Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Учащиеся младших классов любят преодолевать различные препятствия, что вызывает у них интерес к урокам физической культуры. Поэтому на протяжении нескольких лет, проводя уроки по разделу «Гимнастика» в 5 – 7 классах, я практикую включение в них преодоление полосы препятствий. Время для этого выкраиваю по-разному. Если урок посвящен совершенствованию ранее полученных навыков и умений, то упражнения на полосе препятствий выполняются в основной части урока. Надо лишь заблаговременно предусмотреть эту работу, подготовить инвентарь, и тогда на установление в спортивном зале полосы препятствий будет затрачено минимальное время – от 1 до 2 минут. Выполнение упражнений на полосе препятствий способствует развитию двигательных качеств учащихся, совершенствованию и закреплению полученных ими навыков, повышению эмоционального уровня урока гимнастики. Элементы полосы препятствий в 5 – 7 классах одни и те же. Это позволяет сократить время для приготовления мест занятий от урока к уроку в спортивном зале размером 9x18 с учетом возраста занимающихся. На старте слежу за интервалом 10сек. и располагаю учеников не по росту, а по физической подготовленности: впереди учащиеся с высокой, затем со средней и, наконец, с низкой подготовленностью. Даю примерную схему размещения препятствий с указанием способов их преодоления и высоты снарядов. 1. «Опорный прыжок». В 5 классе - это «вскок в упор, присев на козла» (высота 90-100 см) Для безопасности и облегчения страховки предлагаю совершать прыжок через коня (высотой 90 см), делать «соскок выпрямившись», «соскок прогнувшись» не требую, т.к далее следует «бег к очередному препятствию». В 6 классе ученики на этом этапе делают «прыжок через козла (высота 100 см) ноги врозь». В 7 классе «прыжок через козла» - мальчики (высота снаряда110 см), «прыжок, согнув ноги», - девочки. Эта же высота – «прыжок - ноги врозь». Опорные прыжки через коня и козла предлагаю выполнять учащимся лишь после того, как они хорошо разучены и усвоены. Удобнее всего располагать учеников пред собой на скамейке, т.к. учителю физической культуры необходимо, находясь на страховке опорного прыжка, видеть всех занимающихся, давать старт и следить за финишем. 2. «Прыжок по «кочкам» - преодоление условного болота. На этом этапе полосы препятствий я располагаю 5 – 6 «кочек»: размечаю на полу круги диаметром 30-35 см на расстоянии 60-80 см друг от друга. «Кочки» располагаются не по прямой, а зигзагом для усложнения преодоления препятствий. 3. «Упражнения на гимнастической скамейке». В 5 классе – «Лежа на животе, подтягиваясь двумя руками». В 6 классе – «Прыжки: ноги врозь, с опорой руками о скамейку (как через козла). Здесь я даю задание преодолеть препятствие за 2 – 3 прыжка, стараясь ставить прямые руки на скамейку дальше (подготовительное упражнение для постановки рук и отталкивания в «опорных прыжках через козла: ноги врозь»). В 7 классе – «Прыжки через скамейку на обеих ногах с продвижением вперед» (5 прыжков) или «Преодоление ее за 3 прыжка» (подготовительное упражнение для опорного прыжка, согнув ноги) с постановкой рук на скамейку. 4. «Прыжок в высоту с небольшого прямого разбега». В 5 классе – высота 60 – 70 см. В 6 классе – высота 70 – 80 см. Располагаю препятствие – натянутую между стойками под углом 45 гр. к направлению движения веревочку или резинку с флажками на ней. В 7 классе – высота 75 – 85 см. Высота препятствий зависит от степени подготовленности учащихся. Вместо одного прыжка в высоту иногда предлагаю ученикам преодолеть три препятствия, которые установлены на небольшой высоте и расположены в 70 – 90 см друг от друга. В этом случае высота препятствий снижается на 10 см в каждом классе. В 7 классе учащиеся выполняют прыжки, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. 5. «Кувырок вперед» следует после преодоления высоты. Поэтому расстояние от предыдущего препятствия до мата, на котором совершается «кувырок вперед» пятиклассниками, не более 1 метра (для того чтобы учащиеся не выполняли прыжок с разбега со скорости, во избежание травм). В 6 классе занимающиеся выполняют подряд два «кувырка вперед». В 7 классе расстояние до матов увеличивается до 1,5 – 2 м, и первый кувырок выполняется прыжком. 6. «Ходьба по наклонной плоскости (скамейке)», закрепленной на высоте 130 – 150 см. В 5 классе – «Передвижение на коленях, держась руками за края скамейки» В 6 – 7 классах – «Передвижение в упоре» (присев, достать верхнюю рейку и спуститься по гимнастической стенке вниз). 7. «Ходьба или бег по бревну» (высота 30 – 50 см). В зале есть облегченное бревно, которое легко переносится и устанавливается двумя учащимися. В 5 классе предлагаю ходьбу приставным шагом. В 6 – 7 - с переноской набивного мяча (3 кг). 8. «Лазание по канату» С бревна учащиеся прыгают на маты, расположенные в 50 – 80см под канатом. В 5 классе - лазание в три приема до отметки: мальчики – 3 метра, девочки – 2. В 6 классе - лазание на ту же высоту, но в два приема. В 7 классе – лазание в два приема: мальчики – 3 метра, девочки - 2 метра. В каждом классе есть обычно слабо подготовленные ученики, чрезмерно полные. Для того чтобы они не пропустили это препятствие, предлагаю пятиклассникам 3 раза, а ученикам 6 – 7 классов пять раз, - забраться и опуститься по гимнастической стенке. 9. «Проползание по-пластунски через «мышеловку» - под навешенными на стойки веревками с флажками» (4-5 ворот, высота 30-60 см). 10. «Прыжок в длину с места или с шага через условный ручей, «ров». Размеченные две линии, которые расположены одна от другой на расстоянии: для учащихся 5 классов – 120-140 см, 6 классе - 130-160 см, 7 классе - 140-180 см. Расстояние от «мышеловки» до «рва» - 80-100 см. 11. На последнем этапе – «Метание 3 теннисных мячей в цель – квадрат 1x1м, нарисованный на стене на расстоянии 6 метров от линии метания». При попадании в цель с первого броска полоса считается законченной. Если первый и второй броски были неудачны, ученик использует третью попытку. Независимо от результатов ее он завершает преодоление полосы препятствий. http://images.gw.kz/image/04a8478ed66c0be7/ (ссылка на схему полосы препятствий) Опыт показал, что при преодолении таких препятствий, как условное болото (кочки), бревно, «мышеловка», «ров», учащиеся допускают ошибки. Они неправильно преодолевают их, прыгают мимо «кочек», сходят с бревна, задевают навешанные флажки на воротах «мышеловки», не перепрыгивают ров. Допустившим ошибки предлагается повторить преодоление препятствия до 3 раз. На этих «трудных» этапах я ставлю судей из числа освобожденных учеников или учеников, успешно закончивших преодоление полосы. Девочки судят мальчиков и наоборот. Также на уроках ученики преодолевают полосу препятствий командами. Они составляются методом подбора: из наиболее подготовленных учеников назначаются капитаны, которые по очереди вызывают учащихся. Команды составляются смешанные от 5 до 8 человек. На старте команды выстраиваются в шеренгу, капитан команды по своему усмотрению расставляет команду, устанавливает очередность преодоления препятствий. В 7 классе, где одна из задач двух последних уроков – развитие общей выносливости: учащиеся с перерывами для отдыха преодолевают полосу препятствий 3-4 раза. Чтобы поддерживать интерес соревнующихся, предлагается следующая схема прохождения полосы препятствий: 1. Пробная попытка (разминка). 2. Преодоление полосы с раздельным стартом на время (личные соревнования) 3. Преодоление полосы командой (командные соревнования). 4. Финальные соревнования (отдельно среди мальчиков и девочек), в которых участвуют 5 – 6 лучших учеников, остальные отдыхают и выполняют роль судей. Исходя из условий оборудования спортивного зала и размещения гимнастического инвентаря, меняю и расположение этапов. Изменение высоты снарядов и препятствий, усложнение условий выполнения упражнений, преодоление полосы препятствий развивают у учащихся 8 – 11 классов силу и общую выносливость. Весной на уроках по разделу «Легкая атлетика» во время дождливой погоды на занятиях в спортивном зале также включаю в уроки прохождения полосы препятствий, но уже больше направленных на легкоатлетические и прикладные виды. Во всех случаях подчеркиваю важность правильного выполнения упражнений для успешного преодоления полосы препятствий. Обучаю учащихся самостраховке, осуществляю страховку сам и дополнительно пользуюсь помощью освобожденных учеников. | |
Просмотров: 6207 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|