Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
В настоящее время в связи с появлением большого количества специализированных школ и профильных классов назрела необходимость проведения спецкурсов по профильным предметам, которые способствуют углублению знаний по физической культуре, а также развитию разносторонних интересов и способностей учащихся. В нашей школе включение в учебный план спецкурсов представляет собой дальнейшее развитие основополагающих идей школы. Не нарушая при этом принципа единства методической работы, введение спецкурсов по предмету способствует повышению общеобразовательного уровня учащихся. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования, наиболее полного удовлетворения и развития духовных потребностей, интересов и способностей каждого школьника в отдельности. Прежде всего, спецкурс организован и соответствует выбранному профилю учащимися класса, интересам и возможностям учащихся. На спецкурсе занимаются все учащиеся одной параллели, где являясь учащимися ориентированной группы, они уже имеют более твердый, устойчивый и сформированный интерес к выбранному предмету. Назначение спецкурсов многообразно. Они углубляют и расширяют знание учащихся, приобщая их к подлинной науке, формируют устойчивый познавательный интерес к тому или иному предмету, способствуют сознательной профориентации, психологической и практической подготовке к выработанной профессии. Проводимые по специальным программам спецкурсы значительно углубляют отдельные теоретические разделы школьных курсов, таких как: «Правила видов спорта», «Приключения Спасика», « Баскетбол для начинающих», «Приключение в стране здоровья», «Оздоровительные системы в жизни человека», «Возникновение и развитие олимпийских игр», «Здоровый образ жизни» и .др. Успешное решение задач, стоящих перед школой в современных условиях, невозможно широко раскрыть, давая только уроки. К лучшим результатам приводит использование различных форм учебной и воспитательной работы, в том числе и спецкурсы, которые позволяют решать отдельные задачи общеобразовательной средней школы, не нарушая единства: 1. Обеспечение всестороннего развития личности с учетом индивидуальных особенностей; 2. Удовлетворение и развитие индивидуальных интересов и склонностей школьников; 3. Достижение значительного, более высокого уровня подготовки по данному предмету, учитывая современные достижения науки и техники; 4. Подготовка учащихся к сознательному и обоснованному выбору профессии. Например: использование спецкурса «Возникновение и развитие Олимпийских Игр» позволяют учителю повысить познавательный интерес к предмету и положительно влияют на позитивную динамику общеобразовательного процесса. Учащимся школы же в свою очередь помогает углубить свои знания по предмету и использовать их во время проведения школьных олимпиад. Формы и методы проведения спецкурсов В какой бы форме, и какими бы методами не проводили спецкурс по физкультуре, он строиться так, чтобы быть для учащихся интересным и увлекательным. Основными формами проведения спецкурса по физкультуре являются изложение узловых вопросов данного материала учителем (лекционный метод, семинары, собеседования (дискуссии), игровой метод и т.д.). Так например спецкурс «Путешествие в страну здоровья» раскрывает актуальность здорового образа жизни: о физической активности, сбалансированном питание, соблюдение правил гигиены, отказе от вредных привычек и естественно, закаливающих процедурах, также обучающие имеют возможность узнать о своих возможностях организма. Однако мы не отдаем предпочтение какой-либо одной форме или одному методу изложения. Следует помнить, что ведущее место на занятиях спецкурса по физкультуре занимает и самостоятельная работа учащихся. Поэтому чаще применяем такие формы работы, когда поставленные задачи решаются через игровую форму или игру-путешествие, где умения и навыки подкрепляются через решение кроссвордов, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий. Одной из возможных форм ведения занятий спецкурса по физкультуре является разделение каждого учебного занятия на 2 части. Первая часть посвящена изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач и обсуждению решений особо трудных и интересных задач практического характера. Усиление научного содержания спецкурсов требует также систематического использования исследовательского метода в обучении, его рассматриваем как такую организацию занятий, при которой учащиеся осознают огромную значимость изучаемой проблемы, пользуются методами, понятиями для решения поставленной проблемы. При выборе методов и приемов обучения учитываем содержание учебного материала, уровень развития и подготовленности, а также учетываем возрастные особенности учащихся. Основной целью составления спецкурса для учащихся 5-х классов «Приключение Спасика» в основу обучения заложены интерактивные методики, направленные на привитие учащимся навыков охраны здоровья и правилам безопасности жизнедеятельности, а также составляющие здорового образа жизни. Учащиеся, 7 классов посетив спецкурс «Оздоровительные системы организма» имеют возможность выбрать для себя наиболее приемлемую для них оздоровительную систему и регулярно ей следовать. Для старших учащихся используются спецкурсы по олимпиадным заданиям, курсы профориентационной направленности и углубленным знаниям правил соревнований различных разделов учебной программы. Педагогические требования к проведению спецкурса по физкультуре Спецкурсы являются учебными занятиями. Поэтому при их организации учитель должен постоянно помнить о принципах дидактики и следит за тем, чтобы они выполнялись в процессе проведения спецкурсов. В процессе проведения всех занятий систематически используем различные методы обучения: словесные, наглядные, практические и т.д. Усиление научного содержание требует также систематического использования исследовательского метода в обучении. Применение этого метода способствует формированию у учащихся целого ряда качеств исследователя (целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, активность и др.), которые затем пригодятся в любом виде деятельности. Полученные знания подкрепляются через составление рефератов, выпуск стенгазет, работу школьного центра ЗОЖ, через трансляцию по школьному радио познавательного лекционного материала. Организация и методика проведения спецкурсов естественно, строиться на основе общих принципов дидактики, но отличается от обычных уроков тем, что они затрагивают глубинные проблемы научно-технического и социального процесса. Применение информационных технологий при проведении занятий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся. При проведении занятий мы ориентируемся на общепризнанные принципы педагогики такие как: 1. Принцип научности (знания, которые сообщает учитель и которыми овладевают учащиеся на любой ступени обучения должны быть научными, основными на проверенных наукой и практикой положения). 2. Принцип систематичности и последовательности (учащиеся овладевают научными умениями и навыками в строго определенном порядке. Последовательность предполагает логическую обоснованность изучения последующих разделов за предыдущими). 3. Принципы сознательности и активности (сознательность обучения предполагает понимание учащимися смысла, усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значений учебной деятельности. Активность проявляется в инициативности и высокой степени самостоятельности учащихся). 4. Принцип наглядности (этот принцип исходит из единства чувственного и логического. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, помогает достижению прочности знаний, осуществлению связи теории с практикой, доступность обучения и т.д.). 5. Принцип связи обучения с жизнью (он предполагает показ практического и прикладного значения изучаемого материала). Таким образом, организация спецкурсов в школе теснейшим образом связана с удовлетворением и развитием познавательных интересов учащихся. Литература: 1. Мишин Б.И. настольная книга учителя физической культуры. – М.,2003 2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М., 2001 3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2004. | |
Просмотров: 1141 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|