Главная » Статьи » В помощь учителю » Физическая культура |
В последнее время в школе увеличивается количество детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Если в 2012 году на учете со сколиозом состояло 12% учеников, с ослабленным зрением 8%,то в 2019 году эти данные изменились следующим образом со сколиозом 17% учеников, с ослабленным зрением 12%. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Дети всё меньше времени уделяют прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры. А в 8-9 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целый урок, да не один, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться?! Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одна из здоровьесберегающих задач на уроке: способствовать снятию физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости. Каждый учитель создает на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранять и улучшать здоровье учеников. Одним из элементов урока являются физминутки. Актуальность моего исследования обусловлена потребностью общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Цель: необходимость проведения физминуток во время урока и создание наглядности влияния физминуткок на здоровье школьников. Какое значение имеют физминутки в урочном процессе. Задачи исследования: 1) Провести тестирование и выяснить, как влияет физминутка на здоровье и работоспособность ученика; 2) Провести анкетирование среди учащихся 3-ого и 9-ого класса для определения необходимости проведения физминуток во время урока. 3) Проанализировать результаты тестов и анкет. 4) Сделать вывод о необходимости дальнейшего проведения на уроках физминуток для снятия физического, психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения школьника. 5) Рассмотреть различные формы проведения физминуток. 6) Дать рекомендации в помощь учителям для проведения физминуток. Гипотеза исследования: я предполагаю, что физминутка - это кратковременный отдых, один из видов двигательно - оздоровительных моментов на занятиях, которые необходимы для сохранения работоспособности и укрепления здоровья учащихся. Объект исследования: учащиеся 3б и 3г класса с одинаковым процентом качества знаний Предмет исследования: восстановление физических и умственных сил ученика с помощью физминутки. Методы исследования: изучение литературы, наблюдения, проведение тестирование, анкетирования. Теоретическая часть Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха, минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости, отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учеников и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог считает своим долгом, в ходе занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учеников и продуктивность занятий. «Здоровье детей – богатство нации!», этот тезис не утратит актуальности во все времена. В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, и конечно же на физминутках. Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности, да и просто просмотр телевизионных программ, мультфильмов часто происходят за столом, на полу или в кресле, то есть в неподвижном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно младшего школьного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность. Особенно утомительна для детей младшего школьного возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты. Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. А в этот урок гармонично вписываются физминутки. Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей. Физминутку можно смело отнести к здоровьесберегающей технологии. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям: - организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии; - игровые оздоровительные технологии; - веселые физминутки на уроках в школе; - работа по предупреждению утомляемости на уроках; - формирование навыков здорового образа жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Они проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными. В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели. Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. Практическая часть Наше внимание называют “монархом сознания”. Без него не возможна никакая сознательная умственная деятельность. Разработано много способов проверки уровня развития внимания человека. Некоторые из них используются уже столетиями. Те же самые тесты можно использовать и для тренировки внимания. Как в обычном, так и в творчески переработанном, модифицированном виде. Я рассмотрю, как классические тесты для проверки внимания можно превратить в увлекательные игры и задания, развивающие внимание. Одним из самых простых и в то же время информативных тестов для проверки внимания признана “Корректурная проба”. Методика “Корректурная проба” (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания. Вот одно из наиболее кратких описаний методики: Методика “Корректурная проба” может применяться и для проверки состояния внимания, и для тренировки внимания. Именно этот метод я использовала в своей исследовательской работе. Тестирование проходило в 3б и 3г классах. Эти классы учатся со второй смены. Тестирование проходило на 20-ой минуте первого урока основного предмета (русский язык). Участвовало по 20 человек с класса (10 мальчиков и 10 девочек). Задание тестирования было следующее: каждому ученику раздали текст из 6 предложений (приведен ниже): «Жил был зайчик, который всего боялся, но у него была мечта, чтобы все звери в лесу его воспринимали как могущего и мудрого зайца. Однажды все звери оставили своих детишек в норках, а сами пошли искать еду. Но вдруг лес загорелся. Но зайчик трусишка не побоялся огня он спас всех детишек, и отнёс их своим родителям! После того момента зайчика не называли трусишкой, а наоборот все начали считать его храбрым. Все детишки медвежата, утята, ёжики, зайчата все, все начали считать его храбрецом, а родители детишек всегда с ним здоровались и благодарили». Читать данный текст было не нужно, в нем необходимо за 1 минуту найти и зачеркнуть две гласные буквы «а» и « о». Причем, количество этих гласных букв в тексте одинаково – 42 буквы. После проведения первого тестирования, в одном классе (3б) на протяжении недели, 1 раз в день во время 2-го урока на 20-ой минуте проводилась физминутка, в другом классе (3г) не проводилась. Этот тест, покажет, насколько у детей присутствует, на этом периоде учебной деятельности внимание, работоспособность. Физминутку проводила ученица 3б класса Аленина Ксения.После первого тестирования мною получены следующие результаты: учениками 3б класса буквы «а» зачеркнуто - 29,2%, « о»-50,8%, а учениками 3г класса буквы «а» зачеркнуто - 37,1%, « о» - 59%. После недельного проведения физминутки повторно проводиться тестирование, текст задания не меняется, только в этот раз необходимо зачеркнуть гласные буквы «и», «у». После второго тестирования мною получены следующие результаты: учениками 3б класса буквы «и» зачеркнуто – 50,1%, « у»-64%, а учениками 3г класса буквы «и» зачеркнуто – 44,3%, « у» - 58%. Количество гласных букв «и» в тексте – 41, «у» - 9. Исходя из показателей, я делаю следующие выводы: сравнив результаты тестирования до и после внедрения физминутки в ход урока, можно увидеть определенные изменения. Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие утомляемости. Утомление, выражается в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. При этом утомление – это защитная, охранная реакция организма. Отрицательное воздействие на здоровье оказывают постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. В 3б классе благодаря физминутке утомляемость детей снизилась, за счет положительного влияния на деятельность мозга, улучшения кровоснабжения внутренних органов и работоспособности нервной системы. Физминутка помогла организму «взбодриться» и активизировать нерастраченную энергию. Очень важно проводить физминутку на начальном этапе утомления, важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой на вторую половину урока. Так же проводилось анкетирование среди учеников 3 б,г классов и 9а,в классов. Цель анкетирования: узнать мнение детей о влиянии утренней зарядки и физминутки на хорошее физическое самочувствие и высокую активность в учебном процессе у школьников. Результаты проведенного анкетирования: Когда проводить физминутку 3кл 9кл 1. В начале урока 10% 10% 2. В середине урока 87% 85% 3. В конце урока 3% 5% Проведение анкетирования выявило что, школьники 3-го и 9-го классов считают проведение физминутки необходимой частью урока. Дети осознают всю важность влияния физических упражнений на учебную деятельность. Как видно из графика предпочтение ученики отдают проведению физминутки в середине урока, когда общий уровень работоспособности снижается и дети чувствуют усталость, плохо воспринимают учебный материал. Рекомендации: *учителям-предметникам, среднего и старшего звена, стоит обратить внимание на пользу от физминуток, и постараться ввести их на своих уроках; *при составления физминуток предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц; * составлять интересные физминутки, соответствующие возрасту учеников; *поддерживать у школьников должный запас "адаптационной энергии"; *учитывать возрастные, психологические, и другие особенности учеников; *грамотно использовать свой опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук; *разнообразить физминутки (музыкальные и интерактивные) избегая шаблонности при их создании. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления. Существует несколько видов физминуток, из них рекомендую: -упражнения для снятия общего или локального утомления; -упражнения для кистей рук; -гимнастика для глаз; гимнастика для улучшения слуха; -упражнения для профилактики плоскостопия; -упражнения, корректирующие осанку; -дыхательная гимнастика. Заключение Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья. Цицерон «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Ограничение движений может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей любого возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Мне стало понятно значение физкультминуток. Оно заключается в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают наши силы. Физкультминутки необходимы не только для настроения, но и для правильного кровообращения в нашем организме, для снятия напряжения. Начиная исследование, я предполагала, что физминутка является кратковременным, но эффективным этапом урока для сохранения работоспособности и укрепления нашего здоровья. Моё предположение подтвердилось наблюдениями, анализом анкетирования. Используемая литература 1. Антонов Ю.Е., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21века», 2007. 2. Исаева С.А., «Физкультурные минутки в начальной школе», Москва, 2006. 3. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для школьников», Москва, 2008. 4. Погадаев Г.И. «Физкульт – Ура!», Москва, 2003. 5. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Приложение Упражнения для кистей рук. Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой. Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Мы начнём опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять! Упражнения для зрительной гимнастики Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. Упражнение для мобилизации внимания Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. правую руку на пояс, левую руку на пояс; правую руку на плечо, левую руку на плечо; правую руку вверх, левую руку вверх; хлопки руками над головой; опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо; левую руку на пояс, правую руку на пояс; хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный. Упражнения для отдыха мелких мышц рук и позвоночника Есть физминутки, которые совмещают отдых мелких мышц рук и позвоночник: По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали И дальше пошли. Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок. Отдых можно сочетать с закреплением пройденного материала. Например, изменим знакомую игру “Летает, не летает” и при изучении глаголов на уроке русского языка будем поднимать руки вверх, если слово – глагол, и опускать вниз – если другая часть речи. Танцевальные физминутки. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом прыг-скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова - по порядку. Побежим мы по дорожке Раз, два, три! И похлопаем в ладошки Раз, два, три! И покрутим головами Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами Раз, два, три! Упражнения для снятия утомления с мышц туловища Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову: резко повернуть таз направо; резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний. | |
Просмотров: 1011 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|