Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГИБКОСТИ
Для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контроль¬ных испытаний «на гибкость» требуется оп¬ределенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.
1. Наклоны туловища вперед в положении седа.
Оборудование: скамья, сантиметр.
Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол, упирается ногами в линейку (перпендикуляр), наклоняет туловище вперед - вниз.
Результат: Количество сантиметров.
ТЕСТЫ, МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Основными методами оценки КС являются:
метод наблюдений, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения — один из наиболее древних. Он многое может сказать, прежде всего, опытному и грамотному педагогу о сте¬пени развития КС воспитанников. Системати¬чески проводя урочные и внеурочные заня¬тия, учитель (тренер) имеет возможность не¬однократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) обучаются школьники раз¬личным двигательным действиям (гимнасти¬ческим, спортивно-игровым); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх;
насколько своевременно и находчиво пере¬страивают они двигательные действия в ситу¬ациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требова¬ния к КС человека.
Качество наблюдений можно повысить, если опираться при этом на разработанные нами критерии оценки КС: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количествен¬ные характеристики.
Однако данные качественные и количес¬твенные критерии, определяющие КС изоли¬рованно друг от друга, встречаются крайне редко. Более распространенными являются так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересе¬ченной местности); по точности, быстроте и находчивости (в процессе спортивных игр комплек¬сных критериев оценки КС выступают пока¬затели эффективности (результативности) вы¬полнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в процессе осуществления ко¬торых человек проявляет КС.
Например, КС оценивают по результату челночного бега 3х10 или 15 м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изме¬нением направления движения; по эффектив¬ности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в услови¬ях внезапного изменения обстановки.
Проведенный анализ показывает, что все критерии оценки КС не являются простыми и однозначными. Напротив, каждый из них сложен и многозначен. Например, следует различать точность воспроизведения, диффе¬ренцирования, оценки и отмеривания про¬странственных, временных и силовых пара¬метров движений, точность реакции на дви¬жущийся объект, целевую точность или мет¬кость. Названные показатели являются са¬мостоятельно существующими проявлениями точности, которые с разных сторон характе¬ризуют КС человека.
Быстрота как критерий оценки КС высту¬пает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий; быстроты перестройки их в услови¬ях дефицита времени; скорости овладения но¬выми двигательными действиями; времени(быстроты) достижения заданного уровня точ¬ности или экономичности; быстроты реагиро¬вания в сложных условиях. То же можно ска¬зать и про остальные критерии. Следует иметь в виду также, что одни из них характе¬ризуют явные (абсолютные), а другие — латентные, или скрытые (относительные) по¬казатели КС. В явных показателях не учиты¬ваются максимальные скоростные, скоростно-силовые возможности индивида, в латент¬ных — учитываются.
Например, время челночного бега 3х10 м — это абсолютный показатель КС применительно к циклическим локомоциям (бегу), а разность во времени бега 3х10 м и 30 м по прямой — это латентный показатель КС, учитывающий ско¬ростные возможности конкретного учащегося. Поскольку весьма разнообразны различные виды специальных и специфических КС, пос-тольку много может
быть предложено явных и латентных показателей, определяющих эти способности. Это надо учитывать как при раз¬работке соответствующих методов для оценки КС, так и при анализе показателей КС, полу¬ченных в результате тестирования.
Однако, если даже педагог будет вести на¬блюдение по разработанной программе, ориен-тируясь на данные нами критерии оценки КС, тем не менее таким путем он может полу¬чить только приблизительные, относительные характеристики развития КС, которые имеют преимущественно альтернативное распределе¬ние (у данного школьника КС либо есть, либо нет). Главный недостаток метода наблюдения состоит в том, что он не позволяет выявить точные, количественные оценки координаци¬онного развития и в связи с этим не дает воз-можности разработать сопоставительные нор¬мы уровней развития различных КС детей с учетом возрастных, половых и индивидуаль¬ных различий. Представление о развитии КС можно полу¬чить также методом экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения вопроса, кото¬рый в силу своей сложности требует специ¬альных знаний. Способы проведения экспертизы многооб¬разны. Для условий школы наиболее подхо¬дящим является метод предпочтения (ран¬жирования) в соответствии с которым эк¬сперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учащимся, определяет¬ся числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше (ниже) за¬нятое место и относительный уровень КС школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалифи¬кацию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостат¬ком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характе¬ристику о степени развития КС, которая дале¬ко не всегда совпадает с объективной, дей¬ствительной оценкой. Использование аппаратурных, или инстру¬ментальных, методов позволяет получить точные качественные оценки уровня развития КС и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физи-ческого воспитания и спорта и методы их ос¬новных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. В связи с вышесказанным, основным ме¬тодом диагностики КС является применение специально отобранных двигательных тестов. Разработка тестов для измерения КС включа¬ет в себя следующие этапы: 1) отбор тестов, пригодных для оценки явных и скрытых пока¬зателей КС школьников всех возрастно-половых периодов; 2) разработка методики тестирова¬ния; 3) проведение тестирования разных КС на большом количестве детей 7 — 17 лет; 4) математико-статистический анализ результатов тес¬тирования и установление наиболее надежных и информативных показателей оценки КС;5) рекомендация отобранных тестов для приме¬нения в реальных условиях школы; 6) разработ¬ка нормативов по каждому из тестов.
Перед проведением тестов учителю следует позаботиться об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащихся информируют о целях проведения контрольных испытаний, им под¬робно объясняют и демонстрируют правиль¬ное выполнение тестов. На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказыва¬ют внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценки необходи¬мо давать несколько зачетных попыток (2 — 5), а для метаний на точность — 8 — 10. Пос¬ле каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, кото¬рая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двигательных действий. Испытуемым необходимо также предоставлять одну или несколько пробных попыток для того, чтобы облегчить разучива¬ние или привыкание к опыту. Контрольные испытания следует проводить в начале основной части занятия после корот¬кой разминки. Им не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требу¬ющими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Контрольные испытания рекомендуется проводить один раз в первой половине учебно¬го года (с 10 по 25 сентября) для определения исходного уровня КС и один раз во второй половине (с 10 по 25 мая) для выявления их изменения в течение года. Отдельные тесты можно использовать также до начала и после прохождения конкретного учебного материа¬ла, чтобы установить эффект его воздействия на показатели координационной подготовлен¬ности учащихся. В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме. Сами тесты не рекомендуется использовать как специаль¬ные упражнения или как средства трениро¬вок. В противном случае может возникнуть опасность, что контрольные испытания пре¬вратятся в прочный двигательный навык. Контрольные испытания наиболее целесооб¬разно проводить в соревновательной форме (в парах или последовательно друг за другом). Приведенные в главе 4.4 тесты КС доста¬точно сложны в координационном отношении. Координационная сложность является одним из критериев отбора. Тесты рекомендуются для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет. Отдельные из них можно использовать с 5 лет. Нет противопоказаний для проведения этих тестов и после 17 лет. Во всех контроль¬ных испытаниях использована метрическая система мер, чтобы по возможности макси¬мально избежать субъективизма при оценке КС. Рекомендуемую для массовых измерений батарею тестов «на КС» желательно проводить два дня: тесты, приведенные под номерами 1, 2, 5 — в первый день; тесты 3,4 — во второй. Эти тесты целесообразно проводить в сочета¬нии с другими контрольными испытаниями, рекомендованными ранее для оценки конди¬ционных способностей.
1. Штрафной бросок.
Оборудование: Секундомер, свисток.
Процедура тестирования. Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Учащиеся 6-7 классов выполняют броски малыми мячами. При этом учащиеся 6 клас¬са могут выполнять штрафной бросок, находясь на 30 см ближе к кольцу
Результат: Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч.
2. Бросок в движении.
Оборудование: Секундомер, свисток.
Процедура тестирования. Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвра¬щается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего— 10).
Результат: Фиксируют количество точных попаданий в кольцо.
3. Передача мяча обеими руками от груди в стену.
Оборудование: Секундомер, свисток.
Процедура тестирования. Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют пере¬дачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихсявыполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами.
Результат: Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек.
Категория: Физическая культура | Добавил: guzeev_andrey (2016-11-09) E
Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru