Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
Творческий отчет «Привитие интереса учащихся к физической культуре через дополнительное образование» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо «Именно здоровый образ жизни является ключом к здоровью нации»- говорится в Послании Президента народу Казахстана. В настоящее время основу системы физического воспитания в школе составляют государственные стандарты образования, основной целью которых является дальнейшее улучшение физической подготовленности учащихся. Физическая культура и спорт – важные средства воспитания подрастающего поколения. За 15 лет работы в Казанской средней школе учителем физической культуры целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. Основными направлениями своей работы я выбрал следующее: - укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом; - соблюдение техники безопасности; - повышение уровня физической подготовки учащихся; - популяризация здорового образа жизни у детей; - стимулирование у учащихся желания участвовать в соревнованиях. С этой целью я выбрал методическую проблему «Привитие интереса учащихся к физической культуре через дополнительное образование». Актуальность данной темы заключается в следующем: Здоровье школьников относится к приоритетным направления в сфере образования; Увеличивается число учащихся, имеющих различные функциональные отклонения в состояние здоровья; Снижается двигательная активность школьников. В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья школьников. К моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Учебные нагрузки не оставляют времени на достаточную двигательную активность. Общеизвестно, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Образ жизни включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Мы, учителя, в своей работе не можем влиять на первый и второй компоненты, только на стиль жизни. Быть здоровым – естественное стремление человека. Первый, основной признак здорового образа жизни - это регулярная физическая и двигательная активность, поэтому работа по сохранению здоровья учащихся и воспитанию здорового поколения для меня актуальна и значима. Как увлечь детей физкультурой, сформировать потребность и привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? Как со школьной скамьи привить вкус к здоровому образу жизни? Для осуществления своей методической проблемы ставлю следующие задачи: • Формирование основ знаний о физической культуре и спорте; • Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями; • Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой; • Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам; • Развитие двигательных качеств; • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств; • Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей. Мой опыт работы учителем физической культуры позволяет утверждать, что с помощью добротно проведенных уроков, системы домашних заданий, определенной организации массовой внеклассной работы можно добиться высокого уровня общефизической подготовки школьников и их здоровья. Особая роль в этом принадлежит мне, как учителю физической культуры. Урок строю таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. В условиях своей школы имею возможность выполнить всю учебную программу, все ее разделы, кроме плавания. Совершенствованию методики проведения урока уделяю постоянное внимание. На уроках стараюсь научить правильному, в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика. Большинство уроков стараюсь проводить на свежем воздухе. На каждом уроке провожу инструктаж по технике безопасности, строго слежу за выполнением СанПиНа. Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого – победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка. В своей работе я применяю личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования: 1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Для реализации поставленных целей и задач использую групповые и индивидуальные задания: ходьба в низком приседе, прыжковые упражнения, игровые эстафеты с применением спортивного инвентаря и предметов (кегли, скакалки, теннисные и набивные мячи), подвижные игры различной интенсивности. Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними – ученики со средней и даже слабой подготовкой. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке. Оценка на уроках физической культуры – проблема, занимающая многих ученых и чиновников различного уровня. Выполнение нормативов важная составляющая, но не единственная. За теорию и практику ученику мною выставляются оценки отдельно по традиционной пятибалльной шкале. Для определения уровня теоретических знаний учащихся использую информационные технологии. Учитывается не только результат (высота прыжка или скорость пробегаемого отрезка), а техника выполнения того или иного упражнения, систематичность занятий. Занятия по физкультуре проводятся в двух формах – основной урок с учетом различия учащихся в физическом развитии, определяющем темп и количество выполняемых упражнений и подготовительной– с использованием разных требований и подходов. С введением такой системы уменьшилось число освобожденных по физкультуре. На уроках физкультуры мои ученики направляют свои усилия не на борьбу с нормативом, а на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. Школьник должен понимать, что он бегает и прыгает не ради достижения какого-то результата, а ради того, чтобы быть здоровым. Стараюсь помочь ученику открыть для себя мир физической культуры и спорта. Согласимся с тем, что как бы ни значителен был сам урок физкультуры, он, увы, не может быть лекарством от всех болезней. Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Поэтому занятия спортивных секций тоже стали непременными мероприятиями жизни школы. Внеклассной работой стараюсь охватить максимальное число учащихся. Мои ученики регулярно принимают участие в различных районных соревнованиях и олимпиадах, где занимают призовые места. Волейбол в Казанской средней школе является одним из популярных и успешных видов спорта во все времена. Реализация методической темы «Привитие интереса учащихся к физической культуре через дополнительное образование» способствовала достижениям: - в 2014 году учащиеся старших классов стали чемпионами района по пляжному волейболу; заняли 1 место в районном отборочном турнире по волейболу. - в 2015 году заняли 1 место в районных соревнованиях по волейболу среди девушек; 3 место в областных соревнованиях по волейболу среди юношей. в 2016 году - 2 место в районных соревнованиях по волейболу среди юношей. в 2017 году - 1 место по волейболу среди юношей (младшая группа). Мониторинг результатов по волейболу Лапта развивает все качества, необходимые спортсмену: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия. Я тоже заинтересовался этой игрой ещё в юности. Начав педагогическую деятельность в Казанской средней школе учителем физической культуры, я ввел эту игру в одну из дополнительных игр. Разработанная мной программа по дополнительному образованию по «Русской лапте» помогла мне достичь неплохих результатов в районных и областных соревнованиях. На сегодня в Казанской средней школе есть свои чемпионы по русской лапте: В 2014 году подтвердили статус чемпионов района, став чемпионами области (с.Талшик). В 2015 году 1 место на районных соревнованиях по русской лапте, 5 место областные соревнования по русской лапте. В 2016 году 1 место в районных соревнованиях по русской лапте и 4 место в областных соревнованиях. В 2017 году 1 место в районных соревнованиях и 2 место в областных соревнованиях по русской лапте. Тем самым на сегодня эта игра популярна не только в области, но и у нас в районе. Мониторинг результатов по русской лапте С помощью дополнительного образования удовлетворяется многообразие потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Таким образом, заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В основе любой методики, проводимой мной на занятиях и внеклассных мероприятиях, лежат следующие принципы: • помнить, что каждый ребенок индивидуален; • учитывать возможности и способности ученика; • правильный подбор физических нагрузок; • постепенное увеличение интенсивности физических нагрузок. | |
Просмотров: 415 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|