как через присущее ей предметно-практическое содержание, так и в связи с формами ее организации.

Категория: Физическая культура | Добавил: Larisa1501 (2010-02-07) | Автор: Винокуров Владимир Иванович E
Просмотров: 2478 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru