Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура

Статья на тему : Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников
Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников
Основные задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ- укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию. Это общеизвестно. Однако не менее важно вовремя обучить их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, т.е. в упражнениях, составляющих легкую атлетику.
Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль.
Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников.
Трудно не согласиться с высказыванием норвежского тренера по легкой атлетике Брюнему Э.: «Физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость». Этого можно добиться, следуя дидактическим принципам в обучении, использованию различных методов педагогического воздействия, конкретным целевым установкам.
1. Система физического воспитания. Основные моменты.
Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.
В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.
4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.
По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).
По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий.
Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.
2. Легкая атлетика в системе физического воспитания.
В РК легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания.
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.
Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.
Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Легкая атлетика не имеет себе равных.
Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.
Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.
Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу.
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности.
Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются наиболее демократичным видом спорта.
Образовательное значение легкой атлетики в процессе занятий очевиден: учащиеся приобретают полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д. По этим же причинам легкая атлетика является состав¬ной частью государственной программы по предмету «физическая культура» для школьников 1-11 классов.
Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетно¬го бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование тех¬ники в этих видах.
Бег, прыжки, метания отличаются большой вариатив¬ностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физи¬ческих качеств школьников.
В 1-4 классах школьники начинают осваивать ходьбу, бег, прыжки, метания. Они учатся:
бегать с максимальной скоростью до 60 м по дорожке школьного стадиона и по другой ровной открытой мест¬ности;
бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги после быстрого разбега с 7-9 шагов;
преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий;
прыгать в высоту с прямого или бокового разбега с 7-9 шагов;
прыгать с поворотами на 180-360°; метать небольшие предметы массой до 150 г на даль¬ность и в цель (вертикальную и горизонтальную) из раз¬ных исходных положений правой и левой руками (с места и с 1-3 шагов разбега)
Для начальных классов легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме.
После усвоения основ техники выполнения легкоатлетических упражнений, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается изучение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний.
В 5-9 классах школьники учатся: бегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта;
бегать в равномерном темпе до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки);
после быстрого разбега с 9-14 шагов выполнять пры¬жок в длину способом «согнув ноги»;
выполнять прыжок в высоту способом «перешагива¬ние» с разбега с 6-10 шагов;
метать малый мяч на дальность с 3-6 шагов с соблю¬дением ритма;
метать малый мяч в цель (вертикальную и горизон¬тальную) с 10-15 м и по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям учащихся 5-9 классов является освоение согласованности разбега с отталкиванием (в прыжках) и разбега с выпуском снаряда (в метаниях).
Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующего оборудова¬ния, подготовленности учащихся. Наиболее просты в ос¬воении учащимися 5-7 классов прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешаги¬вание». В 8-9 классах можно использовать более сложные спортивные способы прыжков, например «Фосбери флоп».
После стабильного выполнения этих двигательных дей¬ствий учителю следует разнообразить условия их выпол¬нения: длину разбега в прыжках и метаниях, вес и форму метательных снарядов.
Учащиеся 8-9 классов участвуют в соревнованиях по отдельным видам легкой атлетики и по легкоатлетическо¬му четырехборью: бег на 60 м, прыжок в высоту или в длину с разбега, метание, бег на выносливость
В 10-11 классах учебный процесс направлен на изуче¬ние техники эстафетного бега, на совершенствование тех¬ники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту.

Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Цель подготовительной части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.
Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.
Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. Если это прыжки в длину с разбега, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через один, три, пять шагов, в длину с места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха.
В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока.
Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке.
Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

Внеклассная деятельность:
К внеклассной деятельности в ОУ относят все виды занятий учащихся во внеурочное время:
1. УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика)
2. Вводная гимнастика
3. Физкультпауза
4. Физкультминутка
5. Физкультурный час
6. Микропаузы активного отдыха
7. Спортивные походы
8. Соревновательная деятельность
9. День здоровья
10. Спортивные праздники и состязания
Практически любая форма внеклассных занятий может включать в себя легкую атлетику или же вообще состоять только из этого вида спорта.
Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов.
Невозможно даже представить «Казахстанскую систему воспитания» и «Легкую атлетику» как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем наиболее важные. А для учителя физической культуры остается только взять все лучшее в теории и воплощать на практике.

Учитель физической культуры
СШГ № 11 Плешко В. В.
город Актобе 2017 год

Список литературы:
1. Брюнему Э., Харнес Э. Бегай, прыгай, метай-М.:ФиС, 1982.
2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С. Легкая атлетика. Учеб.пос.М.: Издательский центр «Академия», 2007
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: Издательский центр «Академия»-2008
4. Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике, учебное пособие М.: 2004
5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета М.: 2006
6. Теория и методика физической культуры, ж. №5-2008, №9-2007
7. Спорт в школе, Ж №18-2010г
Категория: Физическая культура | Добавил: vitaliipleshko4 (2017-02-13) E
Просмотров: 2014 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru