Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников Основные задачи физического воспитания учащихся общеобразовательных школ- укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию. Это общеизвестно. Однако не менее важно вовремя обучить их жизненно важным двигательным навыкам, главными из которых следует считать навыки в ходьбе, беге, прыжках и метаниях, т.е. в упражнениях, составляющих легкую атлетику. Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников играет ведущую роль. Разные формы занятий помогают выбрать педагогу наиболее интересные, построить свою работу разнообразно, вовлекая в занятия легкой атлетикой большое количество учеников. Трудно не согласиться с высказыванием норвежского тренера по легкой атлетике Брюнему Э.: «Физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость». Этого можно добиться, следуя дидактическим принципам в обучении, использованию различных методов педагогического воздействия, конкретным целевым установкам. 1. Система физического воспитания. Основные моменты. Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности. Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека. 4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени. 2. Легкая атлетика в системе физического воспитания. В РК легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы. Вовлечение в занятие легкой атлетикой большого числа детей содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения. Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле. Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело. Спортивные тренировки в легкой атлетике и соревновательная деятельность дают возможность учащимся реализовать свои потенциальные способности, проявить себя как личность, сформировать характер и оптимальную психическую сферу. Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности. Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, занятия легкой атлетикой доступны для детей из малообеспеченных семей и являются наиболее демократичным видом спорта. Образовательное значение легкой атлетики в процессе занятий очевиден: учащиеся приобретают полезные знания и навыки о режиме дня, питании, планировании тренировок и т.д. По этим же причинам легкая атлетика является состав¬ной частью государственной программы по предмету «физическая культура» для школьников 1-11 классов. Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега на короткие, средние, длинные дистанции, эстафетно¬го бега, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность и совершенствование тех¬ники в этих видах. Бег, прыжки, метания отличаются большой вариатив¬ностью выполнения и применения в различных условиях. Они оказывают существенное влияние на развитие физи¬ческих качеств школьников. В 1-4 классах школьники начинают осваивать ходьбу, бег, прыжки, метания. Они учатся: бегать с максимальной скоростью до 60 м по дорожке школьного стадиона и по другой ровной открытой мест¬ности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги после быстрого разбега с 7-9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого или бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180-360°; метать небольшие предметы массой до 150 г на даль¬ность и в цель (вертикальную и горизонтальную) из раз¬ных исходных положений правой и левой руками (с места и с 1-3 шагов разбега) Для начальных классов легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме. После усвоения основ техники выполнения легкоатлетических упражнений, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается изучение техники бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с разбега, метаний. В 5-9 классах школьники учатся: бегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого старта; бегать в равномерном темпе до 20 мин (мальчики) и 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-14 шагов выполнять пры¬жок в длину способом «согнув ноги»; выполнять прыжок в высоту способом «перешагива¬ние» с разбега с 6-10 шагов; метать малый мяч на дальность с 3-6 шагов с соблю¬дением ритма; метать малый мяч в цель (вертикальную и горизон¬тальную) с 10-15 м и по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям учащихся 5-9 классов является освоение согласованности разбега с отталкиванием (в прыжках) и разбега с выпуском снаряда (в метаниях). Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующего оборудова¬ния, подготовленности учащихся. Наиболее просты в ос¬воении учащимися 5-7 классов прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешаги¬вание». В 8-9 классах можно использовать более сложные спортивные способы прыжков, например «Фосбери флоп». После стабильного выполнения этих двигательных дей¬ствий учителю следует разнообразить условия их выпол¬нения: длину разбега в прыжках и метаниях, вес и форму метательных снарядов. Учащиеся 8-9 классов участвуют в соревнованиях по отдельным видам легкой атлетики и по легкоатлетическо¬му четырехборью: бег на 60 м, прыжок в высоту или в длину с разбега, метание, бег на выносливость В 10-11 классах учебный процесс направлен на изуче¬ние техники эстафетного бега, на совершенствование тех¬ники бега на короткие дистанции, прыжков в длину и в высоту. Урок физической культуры является основной формой построения занятия легкой атлетикой в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Цель подготовительной части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Правильный подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Упражнения подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части урока. Если это прыжки в длину с разбега, то подготовительными упражнениями могут быть прыжки через один, три, пять шагов, в длину с места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха. В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке. Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания. Внеклассная деятельность: К внеклассной деятельности в ОУ относят все виды занятий учащихся во внеурочное время: 1. УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика) 2. Вводная гимнастика 3. Физкультпауза 4. Физкультминутка 5. Физкультурный час 6. Микропаузы активного отдыха 7. Спортивные походы 8. Соревновательная деятельность 9. День здоровья 10. Спортивные праздники и состязания Практически любая форма внеклассных занятий может включать в себя легкую атлетику или же вообще состоять только из этого вида спорта. Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов. Невозможно даже представить «Казахстанскую систему воспитания» и «Легкую атлетику» как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем наиболее важные. А для учителя физической культуры остается только взять все лучшее в теории и воплощать на практике. Учитель физической культуры СШГ № 11 Плешко В. В. город Актобе 2017 год Список литературы: 1. Брюнему Э., Харнес Э. Бегай, прыгай, метай-М.:ФиС, 1982. 2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С. Легкая атлетика. Учеб.пос.М.: Издательский центр «Академия», 2007 3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта, М.: Издательский центр «Академия»-2008 4. Лазарев И.В. Практикум по легкой атлетике, учебное пособие М.: 2004 5. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета М.: 2006 6. Теория и методика физической культуры, ж. №5-2008, №9-2007 7. Спорт в школе, Ж №18-2010г | |
Просмотров: 2014 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|