Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Развитие учащихся средствами физической культуры Артёмова И.Ф., учитель физической культуры с. Ульяновское, 2015 г. Введение В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Развитие у учащихся умственной активности, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности. Процесс физического воспитания в опоре на активную работу мысли на занятиях способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими. Опираясь на умственную активность школьников на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, я максимально использую средства физической культуры, как отличный инструмент для развития памяти, логического мышления, воображения, усвоения учащимися речевого материала, внимания. Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме предполагает хорошее физическое развитие, знания и навыки по ведению здорового образа жизни, приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре. Основа успешного решения этих задач - умственная активность учащихся в процессе физического воспитания. Упражнения общеразвивающего характера, которые присутствуют в каждом уроке и оказывают комплексное воздействие на организм школьников, увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию ( нормализуют работу внутренних органов), повышают эмоциональный тонус организма. Умственная деятельность в данных упражнениях активизируется за счёт осознания учащимися цели и задачи. Время, потраченное мною на создание мотивации, окупается активностью и старанием учащихся. В данных упражнениях большие возможности для развития воображения, есть возможность обратиться к образам - растениям или животным. Важно также поддерживать бодрый и быстрый темп, исключая монотонность и однообразие. Данные упражнения проводятся с помощью показа, это развивает произвольное внимание , а сравнение движений с образами активизирует мысль. Изменяя темп и ритм в общеразвивающих упражнениях, я формирую у детей умение дифференцировать движения во времени ( быстро – медленно) и пространстве ( высоко-низко, справа-слева). Общеразвивающие упражнения с предметами, различными по цвету, форме, размеру, фактуре развивают не только крупную и мелкую моторику, а также сенсорику , умение приспособиться к удержанию предмета в зависимости от его формы и размера. Комплексы ОРУ, не только инструмент для общего физического развития учащихся 1-5, 5-9 классов, но и отличный материал для развития учебных компетенций учащихся – памяти, речи, внимания. Я применяю методы: поисковый, частично-поисковый, проблемный. Мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез во время выполнения ОРУ проходят в виде: -анализа выполненного упражнения, либо комплекса, а также самоанализа -выполнения по словесной инструкции, либо по наглядной опоре -запоминания учащимися названий движений и исходных положений -повторения новых слов и расширения понятий в области физической культуры и запоминание комплексов и отдельных упражнений. Комплексы упражнений -с мешочком с песком -с короткой скакалкой -с обручем -с гимнастической палкой -с флажками (см . Приложение № 1-5) Важно чтобы занятия по физической культуре сопровождали радостные эмоции. Они позволяют сделать движения более точными и правильными. Радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют требованиям растущего организма. Решать эти задачи мне помогает уличная разметка площадки для ходьбы, бега и прыжков размером 12х20 м. Уличная разметка, выполненная яркими красками, способствует развитию межпредметных связей, пространственно-временной дифференцировки и точности движений. С самого начала учащимся необходимо запомнить порядок прохождения и способ выполнения упражнений, затем задача усложняется изменением условий - скорости или способа. « Затруднение функции это стимул к её повышению»- это высказывание педагога - новатора Выготского. Когда задача усложняется учащиеся легко справляются с усложнёнными вариантами на эмоциональном подъёме, который обеспечивает красочная уличная разметка линий и фигур для ходьбы, бега и прыжков. (см . Приложение №6) Основная форма воздействия на двигательную сферу учащихся это урок физической культуры. Урок с развитием мыслительной деятельности и опорой на умственную деятельность, это мощная профилактика травматизма, воспитание самостоятельности и сознательности, подготовка к будущей профессиональной деятельности. Фактор будущей трудовой деятельности присутствует при формировании мотивации к урокам физической культуры в среднем и старшем звене. Профессионально-прикладные физические упражнения и специально подобранные сюжетно-ролевые подвижные игры воспитывают инициативу, чувство коллективизма, выявляют организаторские способности школьников, а также улучшают их психо-физические качества, способствуют снятию тревожности, агрессивности. Особое положительное воздействие для воспитания и формирования навыков коммуникативного поведения даёт использование пирамидковой гимнастики в парах, тройках, группах с другим количеством участников, часто со всем классом . Работая с данным материалом, я отмечаю положительное воздействие пирамидковых упражнений для формирования детского коллектива, они хороши для сплочения, воспитания ответственности, дети не хотят подвести друг друга! При добавлении музыки развивается также чувство музыкального ритма. Учащиеся с интересом выполняют эти упражнения, а выступления с показом этих номеров является хорошим стимулом для тренировки гибкости, чувства равновесия, силы, координации движений. Навыки взаимодействия, партнёрские отношения воспитываю в среде доброжелательности и успешности, которую я стараюсь создать на уроках. Во взаимодействии учащихся друг с другом учу помогать слабому, учиться у сильного, уважать равного. На фото представлены фрагменты уроков в 5-9 классах с использованием упражнений пирамидковой гимнастики. Фрагмент урока в 9 классе Фрагмент урока в 5 классе Фрагмент урока в 6 классе Фрагмент урока в 8 классе Фрагмент урока в 7 классе Заключение Средства физической культуры, которые я использую в работе отвечают запросам современного общества- воспитание гармонически развитой личности. Уроки физической культуры, спортивные мероприятия и физкультурные праздники отличная площадка для умственного развития, нравственного воспитания социально адаптированной здоровой и счастливой личности. | |
Просмотров: 560 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|