Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Казахские национальные игры – это традиции и наследие народа. С древних времен большое значение имели игры. Возникновение их относится к далекой древности. В своем развитии они прошли ряд последовательно сменявших форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры, развлечения выполняли всегда зрелищно-эстетические, коммуникативные и др. функции. Они являлись одним из важнейших факторов в воспитании здорового и сильного поколения: развивали ловкость, силу, быстроту, мышление. Очень важно внедрение этих игр в процесс обучения и в наше время, когда государство ставит одним из семи приоритетных направлений развития здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Также большое значение имеет этнокультурное воспитание подрастающего поколения. Ставятся задачи уделить особое внимание вопросам развития народ¬ных и национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом. Синтез казахских национальных игр, способствующих развитию физических качеств, позитивному эмоциональному настрою, этнической самоиндификации, развитие чувства патриотизма. В нашей Республике на основе огромных экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важным фактором всестороннего развития детей. В современных условиях комфортного и технизированного быта, потери интереса к спорту, массовой психоэмоциональной и психофизиологической зависимости молодежи (наркотические, токсические вещества, компьютерные игры), обращение к лучшим традициям народной педагогики может сыграть решающую роль в оздоровлении современного молодого поколения. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы. Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой казахских национальных игр. Игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания. Казахские национальные игры выступают как частица народной мудрости, как образец нацио-нального и игрового фольклора, в котором заложены основы эмоционально-оздоровительных, позна¬вательных и воспитательных комплексов, способствующих осуществлению задач умственного разви¬тия детей. Казахские национальные игры имеют разностороннюю направленность. Это позволяет использовать их в процессе занятий с различными целями. В качестве беговых упражнений можно использовать такие игры, как айголек, орамал, байга. На занятиях по метанию ввести Қазан, асык, бурук теппек. Для силовые нагрузок хорошо подходят арқантартыс, казахша курес, джаяу-тартыс, кындык-сандык. Казахские подвижные игры способствуют развитию многих физических качеств, что позволяет разделить их на группы и применять на уроках физической культуры с соответствующими целями. Основными из таковых являются: 1. Ловкость – осуществление сложных координационных движений (асык, кумис алу, бестас). 2. Сила - преодоление внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (арқантартыс, айголек, джаяу-тартыс). 3. Быстрота - совершение движения в минимальный для данных условий отрезок времени (жигит-куалау, ак суек, орамал). 4. Выносливость – продолжительное выполнение какой-либо работы без заметного снижения работоспособности (казахша курес, байга, кындык-сандык). 5. Меткость – меткое попадание в цель (Қазан, жамбы ату, бурук теппек). 6. Логика – способность правильно мыслить (соккуртеке, тоғыз құмалақ, Қара сиыр). В связи со сложностью подведения итогов трудно придерживаться принятой методики оценки результатов по физической культуре. Оценивать эффективность необходимо по разным параметрам. Первая форма оценки – по нормативам. Как уже выяснилось, национальные игры способствуют развитию физических качеств. Соответственно показатели нормативов должны быть улучшены. В частности бег и метание. Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов. Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Намечающаяся тенденция перехода на индивидуализации как нельзя лучше может показать, какой эффект достигается с помощью активного внедрения в процесс обучения национальных игр. И наконец, если физическое развитие детей можно отследить через нормативы и сравнение индивидуальных результатов, то качественную оценку нравственно-духовных ценностей и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Поэтому в качестве основного аспекта проверки, могут выступить: во-первых, тесты на знание традиций и культуры народа в общем, и национальных казахских игр в частности. Во-вторых, психологические тесты на духовные и моральные качества учащихся. А также одним из этапов проверки может стать написание сочинений на этнокультурную тематику. | |
Просмотров: 1738 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|