Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

ОБЪЕМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
ОБЪЕМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Винокуров В.И., учитель физической культуры
СОШ № 85 г.Караганды.
Объем тренировочной нагрузки характеризует преимущественно количественную сторону тренирующих воздействий на организм спортсмена и играет важную роль в процессе его долговременной адаптации к напряженной мышечной работе.
Функция объема нагрузки заключается прежде всего в систематическом длительном нарушении постоянства внутренних отношений (гомеостаза) организма, стимулирующем мобилизацию его энергетических ресурсов и пластического резерва. Это основное условие для перехода срочных (специфических) реакций, вызываемых отдельными порциями тренирующих воздействий, к общим (неспецифическим) приспособительным реакциям и затем к развитию долговременной адаптации, в основе которой лежат устойчивые морфофункциональные перестройки организма. Поэтому в каждом годичном цикле спортсмен должен пройти через большие объемы нагрузки, обеспечивающие как повышение уровня его специальной работоспособности, так и длительность его сохранения.
В видах спорта, требующих кратковременных высококонцентрированных усилий, объемные нагрузки имеют еще одно важное значение. На современном этапе лимитирующим фактором для прогресса спортивных достижений может стать механическая прочность связочно-суставного аппарата. И если его специально не подготовить объемной работой умеренной интенсивности, то те высокие значения динамических перегрузок, с которыми встречается спортсмен на уровне рекордных достижений, могут привести к травмированию суставов с тяжелыми последствиями. Такие случаи хорошо известны в гимнастике, тяжелой атлетике, в прыжках в высоту, в тройном прыжке.
Будучи только количественной характеристикой, объем сам по себе не определяет специфичность тренирующего воздействия нагрузки на организм и качественные особенности его приспособительных реакций. Поэтому при программировании подготовки спортсменов функция объема может быть правильно определена в том случае, если принимается во внимание величины

НАГРУЗКИ, ЕЕ ПРОДОЖИТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕНСИВНОСТЬ.

Величина объема нагрузки это количественная мера выполненной тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности, относящейся к конкретному микроциклу, этапу или годичному циклу в целом.
Величина объема нагрузки определяется, прежде всего квалификацией спортсмена. Чем она выше, тем больше величины годового объема нагрузки в той ее части, которая приходится на каждый этап подготовки.
С ростом квалификации спортсменов величина и соотношение объемов нагрузки различной преимущественной направленности изменяются, как правило, в сторону увеличения доли специализированных нагрузок.
Практически величина годового объема нагрузки устанавливается индивидуально, исходя из особенностей подготовки спортсмена на предыдущих этапах тренировки. Более серьезную задачу программирования тренировочного процесса представляет определение оптимальной величины объема нагрузки на конкретных отрезках времени (месяц, этап, период). Эту величину следует определять исходя из общей стратегической концепции построения тренировки в годичном цикле и принципов рациональной организации тренировочной нагрузки различной преимущественной направленности.
Интенсивность тренировочной нагрузки -- это критерий силы и специфичности ее воздействия на организм или мера напряженности тренировочной работы. Интенсивность регулируется величиной (силой) тренирующего потенциала используемых средств, частотой их применения интервалом между повторным применением средств или тренировочных занятий с высоким тренирующим потенциалом, а также отношением величины объема нагрузки ко времени его реализации. Последний критерий имеет особенно важное значение для программирования тренировки в рамках длительных периодов, поскольку он учитывает степень концентрации нагрузки относительно времени. Интенсификация тренировочной нагрузки допускается на определенных этапах годичного цикла и только после предварительной подготовки на основе объемной низкоинтенсивной нагрузки.
Длительность (продолжительность) тренировочной нагрузки чрезвычайно важный критерий объема, на котором следует остановиться подробнее. Она оказывает существенное влияние на динамику состояния спортсмена и является тем параметром нагрузки, в котором вероятность ошибки особенно велика.
Длительность применения систематических тренировочных воздействий имеет определенный предел, исходящий из емкости ТАР организма. В длительности применения специализированной доли нагрузки, преимущественно направленной на совершенствование механизмов, ответственных за максимальную и взрывную силу мышц, аэробную и анаэробную производительность, также существует целесообразный предел.
За этим пределом нагрузка уже не имеет развивающего эффекта и влечет бесполезные затраты времени и энергии спортсмена. Для программирования тренировки важно иметь представление об оптимальной длительности применения нагрузок той или иной преимущественной направленности, а также о темпе прироста соответствующих показателей.
Взрывная сила мышц в тех случаях, когда она является предметом специального развития, обнаруживает ярко выраженную тенденцию к замедлению прироста, причем чем ярче выражен прирост, тем раньше наступает плато. При целенаправленном развитии взрывной силы с использованием интенсивных средств плато наступает в пределах 3-4 месяцев. В тех случаях, когда взрывная сила мышц не является ведущей способностью ее прирост при некотором колебании может продолжаться до 10 месяцев.
Нагрузки преимущественно аэробной направленности уже в течение месяца приводят к существенному повышению показателей аэробной производительности. Динамика показателей аэробной производительности и нагрузки, выполняемой в зоне аэробного обеспечения, как правило, однонаправлена. Темп их прироста примерно одинаков и имеет линейный характер в течение 2-3 месяцев. В дальнейшем, несмотря на увеличение объема нагрузки, показатели аэробной производительности существенно не повышаются и колеблются в пределах достигнутого уровня.
В анаэробной зоне энергообеспечения темп прироста нагрузки соответствующей направленности. Для достижения наивысших значений анаэробной производительности необходимо около 4 месяцев.
Отметим, что проведенные выше данные относятся к естественным условиям подготовки спортсменов, где развитие той или иной двигательной способности осуществляется одновременно с решением других задач и использованием нагрузок другой преимущественной направленности.
Причем они соответствуют тем реальным величинам объема тренировочной нагрузки, которые освоены современными спортсменами высокой квалификации и осуществляются с помощью принятых сегодня в практике принципов организации тренировки. И поскольку эти принципы постоянно совершенствуются, указанная продолжительность применения тренировочных нагрузок является окончательной.

Категория: Физическая культура | Добавил: Larisa1501 (2010-02-07) | Автор: Винокуров Владимир Иванович E
Просмотров: 1355 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru