Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Полоса препятствий на уроках физической культуры
Учащиеся младших классов любят преодолевать различные препятствия, что вызывает у них интерес к урокам физической культуры. Поэтому на протяжении нескольких лет, проводя уроки по разделу «Гимнастика» в 5 – 7 классах, я практикую включение в них преодоление полосы препятствий. Время для этого выкраиваю по-разному. Если урок посвящен совершенствованию ранее полученных навыков и умений, то упражнения на полосе препятствий выполняются в основной части урока. Надо лишь заблаговременно предусмотреть эту работу, подготовить инвентарь, и тогда на установление в спортивном зале полосы препятствий будет затрачено минимальное время – от 1 до 2 минут. Выполнение упражнений на полосе препятствий способствует развитию двигательных качеств учащихся, совершенствованию и закреплению полученных ими навыков, повышению эмоционального уровня урока гимнастики. Элементы полосы препятствий в 5 – 7 классах одни и те же. Это позволяет сократить время для приготовления мест занятий от урока к уроку в спортивном зале размером 9x18 с учетом возраста занимающихся. На старте слежу за интервалом 10сек. и располагаю учеников не по росту, а по физической подготовленности: впереди учащиеся с высокой, затем со средней и, наконец, с низкой подготовленностью.
Даю примерную схему размещения препятствий с указанием способов их преодоления и высоты снарядов.
1. «Опорный прыжок».
В 5 классе - это «вскок в упор, присев на козла» (высота 90-100 см)
Для безопасности и облегчения страховки предлагаю совершать прыжок через коня (высотой 90 см), делать «соскок выпрямившись», «соскок прогнувшись» не требую, т.к далее следует «бег к очередному препятствию».
В 6 классе ученики на этом этапе делают «прыжок через козла (высота 100 см) ноги врозь».
В 7 классе «прыжок через козла» - мальчики (высота снаряда110 см), «прыжок, согнув ноги», - девочки. Эта же высота – «прыжок - ноги врозь».
Опорные прыжки через коня и козла предлагаю выполнять учащимся лишь после того, как они хорошо разучены и усвоены. Удобнее всего располагать учеников пред собой на скамейке, т.к. учителю физической культуры необходимо, находясь на страховке опорного прыжка, видеть всех занимающихся, давать старт и следить за финишем.
2. «Прыжок по «кочкам» - преодоление условного болота.
На этом этапе полосы препятствий я располагаю 5 – 6 «кочек»: размечаю на полу круги диаметром 30-35 см на расстоянии 60-80 см друг от друга. «Кочки» располагаются не по прямой, а зигзагом для усложнения преодоления препятствий.
3. «Упражнения на гимнастической скамейке».
В 5 классе – «Лежа на животе, подтягиваясь двумя руками».
В 6 классе – «Прыжки: ноги врозь, с опорой руками о скамейку (как через козла).
Здесь я даю задание преодолеть препятствие за 2 – 3 прыжка, стараясь ставить прямые руки на скамейку дальше (подготовительное упражнение для постановки рук и отталкивания в «опорных прыжках через козла: ноги врозь»).
В 7 классе – «Прыжки через скамейку на обеих ногах с продвижением вперед» (5 прыжков) или «Преодоление ее за 3 прыжка» (подготовительное упражнение для опорного прыжка, согнув ноги) с постановкой рук на скамейку.
4. «Прыжок в высоту с небольшого прямого разбега».
В 5 классе – высота 60 – 70 см.
В 6 классе – высота 70 – 80 см. Располагаю препятствие – натянутую между стойками под углом 45 гр. к направлению движения веревочку или резинку с флажками на ней.
В 7 классе – высота 75 – 85 см.
Высота препятствий зависит от степени подготовленности учащихся. Вместо одного прыжка в высоту иногда предлагаю ученикам преодолеть три препятствия, которые установлены на небольшой высоте и расположены в 70 – 90 см друг от друга. В этом случае высота препятствий снижается на 10 см в каждом классе.
В 7 классе учащиеся выполняют прыжки, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.
5. «Кувырок вперед» следует после преодоления высоты. Поэтому расстояние от предыдущего препятствия до мата, на котором совершается «кувырок вперед» пятиклассниками, не более 1 метра (для того чтобы учащиеся не выполняли прыжок с разбега со скорости, во избежание травм).
В 6 классе занимающиеся выполняют подряд два «кувырка вперед».
В 7 классе расстояние до матов увеличивается до 1,5 – 2 м, и первый кувырок выполняется прыжком.
6. «Ходьба по наклонной плоскости (скамейке)», закрепленной на высоте 130 – 150 см.
В 5 классе – «Передвижение на коленях, держась руками за края скамейки»
В 6 – 7 классах – «Передвижение в упоре» (присев, достать верхнюю рейку и спуститься по гимнастической стенке вниз).
7. «Ходьба или бег по бревну» (высота 30 – 50 см).
В зале есть облегченное бревно, которое легко переносится и устанавливается двумя учащимися.
В 5 классе предлагаю ходьбу приставным шагом.
В 6 – 7 - с переноской набивного мяча (3 кг).
8. «Лазание по канату»
С бревна учащиеся прыгают на маты, расположенные в 50 – 80см под канатом.
В 5 классе - лазание в три приема до отметки: мальчики – 3 метра, девочки – 2.
В 6 классе - лазание на ту же высоту, но в два приема.
В 7 классе – лазание в два приема: мальчики – 3 метра, девочки - 2 метра.
В каждом классе есть обычно слабо подготовленные ученики, чрезмерно полные. Для того чтобы они не пропустили это препятствие, предлагаю пятиклассникам 3 раза, а ученикам 6 – 7 классов пять раз, - забраться и опуститься по гимнастической стенке.
9. «Проползание по-пластунски через «мышеловку» - под навешенными на стойки веревками с флажками» (4-5 ворот, высота 30-60 см).
10. «Прыжок в длину с места или с шага через условный ручей, «ров».
Размеченные две линии, которые расположены одна от другой на расстоянии: для учащихся 5 классов – 120-140 см, 6 классе - 130-160 см, 7 классе - 140-180 см. Расстояние от «мышеловки» до «рва» - 80-100 см.
11. На последнем этапе – «Метание 3 теннисных мячей в цель – квадрат 1x1м, нарисованный на стене на расстоянии 6 метров от линии метания».
При попадании в цель с первого броска полоса считается законченной. Если первый и второй броски были неудачны, ученик использует третью попытку. Независимо от результатов ее он завершает преодоление полосы препятствий.
http://images.gw.kz/image/04a8478ed66c0be7/ (ссылка на схему полосы препятствий)
Опыт показал, что при преодолении таких препятствий, как условное болото (кочки), бревно, «мышеловка», «ров», учащиеся допускают ошибки. Они неправильно преодолевают их, прыгают мимо «кочек», сходят с бревна, задевают навешанные флажки на воротах «мышеловки», не перепрыгивают ров. Допустившим ошибки предлагается повторить преодоление препятствия до 3 раз. На этих «трудных» этапах я ставлю судей из числа освобожденных учеников или учеников, успешно закончивших преодоление полосы. Девочки судят мальчиков и наоборот.
Также на уроках ученики преодолевают полосу препятствий командами. Они составляются методом подбора: из наиболее подготовленных учеников назначаются капитаны, которые по очереди вызывают учащихся. Команды составляются смешанные от 5 до 8 человек. На старте команды выстраиваются в шеренгу, капитан команды по своему усмотрению расставляет команду, устанавливает очередность преодоления препятствий.
В 7 классе, где одна из задач двух последних уроков – развитие общей выносливости: учащиеся с перерывами для отдыха преодолевают полосу препятствий 3-4 раза.
Чтобы поддерживать интерес соревнующихся, предлагается следующая схема прохождения полосы препятствий:
1. Пробная попытка (разминка).
2. Преодоление полосы с раздельным стартом на время (личные соревнования)
3. Преодоление полосы командой (командные соревнования).
4. Финальные соревнования (отдельно среди мальчиков и девочек), в которых участвуют 5 – 6 лучших учеников, остальные отдыхают и выполняют роль судей.
Исходя из условий оборудования спортивного зала и размещения гимнастического инвентаря, меняю и расположение этапов. Изменение высоты снарядов и препятствий, усложнение условий выполнения упражнений, преодоление полосы препятствий развивают у учащихся 8 – 11 классов силу и общую выносливость.
Весной на уроках по разделу «Легкая атлетика» во время дождливой погоды на занятиях в спортивном зале также включаю в уроки прохождения полосы препятствий, но уже больше направленных на легкоатлетические и прикладные виды.
Во всех случаях подчеркиваю важность правильного выполнения упражнений для успешного преодоления полосы препятствий. Обучаю учащихся самостраховке, осуществляю страховку сам и дополнительно пользуюсь помощью освобожденных учеников.
Категория: Физическая культура | Добавил: superzema1974 (2016-02-19) | Автор: Сопко Сергей Николаевич E
Просмотров: 6207 | Теги: 7 класс, 6 класс, 5 класс, гимнастика | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru