Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
«Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры» Учитель физической культуры Макинской СШ Усанин И.Н. В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить,чтобы они при приложении к делу произвели самые превосходные результаты. Август Бебель. Современному обществу нужны талантливые люди, чтобы вывести Республику в число наиболее развитых стран мира. По словам нашего Президента Н.А.Назарбаева, финансироваться и развиваться будут те отрасли и проекты, которые необходимы обществу для ускоренного экономического развития. Работать с полной отдачей может только физически развитый и здоровый человек. Быть здоровым – это здорово! Но, не менее важна другая потребность нашего общества - достижение высоких спортивных результатов на мировой арене и прославление своей Родины. Уже сегодня имена наших казахстанцев – победителей мировых первенств и олимпиад, знают и уважают во всем мире. Но каждый спортсмен формируется как личность именно в школе, отсюда начинается его путь к славе. Готово ли сегодня наше общество, школы, создать все условия для развития одаренных и талантливых людей? Почему эту проблему я ставлю в центр работы учителя физического воспитания. Считаю, что: 1. Главная задача школы-помочь талантливому ученику, а не ждать, когда он проявится, пробьется. Ещё А.С. Пушкин в XIX веке писал: Талантам нужно помогать, Бездарности и так пробьются. 2. Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с такими детьми необходимы специально обученные педагоги, потому что только учитель может привести в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Часто недостаток теоретических навыков и психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) иногда сам одаренный ребенок не может понять в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. 3. Классно-урочная система, предложенная Я.А. Каменским несколько веков назад, несмотря на все достоинства, ориентирована на условно среднего ученика. Одаренные дети обычно испытывают неудовлетворенность из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации на среднего ученика. Используя эту систему, практически невозможно решить проблему индивидуализации обучения, приблизить её к способностям и интересам каждого ребенка. 4. Уроки физической культуры в школе-первая ступенька к выявлению одаренных детей, которые продолжат развитие своих способностей уже в спорте. Исходя из этих положений, которые обратили меня к этой теме, считаю, что вершина педагогического мастерства учителя – не только в подтягивание до нормального уровня слабо развитых детей, но и подготовка интеллектуального, физически развитого, творческого потенциала страны, опоры общества. Кого можно отнести к одаренным детям? Кто они, о которых сегодня много говорят и пишут? Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет значение слова «одаренный» как талантливый. Правильно говорят,что все дети талантливы. У каждого из них свой дар. Своя удивительная сила. Которая заставляет их расти и развиваться. Свои яркие способности ребенок может проявить в раннем возрасте. Нам хорошо известны имена музыкантов, художников, спортсменов, которые добиваются высоких результатов в юном возрасте. Другие к славе, к победам придут позже, одаренность или талантливость обязательно проявится если рядом с ними окажется настоящий учитель, обладающий знаниями в области психологии одаренных и их обучении. Высоких результатов в спорте позволяет достичь спортивная одаренность, что первоночально значит опережение в физическом развитии возрастных норм. Оно может быть установлено в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения различных внеурочных заданий. И очень важно, чтобы дети с ярко выраженными физическими качествами нашли «своего» неравнодушного учителя. Очень важны система взглядов, убеждений учителя, цели и задачи, которые он ставит перед собой в работе с детьми, межличностное общение. Какова моя система работы с одаренными детьми? 1. Опираясь на сложившийся авторитет и спортивные заслуги (я являюсь Мастером Спорта Р.К., чемпионом Республики Казахстан, победителем Спартакиады Народов Казахстана по зимнему полиатлону) уже в начальных классах я выявляю детей, выделяющихся показателями в физическом развитии. Чем лучше произойдет отбор талантливых детей в начальном звене, тем эффективнее будет работа на последующих этапах. Обязательно учитываю роль внешней среды. В какой атмосфере они воспитывались до прихода на занятия, кто их родители, занимались ли они спортом, поддерживают ли своих детей в различных видах деятельности, переживают ли вместе с ними победы и неудачи, научили ли их самостоятельности. Затем провожу тестирование, как физических качеств, так и психологических свойств личности. Все эти данные обрабатываю и записываю в специальный журнал, затем разрабатываю план работы. 2. Считаю, что на достижение высоких спортивных результатов детьми влияет воспитание у них таких качеств, как целеустремленность, терпеливость, оргнанизованность, дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Обладание такими качествами важно для любого человека, но особенно нужны они спортсменам, желающим добиться высоких результатов. Формирование волевых качеств, мотивации действий. Самостоятельности, умений находить нешаблонные решения и средства их реализации могут помочь снизить соревновательный стресс, повысить эффективность тренировок, сохранить здоровье. Я же, воспитанный родителями-учителями, которые тоже занимались и занимаются спортом, очень серьезно отношусь к проведению каждого урока физкультуры и через применение технологий проектного обучения стараюсь сделать учебный процесс более увлекательным и личностно – значимым для каждого ученика. Ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений. При подготовке проектов используются сведения из биологии, физики(интегрированный подход). Что способствует расширению кругозора учащихся. Работа над проектами повышает их интеллект, уровень образованности не только в области физической культуры, закладывается основа для самообразования, самовоспитания. Информация, сознательно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Основная часть проектов готовятся детьми во внеурочное время. Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект, устно- речевой, письменный, интернет проект. Тематика проектов может быть связана как с определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории. Из своего опыта проектной работы сделал для себя выводы: - предлагать ребятам только те темы, которые им интересны; - не перенасыщать уроки различными проектами. Ведь это всё – таки урок физической культуры, в первую очередь активный, динамичный. Достаточно только 1-2 проекта по разделу программы - учить детей работать в группах, отводя при этом главенствующую роль спикеру – одаренному ребенку. 3. Не забывать поощрять детей, особенно на первоночальном этапе, когда еще результат далёк от желаемого, награждать не только за победу, но и за участие. 4. Для развития личных интересов, повышения активности на уроках я использую соревновательный метод - эстафеты, игры. Для одаренных детей особое внимание я уделяю усложнению заданий (увеличивается количество повторений, структура упражнения и др.). 5. Одним из мотивационных методов прививающий интерес к урокам физической культуры, который я применяю, является привлечение детей в судейство. Во время судейства дети закрепляют знания правил игры, видят ошибки других, размышляют, определяют правильность выполнения действий согласно критериям (правилам) игры. Также в качестве мотивации к учебной деятельности применяю выработку стратегии игры против другой команды. Она проводится как коллективное обсуждение, составление плана, рекомендаций. Стремление высказать свою точку зрения, позволяя каждому участнику превращаться из объкта в субъект обучения. Самостоятельно учиться и активно влиять на содержание собственного образования. 6. При всей значимости урока главенствующая роль в приобщении учащихся к ежедневным занятиям физическими упражнениями, безусловно, принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход на уроке не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой. Всех выявленных мной одаренных детей я стараюсь привлечь в спортивные секции, где с каждым ребенком идет индивидуальная работа.Так как я работаю в сельской школе нам приходится участвовать в районных, областных спартакиадах с большим количеством видов спорта, по всем видам не возможно проводить отдельно секции , я нашел решение в проведении секции по полиатлону, секции ОФП. В этих секциях идет максимальное задействование видов спорта. 7. Учитывая возрастные особенности, тренировочный процесс провожу, осуществляя дифференцированный подход к учащимся. Составляю индивидуальные планы тренировок одаренных спортсменов, соблюдая дозировку не допуская состояние перетренированности. 8. Очень важно установить контакты при работе с детьми, всю работу строить на уважительных и доверительных отношениях. Для детей я должен стать их старшим другом, наставником, образцом как в быту, так и на работе. В этом мне помогают походы в лес на лыжах, посещение соревнований, совместные поездки на различные мероприятия, победы на соревнованиях областного и республиканского уровня. 9. С самого начала работы с младшими школьниками и далее привлекаю родителей к поддержке деятельности детей; знакомлю их с индивидуальными планами детей, подключая к контролю за выполнением этих планов. Свою систему работы с одаренными детьми я использую уже не первый год. Результаты моей работы по такой системе: более 30 призеров и победителей Акмолинской области по различным видам спорта. 12 раз сборная Макинской СШ становилась призером и победителем области по зимнему и летнему Президентскому многоборью, легкой атлетике, стрельбе. Только за 2014-2015 учебный год мои воспитанники завоевали 10 призовых мест областного уровня. Четыре раза сборная Макинской СШ защищая честь района становилась призером области. Филимонов Павел стал бронзовым призером кубка РК по зимнему Президентскому многоборью. Выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Считаю правильным утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей. | |
Просмотров: 2352 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|