Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Педагог дополнительного образования Колесникова Н. Б. г. Семей Доклад: «Влияние занятий туристским многоборьем на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся» Актуальность доклада. В решении проблемы всестороннего физического развития, физической подготовленности, и воспитания школьников, туризму не всегда отводится достой-ное место. Причин этой недостойности много. Вероятно, одна из них состоит в слабой подготовленности учителей школы по туризму и слабым материальным обеспечением. Поэтому в данной работе сделана попытка поднять авторитет туризма, показать, что туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым средством под-готовки школьников к жизни, «морально-волевых качеств» необходимых в повседневной жизни, воспитание патриотизма, любви к природе, к родному краю. В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенного отдыха. В спортивном туризме достаточно эффективно реализуется не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Экскурсионно-туристическая работа, как один из наиболее действенных и эффективных методов воспитания школьников, служит обязательной формой внеклассной работы с учащимися. Главный ее показатель - число проведенных походов и соревнований, качество краеведческой работы, подготовка значкистов «Юный турист», «Турист Казахстана», разрядников, инструкторов. Возникновение предпосылок для организованных походов и путешест¬вий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания. В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения шоры и фауны отдалённых районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле. Туристский поход – пеший (горный, лыжный водный велосипедный) переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня. Многодневные (свыше трех дней) путешествия с учащимися могут быть местными и дальними (за пределы своей области, края, республики), категорийными. Последние проходят по труднопроходимой мало населенной местности большой протяженности с естественными препятствиями. Виды туризма, их особенности и перспективы развития Виды туризма, включенные в Единую спортивную квалификацию: Пешеходный туризм. Особенности вида. Районы походов. Препятствия: (перевалы, вершины, траверсы, болота, переправы, каньоны, удаленность от населенных мест, травянистые склоны, скалы, снежники, ледники, тайга, тундра, кустарник, отсутствие троп, тяжелые рюкзаки и т. д.). Лыжный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, замерзшие водопады, наледи, трещины, снежные и ледовые склоны, фирны, карнизы, походы в Арктике, высокогорье, сложные природные условия, низкая температура, снегопады, метели, пурга, ограниченная, видимость, лавиноопасность, короткий световой день, глубокий не утоптанный снег, тяжелые рюкзаки). Горный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, травянистые склоны, осыпи скалы, ледопады, трещины, карнизы, переправы, высота и т. д.). Водный туризм . Особенности вида. Районы походов, реки, препятствия (пороги, каскады порогов, каньоны, водопады, завалы, заломы, прижимы). Средства сплава (каяки, байдарки, катамараны, лодки, плоты, честеры, и т. д.). Велосипедный туризм . Особенности вида (протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велосипедистов). Авто–, мототуризм . Особенности автотуризма. Возможности широкого познания достопримечательностей. Особенности движения группой, реагирование на различные дорожные ситуации, технические знания, умение обслуживать технику. Специальное снаряжение для авто-, мототуризма. Особенности ориентирования, применение ДжиПиЭс. Спелеотуризм. Особенности спелеотуризма. Карстовые явления. Этапы развития пещер. Районы походов. Препятствия – колодцы, отвесы, реки, озера, сифоны, завалы, лед, усложняющие факторы – темнота, сырость, температура, близкая к нулевой, сложности ориентирования. Парусный туризм . Особенности парусного туризма. Характеристика водоемов для парусного туризма. Препятствия: волны, течение, мели, камни, природные явления: ветер, штиль, дождь, гроза. Виды парусных судов, особенности их вождения. Взаимодействие с ГИМС. Особенности ориентирования. Использование приборов ДжиПиЭс. Конный туризм. Особенности вида. Препятствия: таежные и горные тропы, перевалы, засеки, канавы, рвы, заборы, кусты, мостики, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки, ветви деревьев, одиночные упавшие деревья, скальные выходы, переправы отсутствие тропы. Типы лошадей, породы лошадей, масти лошадей. Специальное снаряжение и упряжь. Уход за лошадьми. Особенности физической подготовленности туристов Выносливость – одна из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В соревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживать большую по объему и интенсивную соревновательную нагрузку. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающим здесь являются сердечно – сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы. Развивать выносливость нужно с учетом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК). При больших интенсивных нагрузках ЧСС повышается до 300 % и более по отношению к нормальной (60 уд./мин.), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС. У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС: – низкий уровень – 90-130 уд./мин; – средний уровень – 130-170 уд/мин; – высокий уровень – 170-190 уд/мин Развитие силы – это не только развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определен¬ной мощности, типичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц. Является только основной для развития динамической силы туриста. В туристической практике наибольшее значение имеет динамическая сила мышц ног. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительное времени. А также способностью многих мышечных групп (ног, рук, спины и т. д) к предельным кратковременным напряжениям. При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и усилению запасов энергетических веществ. Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленные на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движение в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов. Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции спортсмена. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательными методами, основное внимание уделяя при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи. Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом: а) общая физическая подготовка – 2 ч; б) общая туристская подготовка – 4 ч; в) специальная туристская подготовка – 4 ч; г) преодоление элементов рельефа – 6-8ч; д) контрольная тренировка – до 10 ч. Развитие и совершенствование специальных психических качеств туристов В каждом виде спорта для спортсменов характерны свои специализированные психические процессы и качества, уровень развития которого влияет на спортивные результаты. К наиболее важным из них для туристов можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентирование в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление. Поход, как средство воспитания школьников Существует несколько десятков определений туризма, этого уникального и многогранного социального явления, завоевавшего весь мир. Педагогу, воспитателю, который обращается со школьниками только в классе, трудно порой разобраться в характерах своих подопечных. На маршруте же почти все де¬ти «раскрепощаются», отходят от стереотипов поведения, педагог ви-дит их с других, подчас неожиданных для себя сторон. Впрочем, как и учащиеся – его самого. Взрослый может в походе завоевать безого¬ворочный авторитет, а может и потерять его совсем. Вот, допустим, есть в классе этакий середнячок – учится средне, ни¬чем особо не выделяется, инициативы не проявляет, И находится где-то на «задворках» коллектива. А в походе вдруг выясняется, что это прекрасный ребенок, готовым первым оказать помощь. В путешествиях не раз приходится брать груз у более слабого или натёршего ногу товарища, отдавать свою последнюю сухую рубашку или свитер. Бывает, из-за чьей-то шалости или недисциплинированности вся группа вынуждена сойти с маршрута. Один, не выполнивший порученное ему дело (не проверил палатку, забыл дома крупу, не узнал расписания поездов...), способен поставить своих спутников в труд¬ную, подчас аварийную ситуацию. Ведь тут не игра, не придуманные трудности и опасности - вполне реальные, ощутимые. Дома подобные промахи как-то незаметны, в походе они сказываются на всю группу. Закалке туриста позавидуют и многие спортсмены. Опытным любителям странствий не страшны ни ветер, ни холод, ни дождь Редкий путешественник получит хотя бы насморк после целого дня пу¬ти в мокрых носках и обуви. Те же, кто не раз совершал длительные походы, не только физически здоровее, выносливее, но и способны делать многое, столь необходимое в жизни. И заботиться о других. Они приучены к самостоятельности. Поход – лишь средство воспитания. Плохо проведённое путешествие МОЖЕТ НАНЕСТИ И ВРЕД духовному облику юных туристов. Поскольку закрепит отрицательные черты характера и стиль взаимоотношений. Поэтому до тех пор, пока в группе не будет «здорового» психологического микроклимата, нельзя отправляться в длительное путешествие – коллектива. Чтобы создать его, ходите на первых порах в короткие походы по родному краю. И не надейтесь на скорый успех. Терпение непременная черта и обязанность воспитателя | |
Просмотров: 842 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|