Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Доклад: «Влияние занятий туристским многоборьем на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся»
Педагог дополнительного образования Колесникова Н. Б.
г. Семей
Доклад: «Влияние занятий туристским многоборьем на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся»
Актуальность доклада. В решении проблемы всестороннего физического развития, физической подготовленности, и воспитания школьников, туризму не всегда отводится достой-ное место. Причин этой недостойности много. Вероятно, одна из них состоит в слабой подготовленности учителей школы по туризму и слабым материальным обеспечением. Поэтому в данной работе сделана попытка поднять авторитет туризма, показать, что туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым средством под-готовки школьников к жизни, «морально-волевых качеств» необходимых в повседневной жизни, воспитание патриотизма, любви к природе, к родному краю.
В теории физической культуры туризм относят к ее фоновым видам, в частности к рекреативной физической культуре, представленной в режиме расширенного отдыха.
В спортивном туризме достаточно эффективно реализуется не только специфические функции физической культуры: образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Спортивный туризм имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Экскурсионно-туристическая работа, как один из наиболее действенных и эффективных методов воспитания школьников, служит обязательной формой внеклассной работы с учащимися. Главный ее показатель - число проведенных походов и соревнований, качество краеведческой работы, подготовка значкистов «Юный турист», «Турист Казахстана», разрядников, инструкторов.
Возникновение предпосылок для организованных походов и путешест¬вий связано с ранними периодами истории человечества, когда племена или целые роды были вынуждены в поисках наиболее оптимальных условий для существования совершать длительные переходы. По свидетельству историков, племена и роды выделяли даже специальных разведчиков новых мест обитания.
В более поздний период развития общества умения и навыки людей совершать длительные и скоростные переходы по труднодоступным местам стали играть важную военную роль. В дальнейшем возникает общественная необходимость в специальных экспедициях для изучения шоры и фауны отдалённых районов земного шара, культурных ценностей отдельных народностей, поиска полезных ископаемых, уточнения географических представлений о Земле.
Туристский поход – пеший (горный, лыжный водный велосипедный) переход группы школьников по определенному маршруту с воспитательными, спортивно-оздоровительными и познавательными целями продолжительностью в один, два, три дня.
Многодневные (свыше трех дней) путешествия с учащимися могут быть местными и дальними (за пределы своей области, края, республики), категорийными. Последние проходят по труднопроходимой мало населенной местности большой протяженности с естественными препятствиями.
Виды туризма, их особенности и перспективы развития
Виды туризма, включенные в Единую спортивную квалификацию:
Пешеходный туризм. Особенности вида. Районы походов. Препятствия: (перевалы, вершины, траверсы, болота, переправы, каньоны, удаленность от населенных мест, травянистые склоны, скалы, снежники, ледники, тайга, тундра, кустарник, отсутствие троп, тяжелые рюкзаки и т. д.).
Лыжный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, каньоны, замерзшие водопады, наледи, трещины, снежные и ледовые склоны, фирны, карнизы, походы в Арктике, высокогорье, сложные природные условия, низкая температура, снегопады, метели, пурга, ограниченная, видимость, лавиноопасность, короткий световой день, глубокий не утоптанный снег, тяжелые рюкзаки).
Горный туризм . Особенности вида. Районы походов. Препятствия (перевалы, вершины, траверсы, травянистые склоны, осыпи скалы, ледопады, трещины, карнизы, переправы, высота и т. д.).
Водный туризм . Особенности вида. Районы походов, реки, препятствия (пороги, каскады порогов, каньоны, водопады, завалы, заломы, прижимы). Средства сплава (каяки, байдарки, катамараны, лодки, плоты, честеры, и т. д.).
Велосипедный туризм . Особенности вида (протяженные маршруты, движение группой, умение обслуживать и ремонтировать велосипеды, движение по тропам и бездорожью, включение в маршруты категорированных препятствий, переправ, специальное снаряжение для велосипедистов).
Авто–, мототуризм . Особенности автотуризма. Возможности широкого познания достопримечательностей. Особенности движения группой, реагирование на различные дорожные ситуации, технические знания, умение обслуживать технику. Специальное снаряжение для авто-, мототуризма. Особенности ориентирования, применение ДжиПиЭс.
Спелеотуризм. Особенности спелеотуризма. Карстовые явления. Этапы развития пещер. Районы походов. Препятствия – колодцы, отвесы, реки, озера, сифоны, завалы, лед, усложняющие факторы – темнота, сырость, температура, близкая к нулевой, сложности ориентирования.
Парусный туризм . Особенности парусного туризма. Характеристика водоемов для парусного туризма. Препятствия: волны, течение, мели, камни, природные явления: ветер, штиль, дождь, гроза. Виды парусных судов, особенности их вождения. Взаимодействие с ГИМС. Особенности ориентирования. Использование приборов ДжиПиЭс.
Конный туризм. Особенности вида. Препятствия: таежные и горные тропы, перевалы, засеки, канавы, рвы, заборы, кусты, мостики, лесные завалы, обрывистые берега рек и оврагов, болотца, кочковатые лужайки, ветви деревьев, одиночные упавшие деревья, скальные выходы, переправы отсутствие тропы. Типы лошадей, породы лошадей, масти лошадей. Специальное снаряжение и упряжь. Уход за лошадьми.
Особенности физической подготовленности туристов
Выносливость – одна из самых важных физических качеств туристов. Определяется она как возможность длительное время проявлять высокую работоспособность. В соревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживать большую по объему и интенсивную соревновательную нагрузку. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающим здесь являются сердечно – сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы.
Развивать выносливость нужно с учетом основных физиологических показателей туриста: частотой сердечных сокращений (ЧСС) и максимальным потреблением кислорода (МПК).
При больших интенсивных нагрузках ЧСС повышается до 300 % и более по отношению к нормальной (60 уд./мин.), но при снятии нагрузки наблюдается восстановление нормальной ЧСС.
У достаточно тренированных туристов восстановление происходит в течение нескольких минут. В туризме принято выделять следующие уровни интенсивности нагрузки по ЧСС:
– низкий уровень – 90-130 уд./мин;
– средний уровень – 130-170 уд/мин;
– высокий уровень – 170-190 уд/мин
Развитие силы – это не только развитие мускулатуры всего тела туриста, сколько развитие приспособленности мышц к динамической работе определен¬ной мощности, типичной для туристов. Абсолютная сила мышц, развитая путем отягощений за счет простого увеличения физиологического поперечника мышц. Является только основной для развития динамической силы туриста.
В туристической практике наибольшее значение имеет динамическая сила мышц ног. Однако физическое совершенствование предусматривает гармоничное развитие всех групп мышц. Сила туриста характеризуется способностью его мышц выдерживать умеренные напряжения в течение длительное времени. А также способностью многих мышечных групп (ног, рук, спины и т. д) к предельным кратковременным напряжениям.
При любых физических упражнениях, особенно силовых, мышечная масса увеличивается, что приводит к усилению кровообращения и усилению запасов энергетических веществ.
Подвижность в суставах определяет гибкость тела, быстроту движений и ловкость. Все эти качества нужны в туристских походах и соревнованиях. Подвижность можно развить систематическими упражнениями, направленные на увеличение эластичности связок и мышц. Важную роль при этом играют упражнения на гибкость, которые позволяют выполнять движение в суставах с большой амплитудой, развивающие подвижность плечевого пояса, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов.
Быстрота движений определяется эластичностью мышц и подвижностью в суставах, кроме того, зависит от силы, технической подготовленности и реакции спортсмена. Быстроту движений у туристов целесообразно развивать игровым и соревновательными методами, основное внимание уделяя при этом умению оперативно и правильно решать двигательные и специальные технические задачи.
Продолжительность одной тренировки по видам подготовки рекомендуется планировать следующим образом:
а) общая физическая подготовка – 2 ч;
б) общая туристская подготовка – 4 ч;
в) специальная туристская подготовка – 4 ч;
г) преодоление элементов рельефа – 6-8ч;
д) контрольная тренировка – до 10 ч.
Развитие и совершенствование специальных психических качеств туристов
В каждом виде спорта для спортсменов характерны свои специализированные психические процессы и качества, уровень развития которого влияет на спортивные результаты. К наиболее важным из них для туристов можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентирование в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.
Поход, как средство воспитания школьников
Существует несколько десятков определений туризма, этого уникального и многогранного социального явления, завоевавшего весь мир. Педагогу, воспитателю, который обращается со школьниками только в классе, трудно порой разобраться в характерах своих подопечных. На маршруте же почти все де¬ти «раскрепощаются», отходят от стереотипов поведения, педагог ви-дит их с других, подчас неожиданных для себя сторон. Впрочем, как и учащиеся – его самого. Взрослый может в походе завоевать безого¬ворочный авторитет, а может и потерять его совсем. Вот, допустим, есть в классе этакий середнячок – учится средне, ни¬чем особо не выделяется, инициативы не проявляет, И находится где-то на «задворках» коллектива. А в походе вдруг выясняется, что это прекрасный ребенок, готовым первым оказать помощь.
В путешествиях не раз приходится брать груз у более слабого или натёршего ногу товарища, отдавать свою последнюю сухую рубашку или свитер. Бывает, из-за чьей-то шалости или недисциплинированности вся группа вынуждена сойти с маршрута. Один, не выполнивший порученное ему дело (не проверил палатку, забыл дома крупу, не узнал расписания поездов...), способен поставить своих спутников в труд¬ную, подчас аварийную ситуацию. Ведь тут не игра, не придуманные трудности и опасности - вполне реальные, ощутимые. Дома подобные промахи как-то незаметны, в походе они сказываются на всю группу.
Закалке туриста позавидуют и многие спортсмены. Опытным любителям странствий не страшны ни ветер, ни холод, ни дождь Редкий путешественник получит хотя бы насморк после целого дня пу¬ти в мокрых носках и обуви.
Те же, кто не раз совершал длительные походы, не только физически здоровее, выносливее, но и способны делать многое, столь необходимое в жизни. И заботиться о других. Они приучены к самостоятельности. Поход – лишь средство воспитания. Плохо проведённое путешествие МОЖЕТ НАНЕСТИ И ВРЕД духовному облику юных туристов. Поскольку закрепит отрицательные черты характера и стиль взаимоотношений. Поэтому до тех пор, пока в группе не будет «здорового» психологического микроклимата, нельзя отправляться в длительное путешествие – коллектива. Чтобы создать его, ходите на первых порах в короткие походы по родному краю. И не надейтесь на скорый успех. Терпение непременная черта и обязанность воспитателя
Категория: Физическая культура | Добавил: nadezhdakolesnikova63 (2016-02-22) | Автор: Колесникова Н.Б. E
Просмотров: 842 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru