Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Лечебно-оздоровительная физкультура для детей с отклонениями в состоянии здоровья (урок: "Тропинка к здоровью") С 1998 г. взяла под наблюдение учащихся начальной школы, поступивших в первые классы. Патологию имели 31% учащихся из числа обследованных. На основе данных медицинских осмотров была сформирована группа с нарушениями осанки, со слабовыраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью, слабо выраженной близорукостью, хроническими заболеваниями органов дыхания (5-6 раз в год). С целью устранения патологических изменений в связи с резким ухудшением здоровья детей, снижением иммунно-биологической реакции была разработана авторская программа с внедрением лечебного и коррекционного компонента. Цель программы – разработать эффективную методику, способствующую коррекции патологических изменений в здоровье детей. Задачи: • создать условия для освоения основных двигательных умений и навыков, предусмотренных базовой программой по физическому воспитанию; • обучить рациональному дыханию, методике использования упражнений, снимающих зрительное утомление и предупреждения близорукости; • обучить профилактике простудных заболеваний и патологических изменений в опорно-двигательном аппарате. Используемые методики: • Авторские разработки комплексов, направленных на воспитание правильной осанки, ее коррекции. • Релаксация с текстами и музыкальным сопровождением. • Система дыхательных упражнений. • Методика профилактики зрительного утомления. Использование методики профилактики близорукости В. А. Ковалева. • Точечный массаж при простудных заболеваниях, зрительного утомления, снятия стрессовых ситуаций. Для решения поставленных перед учителем целей и задач разработаны уроки с лечебно-оздоровительной направленностью с использованием изученных методик. Один из уроков приводится далее. Урок: “Тропинка к здоровью” проводился для учащихся 4 класса лицея № 2 с лечебно-оздоровительной направленностью Цель: оказание общеукрепляющего воздействия на организм посредством физических упражнений, нетрадиционных методов оздоровления. Задачи: • Образовательные: o освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, самостоятельные навыки, формирование правильной осанки. • Оздоровительные: o укрепление здоровья, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обучение правильному дыханию, профилактика зрительного утомления, снятие нервного возбуждения. • Воспитательные: o воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений, способствовать устранению или компенсации патологических нарушений. Требования к учащимся: уметь выполнять и показывать упражнения на осанку, уметь согласовывать свои действия с действиями товарищей. Оборудование и наглядность: гимнастические палки, скакалки, магнит, гибкие маты, магнитофон, плакаты, выставка рисунков, фотографии. Техника безопасности: напомнить о технике безопасности и дисциплине на уроке. Межпредметные связи: понятие правильной осанки, зрительное утомление (биология). Перед занятием готовится дорожка здоровья с красочным оформлением. ХОД УРОКА Содержание учебного материала Методические указания Построение Поздороваться с гостями. Учитель: У нас сегодня урок “Тропинка к здоровью”. Чтобы быть здоровым и бодрым, необходимо, чтобы дыхание было легким, сердце всегда спокойным и добрым, побольше растянешься – подольше проживешь. На уроке принимают участие две команды: “Воздух” – девочки, “Вода” – мальчики. Девиз нашего урока “Здоровье – всему голова!” Проверить обувь учащихся, форму, напомнить правила поведения в спортивном зале при выполнении физических упражнений, дисциплине, о взаимоуважении к действиям товарищей. Выбегают болезни в костюмах, грязь, лень, сигареты, микробы. Они шумят: “не здоровье всему голова, мы - самые главные” Театрализованное представление. Учитель: – Что, они главные? Ученики: – Нет. Вы компания на славу, Только скучно с вами стало, Не найдете среди нас Вы друзей себе сейчас Начинаем с разминки. Ходьба по залу: • обычная o “Воздух” – руки за головами, на носках; o “Вода” – руки на поясе, на носках; • на осанку: o “Воздух” – перехват через плечо; o “Вода” – перехват через шею; • танцевальные шаги: o “Воздух” – шаг с подскоком; o “Вода” – шаг с галопа; • бег змейкой через середину: o “Воздух” – по два; o “Вода” – по одному; Осанка, выправка. По сигналу смена с правильной осанкой. Эти шаги будут нужны в игре, обратить внимание. Сохранять правильное движение, дистанцию, равнение. Упражнение на дыхание. Губы трубочкой и выдыхаем все. ОРУ со скакалками в колонну по 4. По ходу движения разбирают скакалки. Указания даются по ходу выполнения упражнений Подвижная игра “Кто быстрее”. Начинается по сигналу “Поехали на прогулку”. • “Воздух” – лошадки – по сигналу шагом галопа вперед; • “Вода” – кучера – у них скакалки, шаг с подскоком. Команда “Прогулка окончена”. Лошадки положили скакалки. (Под музыку) Кучера накидывают на плечи “лошадок” скакалки, продевают концы их под руки и выезжают на середину. Кучера снимают скакалки с плеч лошадок и бегом возвращаются на свои места. Переходим к основной работе “Тропинка к здоровью” • “Ах, осанка – загляденье” – ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе, скрестным шагом, боком, приставным шагом. Проверить осанку у стенки • Лазание по гимнастической стенке с грузом на голове Уложить гимнастические маты • “Сила мускулов” – отжимание на гимнастической скамейке “Воздух” – 7–10 раз “Вода” – 10–15 раз спина прямая • “Переправа” – ходьба по гимнастическому канату • “Зоркий глаз” – работа по таблице • “Щит от простуды” Точечный массаж • “Преграда” – проползание под веревкой с колокольчиком Задетый колокольчик – ошибка • “Грация – осанка” – упражнения с гимнастической палкой: перебирая руками, прогнуться. Задержать положение лодочки: голову – вверх, взгляд – вперед. Подвижная игра с использованием упражнения на дыхание. Команды по сигналу дуют на шар и должны пригнать его на середину зала. Больше делать выдохов. Кто быстрее. У: После серии упражнения для здоровья мы немного отдохнем. Каждая команда участвует в конкурсе: “Марья-искусница”. Задание – соткать ковер. Комплекс Хатха-йога № 3. • “Кошка” • сидя на пятках - “поза ребенка” • поза “головоколенная” – сидя, взяться за носки • поза “Лотос”, “полулотос” Полный сед Ноги в коленях не сгибать Плавный переход Релаксация: на поляну прилетела бабочка. У: Текст: “реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, дышим легко,… ровно… глубоко”. Выход с релаксации: подтянуться, улыбнуться, открыть глаза. Музыкальное сопровождение Построение, переход на скамейку. Гимнастика для глаз с флажком, с ракетками для глаз. Капитаны раздают ракетки для глаз. А в это время Вирус напал на гостей. Мы занимались, выполняли щит от простуды, а гости – нет. Их защитит доктор Градусник. Домашнее задание показывает Гантелькин: • из положения сидя, ноги скрестно, руки за головой, встать и сделать повороты, принять исходное положение. С прямой спинкой (на осанку). Подведение итогов урока, анализ работы команд. Ребята сами оценивают себя, раздавая сердечки здоровья: красное – 5; зеленое – 4; желтое – 3. | |
Просмотров: 666 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|