Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Развитие учащихся средствами физической культуры
Развитие учащихся средствами физической культуры

Артёмова И.Ф., учитель физической культуры

с. Ульяновское,
2015 г.

Введение
В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Развитие у учащихся умственной активности, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
Процесс физического воспитания в опоре на активную работу мысли на занятиях способствует быстрому усвоению детьми изучаемого материала, а знания и навыки становятся более прочными и стойкими.
Опираясь на умственную активность школьников на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях, я максимально использую средства физической культуры, как отличный инструмент для развития памяти, логического мышления, воображения, усвоения учащимися речевого материала, внимания.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни в социуме предполагает хорошее физическое развитие, знания и навыки по ведению здорового образа жизни, приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физической культуре.
Основа успешного решения этих задач - умственная активность учащихся в процессе физического воспитания.
Упражнения общеразвивающего характера, которые присутствуют в каждом уроке и оказывают комплексное воздействие на организм школьников, увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию ( нормализуют работу внутренних органов), повышают эмоциональный тонус организма.
Умственная деятельность в данных упражнениях активизируется за счёт осознания учащимися цели и задачи. Время, потраченное мною на создание мотивации, окупается активностью и старанием учащихся.
В данных упражнениях большие возможности для развития воображения, есть возможность обратиться к образам - растениям или животным. Важно также поддерживать бодрый и быстрый темп, исключая монотонность и однообразие.
Данные упражнения проводятся с помощью показа, это развивает произвольное внимание , а сравнение движений с образами активизирует мысль.
Изменяя темп и ритм в общеразвивающих упражнениях, я формирую у детей умение дифференцировать движения во времени ( быстро – медленно) и пространстве ( высоко-низко, справа-слева).
Общеразвивающие упражнения с предметами, различными по цвету, форме, размеру, фактуре развивают не только крупную и мелкую моторику, а также сенсорику , умение приспособиться к удержанию предмета в зависимости от его формы и размера.
Комплексы ОРУ, не только инструмент для общего физического развития учащихся 1-5, 5-9 классов, но и отличный материал для развития учебных компетенций учащихся – памяти, речи, внимания. Я применяю методы: поисковый, частично-поисковый, проблемный. Мыслительные операции - обобщение, сравнение, анализ, синтез во время выполнения ОРУ проходят в виде:
-анализа выполненного упражнения, либо комплекса, а также самоанализа
-выполнения по словесной инструкции, либо по наглядной опоре
-запоминания учащимися названий движений и исходных положений
-повторения новых слов и расширения понятий в области физической культуры и запоминание комплексов и отдельных упражнений.
Комплексы упражнений
-с мешочком с песком
-с короткой скакалкой
-с обручем
-с гимнастической палкой
-с флажками
(см . Приложение № 1-5)

Важно чтобы занятия по физической культуре сопровождали радостные эмоции. Они позволяют сделать движения более точными и правильными. Радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют требованиям растущего организма. Решать эти задачи мне помогает уличная разметка площадки для ходьбы, бега и прыжков размером 12х20 м. Уличная разметка, выполненная яркими красками, способствует развитию межпредметных связей, пространственно-временной дифференцировки и точности движений.




С самого начала учащимся необходимо запомнить порядок прохождения и способ выполнения упражнений, затем задача усложняется изменением условий - скорости или способа. « Затруднение функции это стимул к её повышению»- это высказывание педагога - новатора Выготского. Когда задача усложняется учащиеся легко справляются с усложнёнными вариантами на эмоциональном подъёме, который обеспечивает красочная уличная разметка линий и фигур для ходьбы, бега и прыжков. (см . Приложение №6)
Основная форма воздействия на двигательную сферу учащихся это урок физической культуры. Урок с развитием мыслительной деятельности и опорой на умственную деятельность, это мощная профилактика травматизма, воспитание самостоятельности и сознательности, подготовка к будущей профессиональной деятельности.
Фактор будущей трудовой деятельности присутствует при формировании мотивации к урокам физической культуры в среднем и старшем звене.
Профессионально-прикладные физические упражнения и специально подобранные сюжетно-ролевые подвижные игры воспитывают инициативу, чувство коллективизма, выявляют организаторские способности школьников, а также улучшают их психо-физические качества, способствуют снятию тревожности, агрессивности.
Особое положительное воздействие для воспитания и формирования навыков коммуникативного поведения даёт использование пирамидковой гимнастики в парах, тройках, группах с другим количеством участников, часто со всем классом .
Работая с данным материалом, я отмечаю положительное воздействие пирамидковых упражнений для формирования детского коллектива, они хороши для сплочения, воспитания ответственности, дети не хотят подвести друг друга!
При добавлении музыки развивается также чувство музыкального ритма.
Учащиеся с интересом выполняют эти упражнения, а выступления с показом этих номеров является хорошим стимулом для тренировки гибкости, чувства равновесия, силы, координации движений.
Навыки взаимодействия, партнёрские отношения воспитываю в среде доброжелательности и успешности, которую я стараюсь создать на уроках.
Во взаимодействии учащихся друг с другом учу помогать слабому, учиться у сильного, уважать равного.
На фото представлены фрагменты уроков в 5-9 классах с использованием упражнений пирамидковой гимнастики.



Фрагмент урока в 9 классе



Фрагмент урока в 5 классе


Фрагмент урока в 6 классе



Фрагмент урока в 8 классе



Фрагмент урока в 7 классе

Заключение
Средства физической культуры, которые я использую в работе отвечают запросам современного общества- воспитание гармонически развитой личности.
Уроки физической культуры, спортивные мероприятия и физкультурные праздники отличная площадка для умственного развития, нравственного воспитания социально адаптированной здоровой и счастливой личности.
Категория: Физическая культура | Добавил: iartemova (2015-11-02) E
Просмотров: 560 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru