Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контроль¬ных испытаний «на гибкость» требуется оп¬ределенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности. 1. Наклоны туловища вперед в положении седа. Оборудование: скамья, сантиметр. Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз. Результат: Количество сантиметров. ТЕСТЫ, МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Основными методами оценки КС являются: метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о сте¬пени развития КС воспитанников. Системати¬чески проводя урочные и внеурочные заня¬тия, учитель (тренер) имеет возможность не¬однократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники раз¬личным двигательным действиям (гимнасти¬ческим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво пере¬страивают они двигательные действия в ситу¬ациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требова¬ния к КС человека. Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количествен¬ные характеристики. Однако данные качественные и количес¬твенные критерии, определяющие КС изоли¬рованно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересе¬ченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр комплек¬сных критериев оценки КС выступают пока¬затели эффективности (результативности) вы¬полнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления ко¬торых человек проявляет КС. Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изме¬нением направления движения; по эффектив¬ности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в услови¬ях внезапного изменения обстановки. Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, диффе¬ренцирования, оценки и отмеривания про¬странственных, временных и силовых пара¬метров движений, точность реакции на дви¬жущийся объект, целевую точность или мет¬кость. Названные показатели являются са¬мостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характе¬ризуют КС человека. Быстрота как критерий оценки КС высту¬пает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в услови¬ях дефицита времени; скорости овладения но¬выми двигательными действиями; времени(быстроты) достижения заданного уровня точ¬ности или экономичности; быстроты реагиро¬вания в сложных условиях. То же можно ска¬зать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характе¬ризуют явные (абсолютные), а другие — латентные, или скрытые (относительные) по¬казатели КС. В явных показателях не учиты¬ваются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латент¬ных — учитываются. Например, время челночного бега 3х10 м — это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 м и 30 м по прямой — это латентный показатель КС, учитывающий ско¬ростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, пос-тольку много может быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при раз¬работке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полу¬ченных в результате тестирования. Однако, если даже педагог будет вести на¬блюдение по разработанной программе, ориен-тируясь на данные нами критерии оценки КС, тем не менее таким путем он может полу¬чить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределе¬ние (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координаци¬онного развития и в связи с этим не дает воз-можности разработать сопоставительные нор¬мы уровней развития различных КС детей с учетом возрастных, половых и индивидуаль¬ных различий. Представление о развитии КС можно полу¬чить также методом экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, кото¬рый в силу своей сложности требует специ¬альных знаний. Способы проведения экспертизы многооб¬разны. Для условий школы наиболее подхо¬дящим является метод предпочтения (ран¬жирования) в соответствии с которым эк¬сперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяет¬ся числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) за¬нятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалифи¬кацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостат¬ком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характе¬ристику о степени развития КС, которая дале¬ко не всегда совпадает с объективной, дей¬ствительной оценкой. Использование аппаратурных, или инстру¬ментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физи-ческого воспитания и спорта и методы их ос¬новных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. В связи с вышесказанным, основным ме¬тодом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов. Разработка тестов для измерения КС включа¬ет в себя следующие этапы: 1) отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых пока¬зателей КС школьников всех возрастно-половых периодов; 2) разработка методики тестирова¬ния; 3) проведение тестирования разных КС на большом количестве детей 7 — 17 лет; 4) математико-статистический анализ результатов тес¬тирования и установление наиболее надежных и информативных показателей оценки КС;5) рекомендация отобранных тестов для приме¬нения в реальных условиях школы; 6) разработ¬ка нормативов по каждому из тестов. Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им под¬робно объясняют и демонстрируют правиль¬ное выполнение тестов. На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказыва¬ют внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходи¬мо давать несколько зачетных попыток (2 — 5), а для метаний на точность — 8 — 10. Пос¬ле каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, кото¬рая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучива¬ние или привыкание к опыту. Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после корот¬кой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требу¬ющими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебно¬го года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материа¬ла, чтобы установить эффект его воздействия на показатели координационной подготовлен¬ности учащихся. В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специаль¬ные упражнения или как средства трениро¬вок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания пре¬вратятся в прочный двигательный навык. Контрольные испытания наиболее целесооб¬разно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом). Приведенные в главе 4.4 тесты КС доста¬точно сложны в координационном отношении. Координационная сложность является одним из критериев отбора. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контроль¬ных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности макси¬мально избежать субъективизма при оценке КС. Рекомендуемую для массовых измерений батарею тестов «на КС» желательно проводить два дня: тесты, приведенные под номерами 1, 2, 5 — в первый день; тесты 3,4 — во второй. Эти тесты целесообразно проводить в сочета¬нии с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки конди¬ционных способностей. 1. Штрафной бросок. Оборудование: Секундомер, свисток. Процедура тестирования. Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Учащиеся 6-7 классов выполняют броски малыми мячами. При этом учащиеся 6 клас¬са могут выполнять штрафной бросок, находясь на 30 см ближе к кольцу Результат: Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч. 2. Бросок в движении. Оборудование: Секундомер, свисток. Процедура тестирования. Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвра¬щается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего— 10). Результат: Фиксируют количество точных попаданий в кольцо. 3. Передача мяча обеими руками от груди в стену. Оборудование: Секундомер, свисток. Процедура тестирования. Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют пере¬дачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихсявыполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами. Результат: Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. | |
Просмотров: 782 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|